Ключевые слова: коррупция, виды и формы, способы борьбы, последствия
Тема коррупции и борьба с этим явлением в РФ в последние годы стала безусловно избитой. Мало научных журналов, газет, телевизионных репортажей, в которых данная тематика не освещалась бы со всех многогранных сторон. Но проблема есть, и говорить, писать, и изучать её, просто необходимо.
Коррупция далеко не новое явление в жизни общества, имеет многолетнюю историю. Она появляется в одно время с возникновением первых государственных структур. Первое упоминание коррупции в России встречается в судебнике 1497 года. В русском языке коррупция обозначает «мздоимство» — получение взятки, «лихоимство» — получение завышенных пошлин.
На данный момент в научной, учебной, общественно-публицистической литературе, а также в разнообразных нормативных правовых документах употребляются различные термины и понятия, связанные с разнообразием форм проявления коррупции: взяточничество, коррупционное поведение, коррупционное преступление, коррупционное правонарушение, преступления коррупционной направленности, служебный проступок, неэтическое поведение и другие, что дает возможность рассматривать коррупцию в различных аспектах.
Так, коррупцию можно рассматривать как отклонением от правовых, этических норм поведения государственных служащих, служащих государственных предприятий и других лиц.
Если связать коррупцию с социально-экономическими отношениями, она будет проявляться в форме взяточничества.
Наиболее опасным проявлением коррупции является связь с экономическим и политическим захватом власти всех уровней со стороны теневого, в том числе криминального бизнеса.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дает нормативное определение коррупции. Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; это совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица [2].
Принято также выделять следующие виды и формы коррупции:
политическая коррупция, где получение той или иной должности происходит посредством вмешательства в избирательный процесс;
криминальная коррупция, которая основывается на преступности и принуждении, подразумевает втягивание официальных лиц в преступные схемы посредством взяток, угроз и шантажа;
экономическая коррупция, цель которой является получение прибыли от действий аппарата чиновников;
бытовая коррупция, на наш взгляд является наименее опасным из всех, так как он не может оказывать свое влияние процессы, происходящие в обществе в целом [3].
Отметим, почти все механизмы борьбы с коррупцией заключаются во всевозможных нормативных правовых актах, к примеру: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2], Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ [1], но к сожалению, сегодня не существует тех способов борьбы с коррупцией, которые могли бы в полной мере обеспечить ее искоренение, тем не менее, выделим отдельные меры, которые смогли бы способствовать ее снижению:
меры общего характера, предполагают наличие открытых систем ведомств, рост общественной состоятельности чиновников, а также снятие ограничений, которые способствуют возникновению коррупции;
внешнего и внутренний надзора, предполагает использование автономных механизмов наблюдения за деятельностью чиновников и др.
Таким образом коррупция, как опасное явление, оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни. Ее основные негативные последствия, проявляющиеся в настоящее время в России, сводятся к следующему: получение не в полном объеме налоговых поступлений, неэффективное использование бюджетных средств, рост социального неравенства; рост уровня преступности, расширение теневой экономики, уменьшение качества оказываемых услуг, нарушение конкурентного механизма рынка и др.
Повторюсь, что в наши дни полное искоренение коррупции не представляется возможным, но при всем при этом, можно создать для нее такие рамки, при наличии которых ее уровень заметно снизится, и она будет оказывать гораздо меньшее влияние на развитие общества.
Литература:
- Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 20.07.2009. № 29. Ст. 3609.
- О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
- Сулакшин С. С. Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации (макет-проект) / C. С. Сулакшин. — М.: Научный эксперт, 2019. — 43 c.