В статье рассматривается использование плаката как способ привлечения интереса к литературным произведениям. Плакат дается как аналитический материал, который поможет анализировать, осмысливать и почувствовать глубину произведения.
Ключевые слова: плакат, наглядный материал, анализ.
В настоящее время широко известна классификация способов обучения на уроках, подразделяющая их на три основных группы: словесные, наглядные и практические. На уроках литературы в основном мы пользуемся материалами из учебника, а также наглядными приемами передачи информации, такими как иллюстрации произведений и поэтов.
Наглядные методы изложения учебного материала позволяют значительно обогатить чувственный опыт, дают конкретный материал для развития и коррекции речи обучающихся. К основным наглядным методам изложения учебного материала относятся демонстрация и наблюдение.
Использование только словесного способа не позволит обучающимся создать зрительный образ предмета или явления, о котором говорится и соответственно не позволит применить свои знания на практике. Прослушанная информация не будет ничем подкреплена, а значит, быстро утратится. Использование только наглядного способа не позволит в должной степени установить причинно-следственные связи какого-либо изучаемого явления, полноценно его описать и применить полученные знания на практике. Из сказанного следует, что только комплексное использование способов в достаточной мере может обеспечить качественное усвоение учебного материала. Наиболее приближенным к нему, на наш взгляд, является способ создания плаката как повышение интереса к произведениям литературы.
Плакат известен как изображение, которое сопровождается кратким текстом и несёт в себе различные цели. Плакаты очень популярны и широко используются в обществе [1]. Его задачей является привлечение внимание зрителей на достаточно большом расстоянии. Также очень важно, чтобы зрители мгновенно понимали, что несёт в себе плакат и какова его цель. Поэтому текст на плакате должен быть кратким и понятным с первого прочтения, а задумка плаката хорошо читаема.
С помощью способа создания плаката повысится интерес у учащихся не только к произведению литературы, но и чувственный опыт, расширятся понятийный аппарат и активный словарный запас обучающихся. Посмотрим технологию создания плаката на примере произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Николай Васильевич Гоголь — великий русский писатель, один из создателей русского художественного реализма. Идея «Тараса Бульбы» появилась у Гоголя примерно в 1830 годах. Известно, что над текстом писатель работал около 10 лет. Гоголь неслучайно обращается к истории. Будучи образованным человеком, Гоголь понимал, насколько важным для конкретного человека и народа является прошлое. В текст произведения органично вплетается фантастика, гипербола и идеализация образов. История повести «Тарас Бульба» отличается сложностью и противоречиями, но это нисколько не умаляет художественную ценность произведения [4].
Нашей первоочередной задачей было прочтение и анализ произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Этот этап можно обозначить как подготовительный . Его важность заключается, прежде всего, в том, что формируются первичное восприятие художественного произведения и самостоятельная его оценка. Создание собственных иллюстраций (рисунков) на основе описания данного в книге позволяет сопоставить авторские художественные образы героев произведения с его собственными.
Второй этап — анализ. Далее следует непосредственно сама работа над произведением, включающая в себя анализ героев и создание плаката. Важно добавить, что необходимо заранее четко обозначить ключевые моменты произведения для заполнения на постере, а именно:
Названия — Тарас Бульба;
Жанр — историческая проза;
Главные герои — Тарас Бульба, Остап Бульба, Андрий Бульба;
Основная идея — рассказ исторических моментов.
Наш первый плакат (рис. 1) выполнен в стиле минимализма, который сейчас так популярен среди молодежи. В центре изображено сердце металлического цвета, показывающее стальное сердце нашего главного героя. Снаружи оно кажется крепким и непробиваемым, а на самом деле его легко ранить, как мы показали на плакате. В сердце проткнуто черным кинжалом, а снизу сердца показаны три линии. Черный кинжал символизирует собственный гнев главного героя, который его же убивает. Три красные линии — это линии жизни героев: Тараса Бульбы, Остапа и Андрия. Данный плакат мы сделали с помощью программы CRELLO на компьютере.
Рис. 1. Плакат «Тарас Бульба»
На втором плакате (рис. 2) мы изобразили сыновей Тараса Бульбы — Андрия и Остапа. Мы изобразили сыновей в виде кинжалов. Остап верен своим идеалам и идеалам своего народа. Андрий выбрал не свой народ, не идеалы своего отца, а выбрал противоположную сторону, которая привела его к смерти. Как мы говорили ранее, Андрий проявляет черты неустойчивой части казачества, которая склонна к предательству и измене, а Остап — воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе.
Рис. 2. Плакат «Остап и Андрий»
Сложность работы заключается в том, что именно от иллюстрации зависит восприятие учащимися внешности и характера героя, поэтому мы учитывали каждую деталь и момент. Данный способ носит функцию привлечения читателя к произведению, поэтому плакат должен не только показать все моменты, все детали, но и оставить некую интригу, чтобы читателю было интересно не только смотреть, но и читать. Особое внимание хотелось бы обратить на то, что плакат выполнялся только после вербального анализа фрагментов рассказа и их главных героев. Такие плакаты помогут не только ученикам освоить данный материал, но учителям для их урока.
Мы пришли к выводу, что плакат идеально подходит для осмысления и понимания произведения нынешней молодежью, также повысит интерес читателя к данному произведению. Плакаты очень популярны и широко используются в обществе. Его задачей является привлечение внимание зрителей на достаточно большом расстоянии. Также очень важно, чтобы зрители мгновенно понимали, что несёт в себе плакат и какова его цель. Поэтому, текст на плакате должен быть кратким и понятным с первого прочтения, а задумка плаката хорошо читаема.
Мы пришли к выводу, что:
- Создание плаката –такая работа, где развиваются такие навыки, как познавательные, творческие.
- Плакат носит не только зрительную информацию, но и учит анализировать, осмысливать и почувствовать глубину произведения.
- Анализ героев можно упростить, используя иллюстративный вариант передачи информации.
- С помощью плаката урок литературы становится более интересным и доступным для понимания темы.
Данные иллюстрации помогут не только ученику освоить материал, но и учителям при проведении урока, а также всем читателям классической литературы.
Литература:
- Бове К., Аренс У. Современная реклама. — Тольятти: Довгань, 1995. — 105 с.
- Безносов Э. Л. Ерохина Е. Л. Большой справочник. Литература. — М: Дрофа, 2008. — 432 с.
- Гоголь Н. В. Тарас Бульба. — М: Проф-издат, 2009. — 416 с.
- Воронов Н. В. Дизайн: русская версия. — М.: Тюмень, 2003. — 78 с.
- Лаврентьев А. Н. История дизайна. Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — 114 с.
- Мировая художественная литература. — СпБ: Детская творческая литература, 2003. — 665 с.