В данной статье исследуются мотивы учебной деятельности студентов-психологов во взаимосвязи с личными особенностями.
Ключевые слова: мотивация студентов, учеба, профессиональная деятельность, психологическая проблема, мотивы, личностные особенности.
This article examines the motives of educational activity of psychology students in relation to personal characteristics.
Keywords: motivation of students, study, professional activity, рpsychological problem, motives, personal characteristics.
Актуальность исследования связана с анализом работ по проблеме реализации выпускников в профессии, в которых данная проблема решена частично, или исследования проводились много лет назад. Теоретический анализ показывает, что наблюдается фрагментарность в теоретико-методологическом обосновании проблемы самореализации студентов-психологов в будущей профессиональной деятельности в связи с особенностями мотивации их учебной деятельности и личностной спецификой.
Теоретико-методологическая база исследования: субъектно-деятельностные теории (К. А. Абульханова-Славская, ЛИ. Анцыферова, A. B. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); личностный подход (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясшцев, Е. В. Шорохова и др.); исследования различных аспектов самореализации и само актуализации личности (А. Адлер, B. C. Гершунский, К. Гольдштейн, K. M. Гуревич, A. A. Деркач, В. Г. Зазыкин, В. Н. Келасьева, Л. А. Коростылёва, A. A. Крылов, С. И. Кудинов, Н. В. Кузьмина, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, В. И. Моросанова, К. К. Платонов, Н. С. Пряжников, A. A. Реан, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко, О. С. Советова, В. Франкл, Э. Фромм, К. Хорни, В. Э. Чудновский и др.); учения о профессиональной самореализации (Е. П. Белозерцев, С. Л. Братченко, И. А. Индинов, И. Ф. Исаев
Объект исследования : психологические особенности направленности личности студентов-психологов.
Предмет : специфика учебной мотивации студентов-психологов, связанная с особенностями их личности, ее смысложизненными ориентирами.
Цель: исследовать связь ведущего учебного мотива с личностными особенностями студентов — психологов.
Гипотеза: существуют отличия в психологическом портрете личности студентов с учебной направленностью на получение профессии и с формальной мотивацией к получению диплома.
Задачи:
1) Осуществить теоретический анализ исследований психологических особенностей личности студентов-психологов и факторов их готовности к профессиональной деятельности.
2) Описать психологическую специфику мотивации учебной и будущей профессиональной деятельности у студентов-психологов.
3) Провести исследование взаимосвязи психологических особенностей направленности личности и специфики учебных мотивов.
Надежность и валидность полученных результатов обусловлены методологическим обеспечением исходных положений, целостной организацией исследования, объединением математических методов обработки эмпирических данных с качественным психологическим их анализом и достаточной репрезентативностью выборки.
Организация исследования. На разных этапах исследования было опрошено 60 респондентов (мужчины — 11 человек; женщины — 49 человек; в возрасте от 17 до 32 лет). В исследуемую выборку вошли студенты-психологи 1–5 курсов, дневной и заочной форм обучения факультетов психологии КФУ им. В. И. Вернадского. В ходе исследования, из всей совокупности испытуемых была выделена группа студентов-психологов с учебным мотивом, направленным на получение профессии и группа студентов-психологов с учебным мотивом, направленным на личный престиж получения высшего образования.
Методы исследования.
- Теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования.
- Составлен ряд методик, в который вошли методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов». (А. А. Реан и В. А. Якунин), тест Кэттелла (16 PF).
- Методы математической статистики и качественного анализа полученных результатов.
Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций по повышению уровня учебной мотивации уже обучающихся студентов, прогнозирования их дальнейшей профессиональной компетентности, а также учитываться при наборе абитуриентов на факультеты психологии.
Гипотезой данного исследования выступило предположение, что, субъектам с различными учебными мотивами присущи определенные личностные особенности, отличные друг от друга, которые характеризуют будущего специалиста психолога.
В ходе исследования, из всей совокупности испытуемых была выделена группа студентов-психологов с учебным мотивом, направленным на получение профессии (44 % выборки) и группа студентов-психологов с учебным мотивом, направленным на личный престиж получения высшего образования (32 %).
В дальнейшем две группы испытуемых были исследованы с целью определения личностных качеств, поскольку гипотезой данной работы является предположение, что студенты, ориентированные на получение профессии имеют личностные характеристики отличные от студентов имеющих другие учебные мотивы.
Для выявления специфики мотивов учебной деятельности студентов-психологов мы использовали методику «Изучение мотивов учебной деятельности студентов». Методика предложена А. А. Реаном и В. А. Якуниным и состоит из списка мотивов учебной деятельности (16 пунктов), из которых испытуемый должен выбрать наиболее значимые для себя. Для каждого студента проводится качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности. Определяется частота выбора того или иного мотива.
С целью выявления психологических особенностей личности студентов-психологов и соотнесения этих особенностей с особенностями учебной мотивации, был выбран Тест Кэттелла (16 PF-опросник) — многофакторный опросник личности, который широко используется в психодиагностической практике. Опросник диагностирует черты личности, которые Р. Б. Кэттелл называет конституционными факторами. Он содержит 105 вопросов. Способ работы с опросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся на опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального «ключа». Максимальная оценка по каждому фактору — 12 баллов, по фактору «В» — 8 баллов, минимальная — 0 баллов.
Результаты исследования психологических особенностей личности студентов-психологов в связи с их учебными мотивами
При описании результатов отдельно представляли полученные данные по двум выборкам — студентов-психологов с учебной мотивацией личного престижа (диплома о высшем образовании) и студентов-психологов с учебным мотивом овладения профессией. Такое разделение на группы стало возможным при помощи методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», которая позволила выявить следующие учебные мотивы в исследуемой выборке в целом (60 человек).
Основным учебным мотивом студентов-психологов оказался мотив, направленный на получение профессии, в который почти в равной степени вошли мотивы «Стать высококвалифицированным специалистом», «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» — 28 выборов. Следующей наиболее выбираемой категорией мотива стала категория «личного престижа» (мотивы «Достичь уважения преподавателей», «Добиться одобрения родителей и окружающих»). Т. е. выборка разбилась на две части (27 и 20 человек), с ведущим учебным мотивом, направленным на получение профессии (45 % выборки) и мотивом личного престижа (получения диплома) (32 %). Не выраженным оказался учебный мотив у 23 % выборки. Следовательно, можно говорить о том, что в полученной выборке студентов-психологов ведущими являются учебные мотивы, направленные на получение профессии и мотивы, направленные на получение личного престижа, тогда как мотивы получения знаний и прагматические мотивы менее значимы. Это может быть обусловлено как социальными, так и психологическими факторами: общественное значение профессии и широкая сфера ее применения; социальная потребность в квалифицированных специалистах данной области; соответствие профессии способностям и интересам.
Гипотеза данной работы частично подтвердилась. По ряду факторов опросника Кэттелла были получены достоверные различия личностных особенностей испытуемых с учебной направленностью на получение профессии и испытуемых с учебной направленностью на личный престиж. Профессионально направленные испытуемые — более общительны, эмоционально устойчивы, реалистичны в суждениях, дипломатичны, уверены в себе, отличаются аналитичностью мышления, независимы, спокойны.
Студенты-психологи, ориентированные на получение личного престижа, в некоторой степени характеризуются большей замкнутостью, безучастностью, строгостью в оценке людей. Наблюдается низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, утомляемость, невротические симптомы. Свойственна тревожность, депрессивность, впечатлительность, сопротивление переменам, зависимость от группы, безынициативность.
Таким образом, на основании сделанных выводов, можно судить о том, что поставленные задачи были решены, исследовательская цель достигнута. Дальнейшие исследования могут быть связаны с увеличением исследовательской выборки, расширением методического инструментария, написанием рекомендаций на основании проведённого исследования.
Литература:
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976
- Багдасарьян Н. Г., Немцов А. А., Кансузян Л. В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социол. исслед. 2003. № 6. С. 113–119.
- Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. — М., 1991
- Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990
- Грабал В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся //Вопросы психологии. — 1987. — № 1
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. «Питер», 2000
- Забродин Ю. М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности //Вопросы психологии. — 1989 — № 6.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Спб.: Питер, 2004
- Истратова О. Н. Психодиагностика. Р/н/Д., Феникс, 2006, 375с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. — М., 1998
- Мясищев В. Н. Проблема способностей. — М., 1969.
- Радина Л. В. Психолого-акмеологические особенности ценностных ориентаций личности на этапе профессионального самоопределения: Дис. канд. психол. наук. Москва, 2001. 123 c.
- Реан А. А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. Спб., 1996
- Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М.: Исследовательский центр, Изд. корпорация «Логос», 1994. 156 с.