Кризис — это актуализация экзистенциальности.
Хоменко И.
С давних пор профессия педагога относится к особо почитаемым и престижным, потому что воспитывать и учить детей — дело достойное и необходимое. Но работа педагога подчас сопряжена с противоречивыми мыслями и чувствами: не только гордостью за свою профессию, но и сомнениями в собственной компетентности. Большая психоэмоциональная нагрузка, необходимость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий — все это осложняет жизнь воспитателя. Некоторые педагоги проявляют пассивность, нежелание что-либо менять в своей работе, с предубеждением относятся к объективно назревшим нововведениям. Во многом это обусловлено их личностными характеристиками, такими как низкая социально-профессиональная активность, консерватизм, догматизм, равнодушие, которые становятся препятствием на пути реформирования системы образования. У педагогов выявляются профессиональные изменения: не только рост, совершенствование, но и деструкции, деформация структуры личности в процессе педагогического труда. Деструкции порождают психическую напряженность, ухудшают самочувствие. Поэтому проблема профессиональных деформаций личности является актуальной для всех педагогов. Одной из целей моей работы с педагогами является изучение специфики кризисных ситуаций у педагогов и организация психопрофилактической работы по преодолению кризисных переживаний. В этом направлении ставлю для себя три задачи: выявить причины развития профессиональных деструкций педагогов, обозначить эффективные пути психологической поддержки педагогов и осуществить психопрофилактику деформаций. В дошкольном учреждении четырнадцать педагогов с которыми ведется психологическая работа в данном направлении. С кризисом профессиональной адаптации столкнулись и успешно преодолевают 60 % педагогов: из них 30 % причиной кризиса стала смена места работы, и 30 % педагогов столкнулись с кризисом по причине смены рода деятельности. Кризис профессиональной адаптации связан с тем, что молодой педагог с трудом находит своё место в разновозрастном коллективе, а также с тем, что его ожидания не совпали с реальностью. Кто-то относительно спокойно проходит этот период, а кто-то не мирится с первыми разочарованиями и допускает до себя мысль уйти из профессии. Способы преодоления этого кризиса, заключаются в концентрации сил и возможностей, в максимальной профессиональной самоотдаче и оптимизации рабочего времени. Также способом преодоления кризиса является работа над собой, поиск смысла профессии, определение своего места в ней и постановка профессиональных целей. Для профилактики и помощи в преодолении этого кризиса мною проводятся лекции, тренинги, консультации групповые (согласно годовому плану) и индивидуальные (по запросу педагогов) со всеми педагогами. Немаловажную помощь в преодолении кризиса профессиональной адаптации берет на себя администрация, которая использует различные факторы, стимулирующие творческое развитие педагогов: психологические, материальные, социальные. С кризисом рутинной работы столкнулись 20 % педагогов:10 % воспользовались кризисом, как «шансом» стать лучше, перейти на следующий этап своего профессионального развития, 10 % находятся на стадии прохождения кризиса. Данный кризис возникает у педагогов обладающих богатым опытом работы, компетентных в своем предмете, как правило, имеющих 10–15 лет стажа, полностью «отдающих себя работе». В этот период могут возникнуть деструктивные образования («выработался», «сгорел», «устал», «не вижу перспектив для дальнейшего роста»), синдром эмоционального сгорания (истощения), деперсонализация. Последствия кризиса таковы, что педагог превращается постепенно в формалиста, постоянно испытывая монотонность и механичность работы; глубокое чувство неудовлетворенности; потерю в возможность реализоваться; потерю стимула к обновлению и развитию. Данной группе оказывается необходимая поддержка для успешного прохождения кризиса. Однако у 5 % из них выявлена тенденция к деформации. Переживание кризиса в таком направлении зависит от системы ценностей педагога, от определения ими смысла профессиональной деятельности в соотношении с современными требованиями, закрытости к сотрудничеству. Эти педагоги отрицают помощь, уверены в том чему их учили и изменять ничего не надо. Кризис усугубляется, переводя педагога в состояние замкнутости и нетерпимости. Психологическая помощь с ними ведется на создание условий, в которых педагоги осознали бы необходимость постоянного профессионального развития. Для этого я провожу лекции, тренинги, консультации со всеми педагогами и индивидуально для профилактики и помощи в преодолении кризиса. Кризис завершения профессиональной активности преодолели 20 % педагогов ДОУ. Это педагоги, которые обладают богатым опытом работы и столкнулись с необходимостью принципиальной корректировки своей работы. Они вынуждены подстраиваться под ситуацию (новое поколение и идеалы; новые требования к организации педагогического труда …), что дополнительно углубляет чувство неудовлетворенности. В преодолении этого кризиса им помог ряд интеллектуально-личностных качеств: открытость ума, проявившаяся в положительной склонности ко всему новому, нескрываемость своих мыслей и чувств, гибкость мышления, осмысление собственных поступков. И хотя эти педагоги имеют многочисленные стереотипы, они способны к самообновлению. В психопрофилактической работе с этой группой педагогов делается акцент на развитие рефлексии, осмысление поступков и чувств, развитие гибкости мышления, способности перейти на другую точку зрения. У всех педагогов кризисные переживания способствовали развитию эмоциональной зрелости, “личному росту», а также более глубокому осознанию себя, пониманию окружающих людей и происходящих событий, анализу жизненных ситуаций, появлению новых форм самореализации. Профессиональные изменения в процессе прохождения кризисов: из 100 % педагогов ДОУ, только у 5 % педагогов наблюдается развитие деформации в сторону авторитарности. Авторитарность — это деформация, которая проявляется в единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии — самоанализа и самоконтроля педагога. С этими педагогами проводится психологическая работа направленная на развитие рефлексии и самоконтроля в форме тренинговых упражнений. Для психопрофилактики деформаций, таких как демонстративность, дидактичность, догматизм, доминантность, индифирентность, консерватизм, агрессия, социальное лицемерие и психологическое выгорание используются разные способы психологической помощи педагогам. А именно, проводятся консультации индивидуальные и групповые, семинары — практикумы и тренинги. Психологическая поддержка здесь направлена на формирование социально-психологических умений и навыков у педагогов, повышение уровня рефлексии и ориентировка на личностный рост. Недостаточность психологических знаний и умений педагогов по вопросам развития и воспитания детей с ОНР приводит к стрессу, который усугубляет протекание кризисов и может привести к деформациям личности. Психопрофилактика кризисов и деформаций у педагогов ведется через оснащение их знаниями и умениями взаимодействовать с детьми, родителями, коллегами. Для этого мною проводятся тренинги, семинары, семинары-практикумы. В тренинге «эффективное взаимодействие с агрессивными детьми» вместе с педагогами составлялся портрет агрессивного ребенка, проводилось обучение приемлемым способам выражения гнева, приемам саморегуляции и самообладания, отработка навыков общения и формирование позитивных качеств личности (эмпатия, доброта) у детей. Педагоги научились работать с родителями агрессивного ребенка. В процессе тренинга педагоги получают конкретные рекомендации и необходимый раздаточный материал. На тренинге «взаимодействия с гиперактивными детьми» теоретически и практически педагоги овладели умением оказывать помощь детям и их родителям. В ходе тренинга педагогам предложена картотека игр на тренировку слабых функций у гиперактивных детей. В ходе семинар-практикумов по работе с тревожными и аутичными детьми определили, как выявить таких детей в группе и помочь им. Эти тренинги помогают воспитателям научиться понимать «сложных» детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. В тренингах предлагаются конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, аутизма у детей. Проигрываются в ходе тренинговых упражнений практические приемы, игры и упражнения, способствующие адаптации таких «проблемных» детей в группе детского сада, а также советы по работе с родителями этих детей. В семинаре «гендерные особенности детей дошкольного возраста» педагоги овладели знаниями воспитания и развития детей с учетом их гендерных особенностей, узнали от чего зависит гендерная устойчивость, какие психологические трудности возникают у детей при несоответствии гендерным стереотипам и получили практические рекомендации. Для успешной работы педагогов с родителями проводился «коммуникативный тренинг». В тренинге педагоги ознакомились со спецификой общения с «аудиалами», «визуалами», «кинестетиками», овладели навыками слушать. Эти навыки помогают воспитателям получить важную информацию о воспитаннике, которая дает возможность грамотно и целенаправленно строить отношения с ребенком и реализовать его потенциал. Обучение эффективным способам речевого общения помогает воспитателям прийти к конструктивным решениям в конфликтных ситуациях. Воспитатели со стажем понимают, что у них появилась особая манера общаться, которая предполагает некоторую категоричность и не способствует формированию доброжелательной атмосферы. В тренинге воспитатели научились использовать стиль речевого общения «Адвокат», который помогает педагогам сообщить негативную информацию, без лишней критики обсуждать с родителями проблемы детей, когда те обращаются за помощью, интересуются поведением и успехами ребенка. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог-родитель» таит в себе ряд конфликтных ситуаций, педагоги ДОУ обучились на тренинге конструктивным решениям возникающих проблем. Достаточно часто наши педагоги сталкиваются с ситуациями, когда родители обращаются к ним с некорректными или трудновыполнимыми просьбами или напротив, игнорируют просьбы педагогов. Для этого в тренинге мы рассмотрели тему «ассертивность». Педагоги обучились навыкам, которые помогают им ясно и уверенно излагать чувства, желания, потребности и мысли. Обучились техникам отказа собеседнику, искусству делать и принимать комплименты, методам убеждения и ведения переговоров. В тренинге мы с педагогами рассмотрели формы работы с родителями, а также как привычное родительское собрание сделать интересным событием для родителей, педагогов и даже детей. В тренингах, семинарах, семинарах-практикумах педагоги имеют возможность повышать свою социальную и психологическую компетентность, тренируют способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностного общения, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Повышается творческая продуктивность. Совершенствуется социально-психологическая компетентность в общении, усваиваются новые, более эффективные приемы общения и поведения. Это способствует снятию психологических барьеров, освобождению от стереотипов, формированию навыков анализа и самоанализа в ситуациях межличностного общения, повышению уверенности в себе. От успешного или неуспешного преодоления профессионального кризиса зависит психическое и физическое здоровье педагога. Целенаправленная работа по предупреждению и коррекции профессиональных деформаций должна стать одной из значимых характеристик профессиональной компетентности педагога.
Литература:
- Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Р. А. Ахмеров. — Москва, 1994. — 19 с.
- Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. — Москва: МГУ, 1984. — 200 с.
- Выготский Л. С. Биогенетический подход в психологии и педагогике / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии. Ч. 1 / под ред О. А. Ка-рабановой, А. И. Подольского, Г. В. Бурменской. — Москва: МГУ, 1999. — 315 с.
- Гроф С. Человек перед лицом смерти / С. Гроф, Дж. Хэлифакс; пер. с англ. А. И. Неклесса. — Москва: Изд-во Трансперсонального института, 1996. — 246 с.
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. — Москва: Академия, 2006. - 240 с.
- Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. — Москва: Эксмо, 2004. — 554 с.