Дистанционные технологии социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях пандемии COVID-19 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 21.10.2021

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Чалый, С. В. Дистанционные технологии социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях пандемии COVID-19 / С. В. Чалый, О. В. Правдивцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84781/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье представлены практические аспекты применения дистанционных технологий социальной реабилитации детей с умственной отсталостью в период изоляции, связанной с пандемией на примере Бюджетного учреждения Воронежской области «Бутурлиновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».

Ключевые слова : умственная отсталость, социальная реабилитация детей-инвалидов, дистанционные технологии, Бутурлиновский детский дом-интернат.

The article presents the practical aspects of the use of distance technologies for social rehabilitation of children with mental retardation during the period of isolation associated with a pandemic on the example of the Budgetary Institution of the Voronezh Region «Buturlinovskiy orphanage for mentally retarded children».

Key words: mental retardation, social rehabilitation of disabled children, distance technologies, Buturlinovsky boarding school.

Здоровье населения России находится в критическом состоянии. Результаты фундаментальных исследований свидетельствуют о кризисном состоянии здоровья у представителей всех возрастных групп, особенно у детей. В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. С конца XX столетия частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в 2 раза и по разным данным составляет от 6 до 9 %. При сохранении этой тенденции прогноз будущего для населения нашей страны крайне пессимистичен. Поэтому проблема сохранения здоровья населения, в частности здоровья детей, становится приоритетной для государства. [1]

По данным сайта ФГИС Федеральный реестр инвалидов, тенденции роста числа детей-инвалидов распространяются и на Воронежскую область [2] (Таблица 1)

Проблема включения детей с умственной отсталостью в реальную жизнь общества является актуальной. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни, является главной задачей учреждения.

Социальную реабилитацию мы понимаем, как комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и других мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма детей и утраченных ребенком социальных связей [3]

Главным условием успешной реабилитации детей-инвалидов является её непрерывность.

Ограничения, связанные с пандемией COVID-19, отразились на работе учреждения БУ ВО «Бутурлиновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». В период с марта 2020 года по июль 2021 года учреждение находилось в частичной изоляции. Воспитанники детского дома были ограничены в перемещении, отменили все массовые мероприятия, посещение родителей и законных представителей, были установлены 2-недельные рабочие смены персонала для обеспечения деятельности детского дома.

Потребовалась принципиально новая технология, новая форма взаимодействия, позволяющая не потерять достигнутых успехов в реабилитации детей-инвалидов. Новая технология должна была сочетать эффективность реабилитационной помощи с эпидемической безопасностью.

Технология позволяет предоставлять дистанционные социальные услуги детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья в период распространения новой коронавирусной инфекции.

В 2020 году учреждением была разработана программа реабилитационного мероприятия, которое проводится в дистанционном формате. За основу был взят ежегодный фестиваль «Радуга Жизни».

Если раньше участники приезжали в Воробьевский психоневрологический интернат и там показывали театральные постановки, вокальные и хореографические этюды, то в этот раз условия изменили. Нужно было также поставить творческий номер, но записать его на видео и отправить в оргкомитет.

Конкурсанты научились снимать ролики, держаться перед камерой, монтировать. Все участники справились с заданием. В оргкомитет поступило 16 видеороликов, в которых поучаствовали 150 человек, а всего в работе задействовали более 2 тыс. человек. За кадром остались операторы, монтажеры, сценаристы, фотографы, стилисты.

Все, кто участвовал в создании видеороликов, имеют прямое отношение к интернатам: они или живут там, или работают. Из-за пандемии попасть на территорию этих учреждений посторонним сейчас нельзя, поэтому все делали своими силами. У многих воспитанников очень хорошо получается держаться перед камерой — неудивительно, что они ведут каналы на YouTube и в TikTok. В будущем, какая бы ни была эпидемиологическая ситуация, планируется оставить формат видеороликов как дополнительную номинацию, так как конкурсантам очень понравилось над ними работать. А также наблюдалось положительное воздействие телекоммуникационных технологий на развитие познавательных процессов подопечных.

Итоги VIII Творческого фестиваля для людей с инвалидностью «Радуга жизни» подвели во время телемоста в пятницу, 25 декабря 2020 года. На связь с 16 психоневрологическими интернатами Воронежской области вышли руководитель регионального департамента социальной защиты, председатель жюри конкурса, а также члены жюри — заместитель главы департамента и начальник отдела организации стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

В предыдущие годы при подведении итогов члены жюри называли обладателей Гран-при, в этот же раз решили никого не выделять. Каждая команда получила в качестве приза телевизор.

Таким образом можно сделать вывод, что дистанционная реабилитация является действительно эффективным дополнением к реабилитации в стационарном учреждении. Дистанционная реабилитация является абсолютно инновационной технологией, аналогов которой нет нигде в мире и к активному внедрению ее в реабилитационный курс нужно подходить с особой осторожностью.

Литература:

  1. Куликова Надежда Ивановна. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями в регионе по результатам социологических исследований: диссертация кандидата социологических наук: 22.00.04 / Куликова Надежда Ивановна; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2007.- 266 с.: ил. РГБ ОД, 61 07–22/6
  2. Электронный ресурс: Федеральная государственная информационная система федеральный реестр инвалидов. — Текст: электронный // ФГИС ФРИ: [сайт]. — URL: Численность детей-инвалидов (дата обращения: 05.08.2021).
  3. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: опыт словаря-справочника / авт.-сост. А. Н. Нигаев [и др.] — 2-е изд., стер. — Екатеринбург, 2003. — 118 с
Основные термины (генерируются автоматически): Бутурлиновский детский дом-интернат, Воронежская область, умственная отсталость, VIII, дистанционная реабилитация, ребенок, член жюри.


Ключевые слова

умственная отсталость, дистанционные технологии, Бутурлиновский детский дом-интернат, социальная реабилитация детей-инвалидов

Похожие статьи

Организация мероприятия по социальной реабилитации детей с умственной отсталостью в условиях детского дома

В статье представлены практические аспекты социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на примере Бюджетного учреждения Воронежской области «Бутурлиновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». Рассмотрены...

Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье описан опыт практической реализации программы проекта коррекционных занятий по песочной терапии в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода. Проанализировано многовекторное положительное воздействие, направленное на удовлетворение широкого круг...

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Проектная деятельность с детьми с нарушениями интеллекта. Проект «В мире профессий»

В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей мла...

Особенности дополнения адаптированной образовательной программы по физической культуре варианта 8.3 для ребенка с расстройством аутистического спектра младшего школьного возраста

В статье рассматриваются основные положения при разработке индивидуального образовательного маршрута по физическому развитию ребенка с аутизмом по варианту 8.3 в условиях инклюзивного образования. На основании проведенного эксперимента была показана ...

Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной помощи

В статье рассматриваются основные положения концепции выявления детей с ограниченными возможностями здоровья; предлагается перечень мероприятий для введения концепции в практическую деятельность, а также прогнозируются основные препятствия и трудност...

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Современные формы и методы помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, в условиях дошкольной образовательной организации

В статье описывается опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий

В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Похожие статьи

Организация мероприятия по социальной реабилитации детей с умственной отсталостью в условиях детского дома

В статье представлены практические аспекты социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на примере Бюджетного учреждения Воронежской области «Бутурлиновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». Рассмотрены...

Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье описан опыт практической реализации программы проекта коррекционных занятий по песочной терапии в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода. Проанализировано многовекторное положительное воздействие, направленное на удовлетворение широкого круг...

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Проектная деятельность с детьми с нарушениями интеллекта. Проект «В мире профессий»

В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей мла...

Особенности дополнения адаптированной образовательной программы по физической культуре варианта 8.3 для ребенка с расстройством аутистического спектра младшего школьного возраста

В статье рассматриваются основные положения при разработке индивидуального образовательного маршрута по физическому развитию ребенка с аутизмом по варианту 8.3 в условиях инклюзивного образования. На основании проведенного эксперимента была показана ...

Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной помощи

В статье рассматриваются основные положения концепции выявления детей с ограниченными возможностями здоровья; предлагается перечень мероприятий для введения концепции в практическую деятельность, а также прогнозируются основные препятствия и трудност...

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Современные формы и методы помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, в условиях дошкольной образовательной организации

В статье описывается опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий

В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Задать вопрос