Статья посвящена рассмотрению некоторых вопросов, связанных с принятием Федерального закона от 24 февраля 2021 года N 16-ФЗ «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Ключевые слова: уголовный кодекс, внесение изменений, новеллы уголовного законодательства, должностное лицо, руководители публично-правовых компаний, государственные внебюджетные фонды, хозяйственные общества с государственным участием.
В данной статье нами будет проведен сравнительный анализ ранее действовавшего законодательства и нововведений, которые были опубликованы 24 февраля 2021 года [4]. Нововведения касаются расширения понятия «должностное лицо». Цель данного нововведения — дать возможность законодателю признавать специальным субъектом дополнительные категории граждан, а именно руководителей публично-правовых компаний, государственных внебюджетных фондов, хозяйственных обществ с государственным участием.
Должностными лицами, до вступления изменений, признавались лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Данное определение содержалось в примечании к ст. 285 УК РФ [1].
Внесены изменения в примечание к ст. 201 УК РФ, в части определения лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. Так, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в пункте 1 примечаний к статье 285 УК РФ, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, или лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
Для того чтобы наглядно увидеть изменения, предлагаем обратиться к таблице ниже:
Было (до 24 февраля 2021 года) |
Стало (после 24 февраля 2021 года) |
Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. |
Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах , государственных корпорациях , государственных компаниях, публично-правовых компаниях , на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), атакже в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. |
Как мы видим, понятие «должностное лицо» дополнили следующими пунктами:
(а) государственные внебюджетные фонды;
(б) публично-правовые компании;
(в) хозяйственные общества:
— в высшем органе управления которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов;
— в которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления.
(г) в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»).
Лица, занимающие руководящие должности в дочерних организациях хозяйственных обществ, подконтрольных Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, не являются субъектами таких преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог, халатность. При этом они наделены организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями аналогично должностным лицам, а негативные последствия для общества и государства от совершенных ими общественно опасных деяний по своей тяжести соответствуют преступлениям, предусмотренным главой 30 УК РФ.
Уголовное преследование руководителей таких организаций за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ) осложняется отсутствием заявлений об ущербе в правоохранительные органы со стороны потерпевших материнских структур, зачастую не заинтересованных в публичной огласке происшествий. Данная позиция содержится в пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации в части уточнения понятия «должностное лицо».
Рассмотрим ситуацию на примере:
До недавнего времени, менеджеры различных дочерних компаний, госкорпораций или подконтрольных государству акционерных обществ, формально были бизнесменами, следовательно, для того чтобы привлечь их к уголовной ответственности за должностные преступления, необходимо заявление потерпевшего (т. е. материнской структуры). Моделируем ситуацию: начальник какой-либо госкорпорации совершил хищение денежных средств. Очень часто оказывается так, что этот начальник чей-то внук, сын, племянник, соответственно, со стороны материнской структуры было бы нелогичным привлечение данного лица к ответственности, а это мы еще не говорим о том, что придавать огласке данный факт совсем не имеет смысла. Теперь мы можем сказать, что у правоохранительных органов появилась возможность привлекать менеджеров по «чиновничьим» статьям.
Если говорить о государственных внебюджетных фондах, то в СМИ не очень часто освещаются коррупционные преступления, которые были совершены тем или иным сотрудником.
Обратимся к практике:
Каждый год Федеральный фонд ОМС распределяет по больницам более 2 трлн рублей через свои региональные подразделения, а также через страховые компании. Когда пациент приходит в поликлинику — к своему участковому врачу, отоларингологу, на рентген или обращается в любой другой кабинет с полисом ОМС — его обслуживают абсолютно бесплатно. Но больница за проделанную работу получает денежные средства.
Чтобы получить эти деньги, больницы формируют список пациентов и оказанных им услуг, он передается в страховую компанию. Та должна проконтролировать, что все без обмана, и уже в свою очередь запросить деньги в территориальном фонде ОМС.
17 августа 2018 года глава территориального фонда ОМС в Республике Дагестан Магомед Сулейманов собирался сесть на самолет в Москву. Но его планам помешали сотрудники МВД и ФСБ, задержавшие чиновника в аэропорту Махачкалы. Сулейманова обвинили в создании преступного сообщества и мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, он похитил из фонда более 210 млн рублей. Это самое крупное дело о воровстве денег обязательного медицинского страхования. Схема, которую, как считают следователи, использовал Магомед Сулейманов, не сильно отличается от тех, которыми пользуются более мелкие преступники. В медицинские карты россиян, уехавших воевать в Сирию за ИГИЛ*, а также в карты покойников вносились записи об оказанных им медицинских услугах.
За период с 2010-го по 2018 год таким образом «пролечились» 622 человека. В схему Магомеда Сулейманова были вовлечены как государственные, так и частные клиники. Вторых было больше. В ОПС, созданное Сулеймановым, как полагает следствие, входили его подчиненные из фонда ОМС, сотрудники страховых компаний и лечебных учреждений Дагестана. Но главной отличительной чертой этого уголовного дела является объем похищенных средств.
Данный пример наглядным образом демонстрирует «связь» между руководителями различных структур, так как все они находятся в тесном контакте и каждый из них получает определенный процент выгоды.
Поэтому принятые изменения можно считать шагом в сторону расширения круга организаций с государственным участием, к работникам которых могут быть применены меры ответственности за коррупционные правонарушения.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 174 — ФЗ от 18.12.2001 г. (ред. от 19.12.2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020 г.) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
- Павлов Н. Е. Производство по заявлениям, сообщением о преступлениях. — Волгоград, 2012. — 56 с.
- Федеральный закон от 24.02.2021 № 16-ФЗ «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации».