Целью данной статьи является исследование стадий производства по административным делам в судах общей юрисдикции, порядок рассмотрения дел и вынесения решения.
Ключевые слова : Российская Федерация, административное судопроизводство, судебное разбирательство, административное исковое заявление, дело, Кодекс.
Современное административное судопроизводство соединяет в себе два процессуальных института, объединение которых до недавнего времени не представлялось возможным. Это соединение исковой формы защиты нарушенных прав с публично-правовым производством. Считалось, что исковое производство должно осуществляться лишь по защите гражданских, семейных, трудовых, жилищных и других прав, а публично-правовое и особое производства, не могут относиться к исковыми. В настоящее время в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации защита публичных интересов возможна путем предъявления административного иска.
Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме, подача административного искового заявления возможна как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа. При этом, законодателем предусмотрены обязательные требования к форме и содержанию искового заявления, которые сформулированы в статье 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Также при подаче административного искового заявления необходимо приложить документы, указанные в статье 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и дополнительные документы по отдельным категориям дел. После чего административное исковое заявление рассматривается судьей единолично в трехдневный срок после его поступления в суд и принимается к производству, если административным истцом были соблюдены требования, предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Принятие административного искового заявления оформляется определением, которым, согласно статье 127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и возбуждается производство по административному делу. После принятия административного искового заявления к производству судья проводит подготовку к судебному разбирательству. Эта стадия регламентируется Главой 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и является обязательной по каждому административному делу. Согласно статье 132 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подготовка проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела. О подготовке административного дела к судебному разбирательству судьей выносится определение и в нем действия указываются, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроки совершения этих действий. Подготовка дела к судебному разбирательству включает в свое содержание совокупность процессуальных действий сторон и суда, определенных статьей 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Например, суд рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований, разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску [1]. После совершения необходимых действий, суд признает административное дело подготовленным и выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству. До проведения судебного разбирательства, при необходимости, суд может провести предварительное судебное заседание, процедура проведения которого регламентирована статьей 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Это заседание может проводиться ввиду уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, для определения достаточности доказательств по административному делу и в других случаях, указанных в Кодексе. Продолжительность данной стадии законодателем не определена.
В соответствии со статьей 134 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подготовка административного дела к судебному разбирательству проводится в срок, который определяется с учетом обстоятельств, относящихся к конкретному административному делу, и процессуальных действий, которые надлежит совершить. Согласно части 2 статьи 139 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признав административное дело подготовленным и завершив предварительное судебное заседание, судья вправе открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу, если отсутствуют обстоятельства, этому препятствующие.
Судебный административный процесс представляет собой определенную систему стадий, направленных на разрешение дел из публичных правоотношений, защиту нарушенных прав, свобод граждан и интересов юридических лиц. «Каждая из стадий процесса является совокупностью процессуальных действий (отношений), объединенных ближайшей процессуальной целью». Судебное разбирательство — центральная стадия административного судопроизводства, которая представляет собой регламентированную законом деятельность суда по исследованию доказательств, содержащихся в материалах административного дела, в результате которой принимается судебное решение по существу рассматриваемого административного спора [2].
В Кодексе судебному разбирательству посвящена Глава 14. Если правосудие осуществляется в порядке общего производства (раздел III Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), то его срок зависит от того, каким судом осуществляется разбирательство. Так, Верховным Судом Российской Федерации административные дела рассматриваются до истечения трех месяцев, другими судами общей юрисдикции — до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству. По сложным административным делам срок может быть продлен не более чем на месяц председателем суда. Если производство осуществляется по правилам, указанным в разделе IV Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Особенности производства по отдельным категориям административных дел), то сроки будут различными в зависимости от категории административных дел. Так, например, административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение акта в разумный срок рассматривается судом в двухмесячный срок со дня поступления административного искового заявления вместе с делом в суд.
Следующей стадией является принятие решения по делу. Указанной стадии посвящена Глава 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. После принятия и подписания решения суд возвращается в зал судебного заседания, где председательствующим по делу оглашается решение суда, устно разъясняется содержание решения суда, порядок и срок его обжалования. Решение суда вступает в законную силу по истечении срока, установленного для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано (часть 2 статься 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Правом апелляционного обжалования решения суда наделены лица, участвующие в деле, а также лица, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле (статья 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Общий срок подачи апелляционных жалобы, представления составляет месяц со дня принятия судом решения, однако для некоторых категорий дел установлены сокращенные сроки подачи апелляционной жалобы, представления (статья 314 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Завершающей стадией производства по административному делу считается стадия исполнения судебных постановлений. Исполнение судебных актов по административным делам регулируется нормами раздела VIII Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормами Федерального закона «Об исполнительном производства», Федерального закона «О судебных приставах» и иными актами, предусматривающими условия и порядок принудительного исполнения судебных актов. Законодателем предусмотрена возможность пересмотра решений, определений и постановлений суда в кассационном или надзорном порядке, а также пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу.
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена возможность рассмотрения административного дела судом в порядке упрощенного (письменного) производства, то есть без проведения устного разбирательства и присутствия сторон в зале судебного заседания, в порядке Главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Судом исследуются только доказательства в письменной форме (например, отзыв, объяснения и возражения на иск, заключение прокурора). Упрощенное производство «предполагает ряд изъятий из общего порядка судебного разбирательства и дополнений к нему, вызванных необходимостью упрощения формы рассмотрения административных дел в целях их оперативного, ускоренного разрешения». Административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства в определенных случаях: если все участники дела заявили ходатайства о его рассмотрении в их отсутствие, но при условии, что их участие при рассмотрении данной категории дел не является обязательным; если ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства заявлено административным истцом, а административный ответчик не заявил возражений; указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тысяч рублей. Упрощенное (письменное) производство осуществляется в сокращенный срок [3].
Согласно части 6 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного производства административные дела рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, вступает в законную силу по истечении срока обжалования, который составляет 15 дней. Поэтому, обжаловать в апелляционном порядке решение можно в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения (статья 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Наряду с упрощенной формой судопроизводства в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена еще одна форма ускоренного производства — производство по административным делам о вынесении судебного приказа (приказное производство). Согласно статье 123.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебный приказ — судебный акт, который выносится судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций. Сущность приказного производства по административным делам обусловлена особенностями материально-правовых требований, которые передаются на рассмотрение суда взыскателем: требования носят бесспорный характер; требования направлены на взыскание только обязательных платежей доступа и санкций; требования подтверждены документами, не вызывающими сомнений в своей подлинности и достоверности [4]. Цель приказного производства состоит в обеспечении принудительного исполнения обязательств, которые достоверно подтверждены письменными документами, и защитить интересы заявителя в ускоренной форме.
Можно выделить некоторые особенности приказного производства. Во-первых, средством возбуждения приказного производства является заявление о вынесении судебного приказа. Во-вторых, приказное производство осуществляется без проведения судебного заседания и без вызова сторон. В-третьих, круг доказательств ограничивается только представленными взыскателем письменными доказательствами. В-четвертых, судебный приказ — это судебный акт, который вынесен по результатам исследования письменных документов и в тоже время, судебный приказ — это исполнительный документ. Согласно части 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебный приказ может быть обжалован в кассационном порядке. В целом, нормы, регулирующие приказное производство нельзя считать нововведением, поскольку «по аналогии с Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации регламентирована процедура вынесения судебного приказа судьей единолично без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств в течение пяти дней со дня поступления в суд заявления о его вынесении» [5].
Оценивая содержание Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, можно сказать, что основная часть положений заимствована из Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, но в то же время имеются и некоторые нововведения.
Литература:
1. Осокина, Г. Л. Теория и практика / Г. Л. Осокина. — Текст: электронный // [сайт]. — URL: http://www.studmed.ru/osokina-gl-isk-teoriya-i-praktika_4c8d39cefe6.html
2. Осипов, Ю. К. Элементы и стадии применения норм советского гражданского процессуального права / Ю. К. Осипов. — 48. — Свердловск: Свердловского юридического ин-та, 1976. — 42 41 c.
3. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229 — ФЗ (ред. от 6 марта 2019 г. № 24 — ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — № 41. — Ст. 4849.
4. О судебных приставах: Федеральный закон от 21.07.1997 № 118 — ФЗ (ред. от 1 мая 2019 г. № 97–ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 30. — Ст. 3590.
5. Зеленцов, А. Б. Упрощенное судопроизводство по административным делам: опыт сравнительно-правового исследования/ А. Б. Зеленцов. — Текст: электронный//Вестник РУДН: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uproschennoe-sudoproizvodstvo-po-administrativnym-delam-opytsravnitelno-pravovogo-issledovaniya