Благоприятное воздействие сюжетно-ролевой игры на всестороннее развитие личности детей дошкольного возраста описывается в работах Л. С. Выготского [1], Д. Б. Эльконина [2], А. Н. Леонтьева [3], определивших её важность для психического развития дошкольников. По их мнению, в сюжетно-ролевой игре у детей развивается произвольность поведения, то есть управление собой, развивается мотивационно-потребностная сфера, благодаря которой у дошкольников появляется желание быть взрослыми и выполнять их функции [1; 2; 3]. К. Д. Ушинский обращал свое внимание на развитие самостоятельности у детей в процессе игры.
В свою очередь, А. С. Макаренко считал, что в сюжетно-ролевой игре у детей воспитываются качества будущего работника. Согласно А. В. Запорожцу, она позволяет развивать и совершенствовать движения, то есть гармонично влияет на физическое развитие дошкольников [4]. Согласно исследованиям Р. И. Жуковской [5] в игре дошкольники получают новые представления об окружающем мире, проявляют любознательность, познавательный интерес.
В силу её большого развивающего влияния на развитие личности детей, педагогам следует знать их возрастные особенности в развитии сюжетно-ролевой игры и особенности её содержания в соответствии с возрастом детей.
Согласно Н. Н. Поддъякову, к возрасту 5–6 лет дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности и любознательности, вследствие этого у дошкольников начинают происходить изменения в таких психических процессах, как память, внимание, воображение, наглядно-образное мышление.
К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, позволяющее детям мыслить образно, так как дошкольники ещё не приобрели взрослой логики рассуждений, о чём указывают в своём исследовании Л. Ф. Обухова и Ж. Пиаже [6].
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Рассмотрим, как развивается воображение у детей 5–6 лет. У дошкольников развивается продуктивное воображение, благодаря которому они способны творчески преобразовывать действительность и воплощать эту действительность в сюжетно-ролевых играх.
Воспитанники старшей группы характеризуются большими изменениями и в развитии нервной деятельности. У детей совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и торможение, что благоприятно отразится на саморегуляции. В возрасте 5- 6 лет дошкольники начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. В нашем исследовании, данное новообразование может позволить нам донести до детей информацию о профессиях, а дошкольники, в свою очередь, будут готовы её принять, ставя себе цель выслушать педагога и получить новые знания о различных профессиях взрослых. Дети старшей группы становятся более выносливы, не так быстро утомляются, как раньше, это может способствовать удержанию их внимания в процессе ознакомления с представителями профессий. Также следует отметить, что у них возрастают возможности памяти, внимание становится более устойчивым и произвольным [5].
Значительные изменения прослеживаются и в становлении общения дошкольников. Так, согласно исследованиям М. И. Лисиной, в возрасте 5–6 лет помимо общения со взрослыми, разворачивается общение со сверстниками. Основным мотивом, который побуждает детей объединяться, является удовлетворение процессом игрового общения. Вторым мотивом служит ориентация на положительные качества сверстника, которые проявляются в общении: добрый, не жадный, а также успешностью ребёнка: с ним интересно [5]. В данном возрасте у детей появляется эмпатия, они внимательно слушают рассказы друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друг друга.
Так, мы видим, что в старшей группе у детей происходит бурное развитие как психических качеств, так и личностных. На становление основных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста в своем исследовании обращал свое внимание А. Н. Леонтьев [3]. Согласно автору, возраст 5–6 лет характеризуется переходом от импульсивного ситуативного поведения к поведению, опосредованному нормами и правилами. Дети старшей группы уже способны отличить хорошие и плохие поступки, имеют представления о добре и зле.
Возраст 5–6 лет характеризуется тем, что дети уже имеют небольшой, но жизненный опыт, у них начинает расширяться общий кругозор. Воспитанников привлекает социальный мир, техника, истории из жизни родителей и, следовательно, всё это будет отражено в дальнейшем в содержании сюжетно-ролевых игр.
Старший дошкольный возраст характеризуется усложнением игровой деятельности детей. Если раньше содержанием игр было отражение режимных процессов, то в старшей группе, в соответствии с исследованием Д. Б. Эльконина содержанием становятся взаимоотношения между взрослыми [2].
У воспитанников старшей группы усложняются все компоненты структуры сюжетно-ролевой игры, предложенной Д. Б. Элькониным [2], что способствует положительному отражению полученных детьми знаний о профессиях взрослых. Своего усложнения в играх детей 5–6 лет находит и выполнение роли. Дошкольники уже могут распределять роли до начала игры, обдуманно подходят к выбору сюжета и обсуждают его предварительно, у них появляются новые сюжеты, взятые за пределами детского сада: по рассказам взрослых, по мотивам путешествий и мультфильмов. Смысл игры заключается в отношениях лиц, роль которых выполняет ребёнок, с другими лицами, роли которых выполняют сверстники. Сговор на игру происходит без трудностей, так как дети объединяются в ней на основе интересов и личных симпатий.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, мы выявили следующие особенности содержания сюжетно-ролевых игр детей 5–6 лет:
– дети данного возраста стремятся отражать разнообразные взаимоотношения взрослых, создают в игре модели разнообразных взаимоотношений;
– ролевое взаимодействие детей становится более длительным и содержательным;
– сюжеты детей развёрнуты и разнообразны, начинают появляться общественные сюжеты;
Выявленные нами особенности могут прослеживаться в играх дошкольников при условии, если будет вестись грамотное руководство сюжетно-ролевыми играми, будут учтены возрастные особенности детей и использованы методы и приёмы, направленные на обогащение её содержания.
Литература:
- Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62–76
- Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. М.: ВЛАДОС, 1999. –360 с.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст]: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1983. — С.303–323.
- Запорожец, А. В. Развитие мышления [Текст]: Избранные психологические труды. В 2 Т. Т 1. — М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
- Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение [Текст]: учеб. пособ. / Р. И. Жуковская. — М.: Просвещение, 1975. — 112 с.
- Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. — М.: Российское педагогическое агенство, 1996. — 374 с.