Игровая технология «синквейн» в работе с детьми с задержкой психического развития в условиях ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 20.10.2021

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Полупанова, Л. Н. Игровая технология «синквейн» в работе с детьми с задержкой психического развития в условиях ДОУ / Л. Н. Полупанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84788/ (дата обращения: 15.11.2024).



Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом — это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависят и социальный статус человека, и будущая профессиональная карьера. Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Этот навык присущ не всем детям. Детям с задержкой психического развития следует уделять особое внимание, так как отставание в развитии психики ведёт к замедлению темпа реализации потенциальных возможностей, к недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления. У детей с задержкой психического развития речевые нарушения носят системный характер и входят в структуру дефекта. У многих детей имеются недостатки звукопроизношения и фонематического развития. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логических и грамматических конструкций, дети не понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднено восприятия и осмысление содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа. Так как у детей с задержкой психического развития затруднены мыслительные процессы, поэтому многие слова и понятия они часто употребляют, не понимая их значения. У детей этой группы ограниченный словарный запас. В словаре недостаточно обобщающих понятий, практически отсутствуют синонимы. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Такие дети практически не используют в речи ряд грамматических категорий. Им трудно перевести мысль в развернутое речевое сообщение, хотя они понимают смысловое содержание ситуации, изображенной на картинке или в прочитанном рассказе, и правильно отвечают на поставленные вопросы. Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картинок, описать наглядную ситуацию, творческое рассказывание им недоступно. Страдает сфера общения. По уровню коммуникативной активности дети находятся на более низкой ступени развития, чем их сверстники. При работе с такими детьми следует учитывать особенности их психического развития, только тогда можно определить основные направления и содержание коррекционной работы.

Занимаясь с такими детьми, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике технологии, в том числе и современные. Одной из таких эффективных технологий развития речи ребёнка с ЗПР, которая позволяет получить положительный результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную технологию — она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребёнка.

Схема составления синквейна следующая:

1 строчка (Кто?Что?) — существительное — одно ключевое слово;

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) — два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) — три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка — предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка — одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейн являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля. Синквейн, включённый в коррекционную работу с детьми, не нарушает структуры занятия. В работе с детьми помогает формировать «копилки слов»: синонимы, антонимы, многозначные слова, существительные, глаголы, прилагательные.

Работа по обучению детей составлению синквйна ведётся несколькими этапами. Чтобы она была более понятной для детей необходимо использовать графические схемы. Процесс работы со схемами — это игровой момент, который заинтересовывает детей, вовлекает в деятельность своей яркостью и необычностью. Для наилучшего усвоения данного метода работу необходимо вести поэтапно. На начальном этапе детей нужно познакомить с понятием «слово-предмет». Дети называют существительные, отвечающие на вопросы «Кто? Что?» Дополнительно в их словаре добавляются понятия «живой» и «неживой». Далее учатся подбирать слова, обозначающие признак предмета. В этом им помогают такие игры, как: «Назови какой?»; «Узнай предмет по определению». Игры «Кто что делает?», «Что чем делают?» формируют у детей представление о словах-действиях. Вовлекаясь в игру, ребята непроизвольно подбирают слова, обозначающее действие предмета. Потом этот навык становится более устойчивым, и ответы детей носят осознанный характер. Ещё одним важным этапом является обучение составлению предложений. Накопленный ранее материал помогает находить основу предложения и распространять его дополнительными членами. В завершающем этапе дети учатся подбирать синонимы к словам. Так как у детей с ЗПР снижена прочность запоминания и отмечается быстрая утеря информации, то изучаемый материал необходимо давать неоднократно, с короткими промежутками. Но частый повтор одной и той же информации в одинаковой подаче, может привести к её отторжению. Следует разнообразить изучаемое различными играми. Важно помнить, что при получении правильных ответов необходимо поощрять детей.

Каждый этап необходимо обозначить графической схемой, условным обозначением. При задержке психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Поэтому детям нужно предоставить возможность самим изготовить схемы-рисунки. Изначально изготавливается основа в виде большого треугольника. Далее переходим к графическим схемам — рисункам, которые будут крепиться к готовой основе. В процессе их изготовления ребята непроизвольно закрепляют названия геометрических фигур. Важно в работе использовать и различные цвета. Раскрашивая фигурки цветными карандашами, красками или фломастерами дети, оречевляя свои действия, закрепляют названия цветов, таким образом, у детей включается зрительный анализатор, помогающий закрепить изучаемое.

Использование синквейна в работе с детьми, имеющими задержку психического развития, способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом. У детей развивается восприятие и понимание речи. Происходит обогащение и активизация словаря. Закрепляются навыки словообразования и словоизменения. Формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения. Могут составлять описательные рассказы по предметной картинке (сюжетным) картинкам. Им становится доступным пересказ прослушанного рассказа или сказки. При составлении синквейна ребёнок оказывается в условиях свободного выбора действий, самостоятельно принимает решения, выражает свои чувства и мысли, что особенно важно для детей с задержкой психического развития. Благодаря внедрению в работу данной технологии осуществляется поддержка самостоятельности, активности и индивидуальности каждого ребёнка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психическое развитие, работа, задержка, коррекционная работа, слово, строчок.


Похожие статьи

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Конспект игры «Приключения с Карамелькой» для детей 6–8 лет с ментальными нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Игровой метод «Оживающая картина» для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Игровая технология «Логические блоки Дьенеша» как средство развития сенсорных представлений у детей с нарушением зрения

Использование квест-технологии в ДОУ при организации работы с детьми с ОВЗ

Похожие статьи

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Конспект игры «Приключения с Карамелькой» для детей 6–8 лет с ментальными нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Игровой метод «Оживающая картина» для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Игровая технология «Логические блоки Дьенеша» как средство развития сенсорных представлений у детей с нарушением зрения

Использование квест-технологии в ДОУ при организации работы с детьми с ОВЗ

Задать вопрос