В статье рассматривается преобразование судебной власти. Основы судебной власти явили собой принципиально и содержательно заметный прогресс в сравнении с предшествующей организацией судебной защиты. Конституционные основы судебной защиты в порядке конституционного судопроизводства дают защиту от судебного самоуправства и несправедливости правосудия.
Ключевые слова: судебная власть, защита, права, свободы, правосудие.
Установленные действующей Конституцией Российской Федерации основы судебной власти явили собой принципиально и содержательно заметный прогресс в сравнении с предшествующей советской организацией судебной защиты. Вместе с тем это преобразование стало не первым подобным случаем, а имеет глубокие корни в отечественной истории юстиции.
Принцип независимости судебной власти и сопутствующий ему принцип несменяемости судей были заложены уже в Концепции судебной реформы 1991 г. Она возрождала либерально-демократические институты Судебных уставов 1864 г., уничтоженные Декретом о суде № 1 1917 г. в момент формирования советской государственности, власть которой основывалась, как известно, на принципе полновластия советов, прямо противоположном и воспринимаемом его создателями как прямой антипод отвергаемого «буржуазного» разделения властей, обеспечивающего независимость судебной власти [1, с. 115].
По замечанию О. В. Неволиной, конституционные основы судебной защиты рассматриваются в современной доктрине, прежде всего, как принципы, определяющие организацию судоустройства и судопроизводства. Вместе с тем, следует отметить, что принципы надлежащей организации правосудия можно увидеть и в ряде отечественных проектов и актов прошлых эпох, еще до появления конституции в России [2, с. 342].
Первые попытки функционального и институционального обособления судебных и административных органов были последовательно предприняты в судебных реформах Петра I и Екатерины II уже в XVIII в. — правда, на местном уровне государственного управления, тогда как на центральном и высшем уровнях сохранялось их совмещение. Разумеется, нельзя преувеличивать достигнутую тогда степень независимости суда, фактически контролируемого администрацией, однако следует отметить понимание необходимости такого разделения со стороны не только прогрессивной общественности, но и правительства. Но при сословном типе государства соответствующий ему сословный суд уже обеспечивал внутрисословное процессуальное равенство, что было шагом вперед по сравнению с предшествующим периодом.
В начале XIX в. появились проекты и акты, принципы правосудия в которых были основаны на либерально-демократических и гуманистических началах. Можно вспомнить, к примеру, «Введение к Уложению государственных законов» (1809), подготовленное М. М. Сперанским, в котором планировалось структурно и функционально обособить судебную власть. Как известно, проект не был реализован.
Позднее, в 1820 г. Н. Н. Новосильцев разработал и перевел с французского еще один официальный конституционный проект «Государственной Уставной грамоты Российской империи», в котором предусматривалось выделение из Сената, преобразуемого в верхнюю палату предполагаемого законодательного государственного сейма, Верховного государственного суда, обособленного от законодательных и исполнительных органов власти. Однако и этот проект был отклонен императором. Тем не менее, можно привести и более успешный пример — так называемая Конституция Польши 1815 г., дарованная Александром I и действовавшая до Польского восстания 1830 г., по которой суд объявлялся независимым, а судьи несменяемыми. В рассматриваемый период были созданы и конституционные проекты декабристов П. Пестеля и Н. Муравьева. И все же идея независимой судебной власти была практически реализована в ходе Великой судебной реформы, проводившейся на основе Судебных уставов 1864 г. Судебные органы отделялись от следствия и администрации, судебная власть была впервые легализована и институционализирована, она объявлялась независимой, а судьи несменяемыми [3, с. 32].
Судебные уставы, по сути, явили собой первый шаг на пути преобразования Российской империи из абсолютной монархии в конституционную, хотя и без официального признания разделения властей и при сохранении в руках императора [4, с. 33].
Дореволюционная юстиция просуществовала без существенных изменений до установления советской власти, а затем была ликвидирована на основании Декрета о суде № 1 от 20 ноября 1917 г. Упразднялись окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, военные и морские суды, судебные следователи, прокуроры, присяжные и частные поверенные, нотариусы; мировые же суды были приостановлены, но так и не возрождены вплоть до 1998 г., то есть, появились вновь уже в Российской Федерации. Таким образом, Конституция 1993 г., по сути, возвратила тот высокий статус суда, который был придан ему актами Великой судебной реформы [5, с. 35].
Важнейшие правовые положения, которые характеризуют правосудие, отражены в главе 7 раздела 1 Конституции Российской Федерации [6]. Они составляют конституционные принципы правосудия и являются правовыми гарантиями демократической системы управления.
Таким образом, конституционные основы судебной защиты в порядке конституционного судопроизводства дают защиту от судебного самоуправства и несправедливости правосудия, при осуществлении правосудия гарантируют обеспечение прав и свобод личности, а также гарантируют правомочный характер деятельности правосудия в правовом государстве, так как законная судебная власть — одна из основ конституционной государственности. Реализация конституционно-правовых принципов — это процесс претворения в жизнь содержания норм права в судебно-правовых отношениях.
Литература:
- Смоленский, М. Б. Конституционное право России: учебник / М. Б. Смоленский. — М.: КноруС, 2016. — С. 115.
- Неволина, О. В. Характеристика конституционных основ правосудия как элемента содержания судебной власти / О. В. Неволина // Право и наука в современном мире. Сборник материалов международной научно-практической конференции. — Пермь: 2018. — С. 342.
- Борисов, А. М. Законность правосудия и независимость судей: исторические трансформации / А. М. Борисов // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. — 2017. — № 1. — С. 32.
- Борисов, А. М. Законность правосудия и независимость судей: исторические трансформации / А. М. Борисов // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. — 2017. — № 1. — С. 33.
- Борисов, А. М. Законность правосудия и независимость судей: исторические трансформации / А. М. Борисов // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. — 2017. — № 1. — С. 33.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс». Гл. 7.
- Романовский Г. Б. Конституционное право граждан на судебную защиту [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2015. № 1. С. 55–65 URL: https://rucont.ru/efd/552751 (дата обращения: 02.09.2021).