Плакат как способ повышения интереса к литературным произведениям (на примере произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.10.2021

Статья просмотрена: 293 раза

Библиографическое описание:

Москвитина, Л. П. Плакат как способ повышения интереса к литературным произведениям (на примере произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») / Л. П. Москвитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84801/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается использование плаката как способ привлечения интереса к литературным произведениям. Плакат дается как аналитический материал, который поможет анализировать, осмысливать и почувствовать глубину произведения.

Ключевые слова: плакат, наглядный материал, анализ.

В настоящее время широко известна классификация способов обучения на уроках, подразделяющая их на три основных группы: словесные, наглядные и практические. На уроках литературы в основном мы пользуемся материалами из учебника, а также наглядными приемами передачи информации, такими как иллюстрации произведений и поэтов.

Наглядные методы изложения учебного материала позволяют значительно обогатить чувственный опыт, дают конкретный материал для развития и коррекции речи обучающихся. К основным наглядным методам изложения учебного материала относятся демонстрация и наблюдение.

Использование только словесного способа не позволит обучающимся создать зрительный образ предмета или явления, о котором говорится и соответственно не позволит применить свои знания на практике. Прослушанная информация не будет ничем подкреплена, а значит, быстро утратится. Использование только наглядного способа не позволит в должной степени установить причинно-следственные связи какого-либо изучаемого явления, полноценно его описать и применить полученные знания на практике. Из сказанного следует, что только комплексное использование способов в достаточной мере может обеспечить качественное усвоение учебного материала. Наиболее приближенным к нему, на наш взгляд, является способ создания плаката как повышение интереса к произведениям литературы.

Плакат известен как изображение, которое сопровождается кратким текстом и несёт в себе различные цели. Плакаты очень популярны и широко используются в обществе [1]. Его задачей является привлечение внимание зрителей на достаточно большом расстоянии. Также очень важно, чтобы зрители мгновенно понимали, что несёт в себе плакат и какова его цель. Поэтому текст на плакате должен быть кратким и понятным с первого прочтения, а задумка плаката хорошо читаема.

С помощью способа создания плаката повысится интерес у учащихся не только к произведению литературы, но и чувственный опыт, расширятся понятийный аппарат и активный словарный запас обучающихся. Посмотрим технологию создания плаката на примере произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Николай Васильевич Гоголь — великий русский писатель, один из создателей русского художественного реализма. Идея «Тараса Бульбы» появилась у Гоголя примерно в 1830 годах. Известно, что над текстом писатель работал около 10 лет. Гоголь неслучайно обращается к истории. Будучи образованным человеком, Гоголь понимал, насколько важным для конкретного человека и народа является прошлое. В текст произведения органично вплетается фантастика, гипербола и идеализация образов. История повести «Тарас Бульба» отличается сложностью и противоречиями, но это нисколько не умаляет художественную ценность произведения [4].

Нашей первоочередной задачей было прочтение и анализ произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Этот этап можно обозначить как подготовительный . Его важность заключается, прежде всего, в том, что формируются первичное восприятие художественного произведения и самостоятельная его оценка. Создание собственных иллюстраций (рисунков) на основе описания данного в книге позволяет сопоставить авторские художественные образы героев произведения с его собственными.

Второй этап — анализ. Далее следует непосредственно сама работа над произведением, включающая в себя анализ героев и создание плаката. Важно добавить, что необходимо заранее четко обозначить ключевые моменты произведения для заполнения на постере, а именно:

Названия — Тарас Бульба;

Жанр — историческая проза;

Главные герои — Тарас Бульба, Остап Бульба, Андрий Бульба;

Основная идея — рассказ исторических моментов.

Наш первый плакат (рис. 1) выполнен в стиле минимализма, который сейчас так популярен среди молодежи. В центре изображено сердце металлического цвета, показывающее стальное сердце нашего главного героя. Снаружи оно кажется крепким и непробиваемым, а на самом деле его легко ранить, как мы показали на плакате. В сердце проткнуто черным кинжалом, а снизу сердца показаны три линии. Черный кинжал символизирует собственный гнев главного героя, который его же убивает. Три красные линии — это линии жизни героев: Тараса Бульбы, Остапа и Андрия. Данный плакат мы сделали с помощью программы CRELLO на компьютере.

Плакат «Тарас Бульба»

Рис. 1. Плакат «Тарас Бульба»

На втором плакате (рис. 2) мы изобразили сыновей Тараса Бульбы — Андрия и Остапа. Мы изобразили сыновей в виде кинжалов. Остап верен своим идеалам и идеалам своего народа. Андрий выбрал не свой народ, не идеалы своего отца, а выбрал противоположную сторону, которая привела его к смерти. Как мы говорили ранее, Андрий проявляет черты неустойчивой части казачества, которая склонна к предательству и измене, а Остап — воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе.

Плакат «Остап и Андрий»

Рис. 2. Плакат «Остап и Андрий»

Сложность работы заключается в том, что именно от иллюстрации зависит восприятие учащимися внешности и характера героя, поэтому мы учитывали каждую деталь и момент. Данный способ носит функцию привлечения читателя к произведению, поэтому плакат должен не только показать все моменты, все детали, но и оставить некую интригу, чтобы читателю было интересно не только смотреть, но и читать. Особое внимание хотелось бы обратить на то, что плакат выполнялся только после вербального анализа фрагментов рассказа и их главных героев. Такие плакаты помогут не только ученикам освоить данный материал, но учителям для их урока.

Мы пришли к выводу, что плакат идеально подходит для осмысления и понимания произведения нынешней молодежью, также повысит интерес читателя к данному произведению. Плакаты очень популярны и широко используются в обществе. Его задачей является привлечение внимание зрителей на достаточно большом расстоянии. Также очень важно, чтобы зрители мгновенно понимали, что несёт в себе плакат и какова его цель. Поэтому, текст на плакате должен быть кратким и понятным с первого прочтения, а задумка плаката хорошо читаема.

Мы пришли к выводу, что:

  1. Создание плаката –такая работа, где развиваются такие навыки, как познавательные, творческие.
  2. Плакат носит не только зрительную информацию, но и учит анализировать, осмысливать и почувствовать глубину произведения.
  3. Анализ героев можно упростить, используя иллюстративный вариант передачи информации.
  4. С помощью плаката урок литературы становится более интересным и доступным для понимания темы.

Данные иллюстрации помогут не только ученику освоить материал, но и учителям при проведении урока, а также всем читателям классической литературы.

Литература:

  1. Бове К., Аренс У. Современная реклама. — Тольятти: Довгань, 1995. — 105 с.
  2. Безносов Э. Л. Ерохина Е. Л. Большой справочник. Литература. — М: Дрофа, 2008. — 432 с.
  3. Гоголь Н. В. Тарас Бульба. — М: Проф-издат, 2009. — 416 с.
  4. Воронов Н. В. Дизайн: русская версия. — М.: Тюмень, 2003. — 78 с.
  5. Лаврентьев А. Н. История дизайна. Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — 114 с.
  6. Мировая художественная литература. — СпБ: Детская творческая литература, 2003. — 665 с.
Основные термины (генерируются автоматически): плакат, Бульб, учебный материал, CRELLO, анализ героев, внимание зрителей, главный герой, наглядный метод изложения, черный кинжал, чувственный опыт.


Похожие статьи

Проблема выражения эмоций в языке и художественных текстах

Статья направлена на исследования эмоционального элемента языка как в общем теоретическом плане, так и в контексте художественных произведений. Целью статьи является выделение специфики средств языка, передающих человеческие эмоции. В статье осуществ...

Передача комического эффекта в переводе художественных текстов на английский язык

Рассмотрение и анализ переводческих трансформаций на примере перевода романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» на английский язык. Особое внимание уделено тем трансформациям, которые использовались при передаче средств создания комического эффе...

Игра как средство развития интереса к предмету

В данной статье раскрывается содержание понятия «игра». Основное внимание автора обращено на сущность игры, как средства развития интереса к предмету. В работе приведен пример использования игры на уроке, как средство развития интереса. Автор статьи ...

История возникновения и развития копирования

В представленной статье анализируются категории и понятия, связанные с практикой копирования произведений изобразительного искусства. Исследуются процессы, происходящие на различных этапах исторического развития художественного копирования. Автор рас...

Метафорическое значение постельной сцены в кино

В статье анализируются постельные сцены и их значение в контексте драматургии фильма. Постоянная сцена может использоваться автором не только в качестве аттракционного действия на экране, но также иметь смысловой подтекст. Метафорическое отображение ...

Лексико-семантические средства создания образа героя в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Статья посвящена рассмотрению лексико-семантических средств, с помощью которых Оскар Уайльд создаёт образ главного героя в романе «Портрет Дориана Грея». Цель статьи — показать, как с помощью антитезы вечной молодости и стареющего портрета показано в...

Сравнительные конструкции в произведениях Ильдара Абузярова

В данной статье сделана попытка изучить особенности использования сравнительных оборотов в творчестве И.Абузярова. Сравнительный оборот рассматривается с разных сторон: лингвистической, исторической. Описывается схема построения сравнительного оборот...

Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждени...

Символика с точки зрения лингвистической науки

В статье рассматривается анализ значения символов, символического мира в языкознании. На современном этапе развития лингвистической мысли считается, что языковой материал представляет собой самодостаточный и, возможно, наиболее весомый источник инфор...

Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...

Похожие статьи

Проблема выражения эмоций в языке и художественных текстах

Статья направлена на исследования эмоционального элемента языка как в общем теоретическом плане, так и в контексте художественных произведений. Целью статьи является выделение специфики средств языка, передающих человеческие эмоции. В статье осуществ...

Передача комического эффекта в переводе художественных текстов на английский язык

Рассмотрение и анализ переводческих трансформаций на примере перевода романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» на английский язык. Особое внимание уделено тем трансформациям, которые использовались при передаче средств создания комического эффе...

Игра как средство развития интереса к предмету

В данной статье раскрывается содержание понятия «игра». Основное внимание автора обращено на сущность игры, как средства развития интереса к предмету. В работе приведен пример использования игры на уроке, как средство развития интереса. Автор статьи ...

История возникновения и развития копирования

В представленной статье анализируются категории и понятия, связанные с практикой копирования произведений изобразительного искусства. Исследуются процессы, происходящие на различных этапах исторического развития художественного копирования. Автор рас...

Метафорическое значение постельной сцены в кино

В статье анализируются постельные сцены и их значение в контексте драматургии фильма. Постоянная сцена может использоваться автором не только в качестве аттракционного действия на экране, но также иметь смысловой подтекст. Метафорическое отображение ...

Лексико-семантические средства создания образа героя в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Статья посвящена рассмотрению лексико-семантических средств, с помощью которых Оскар Уайльд создаёт образ главного героя в романе «Портрет Дориана Грея». Цель статьи — показать, как с помощью антитезы вечной молодости и стареющего портрета показано в...

Сравнительные конструкции в произведениях Ильдара Абузярова

В данной статье сделана попытка изучить особенности использования сравнительных оборотов в творчестве И.Абузярова. Сравнительный оборот рассматривается с разных сторон: лингвистической, исторической. Описывается схема построения сравнительного оборот...

Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждени...

Символика с точки зрения лингвистической науки

В статье рассматривается анализ значения символов, символического мира в языкознании. На современном этапе развития лингвистической мысли считается, что языковой материал представляет собой самодостаточный и, возможно, наиболее весомый источник инфор...

Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...

Задать вопрос