Инновационная концепция «Умный город»: опыт развитых стран и реализация в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 23.10.2021

Статья просмотрена: 761 раз

Библиографическое описание:

Козелло, О. С. Инновационная концепция «Умный город»: опыт развитых стран и реализация в Российской Федерации / О. С. Козелло, Ю. А. Костицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 200-204. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84850/ (дата обращения: 19.12.2024).



Каждый город нуждается в стратегии развития, которую он создает на основе идеальных представлений о будущем и имеющихся возможностях. У каждого человека свой жизненный путь и личная история успеха, которая зависит от многих факторов и обстоятельств. В то же время все города пытаются достичь двух основных целей. Первая — создать качественную среду, диктуемую растущей конкуренцией за инвестиции и мозги. Вторая цель заключается в обеспечении устойчивого развития, т. е. поиск целостной (экономической, социальной, транспортной, энергетической, экологической и так далее) модели, которая гарантировала бы достойное существование как минимум нескольким поколениям граждан.

В данной статье были рассмотрены вопросы разработки и внедрения модели «Умный город», раскрыта сущность государственно-частного партнерства, раскрыта концепции «Умный город», был проанализирован опыт реализации данной концепции в разных странах и в Российской Федерации. А также были предложены и обоснованы рекомендации по решению существующих проблем при реализации концепции «Умный город».

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концепция Умный город, Российская Федерация, цифровая экономика.

Каждый город нуждается в стратегии развития, которую он создает на основе идеальных представлений о будущем и имеющихся возможностях. У каждого человека свой жизненный путь и личная история успеха, которая зависит от многих факторов и обстоятельств. В то же время все города пытаются достичь двух основных целей. Первая цель -создать качественную среду, диктуемую растущей конкуренцией за инвестиции и мозги. Вторая заключается в обеспечении устойчивого развития, т. е. поиск целостной (экономической, социальной, транспортной, энергетической, экологической и так далее) модели, которая гарантировала бы достойное существование как минимум нескольким поколениям граждан.

В настоящее время при решении задач модернизации экономики и инновационного развития России используются информация, знания, масштабное использование информационно-коммуникационных технологий, решение проблем оптимального использования природных ресурсов, окружающей среды, а также формирование социальной среды, целью которой является обеспечение оптимальных условий для трудовой деятельности участников инновационного процесса. В связи с этим проблема строительства умных городов сегодня является одной из актуальных.

Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью создания умных городов и отсутствием опыта в этой области.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это механизм привлечения частных инвесторов для решения социально значимых проблем на взаимовыгодных условиях. В целом механизмы ГЧП используются для реализации долгосрочных проектов в области создания и обеспечения функционирования объектов государственной инфраструктуры [4].

Объем участия частного инвестора в каждом проекте индивидуален. Чаще всего инвестор участвует в финансировании проекта, строительстве / реконструкции инфраструктуры, эксплуатации / обслуживании инфраструктуры. В то же время российское законодательство предусматривает широкий спектр правовых инструментов для проектов ГЧП: от соглашений о ГЧП и концессионных контрактов до государственных контрактов и совместных предприятий.

Основными областями государственно-частного партнерства являются те, в которых формируется общественное благо. Этот тип сферы, производство, как показывает мировой опыт, включает те, которые описаны в таблице.

Уровень государственной (муниципальной) власти — субъект ГЧП.

На основании субъекта органов государственной власти или местного самоуправления, участвующих в проектах государственно-частного партнерства, кроме ГЧП «в чистом виде» (федеральной, региональной или муниципальной) могут появиться и смешанные формы, которые, к сожалению, в России практически не встречаются на практике.

Концепция «Умного города» направлена на создание прозрачных деловых отношений всех государственных службах, структурах, организациях. «Умный город» — это забота о человеке, его поддержка и защита.

Умный город предполагает прямое взаимодействие власти с сообществами и городской инфраструктурой. Собранные данные граждан изучаются и анализируются, и собранная информация становится ключом к повышению эффективности городского управления и поддержания благоустройства [1].

Целью проекта является достижение следующего общего результата-повышение качества жизни горожан и улучшение социального климата, развитие инновационных технологий, повышение конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности города.

Компоненты и функциональные области проектов «Умный город»: видеонаблюдение и видеоаналитика; камеры видеофиксации (фотовидеофиксации); ситуационные центры, ЕДДС; ИТС — интеллектуальные транспортные системы; безопасность на общественном транспорте; IoT — интернет вещей; беспилотные автомобили; биометрия; дополненная и виртуальная реальность [1].

По оценкам ООН, к 2050 году 67 % населения Земли будут проживать в городах. Уже сейчас некоторые мегаполисы мира перенаселены [6].

Цифровые технологии распространились по всему миру, концепция «Умного города» была популяризирована как концепция в начале 2010 года.

В таблице 1 представлен топ зарубежных стран с развитой экономикой, в которых успешно реализована концепция «Умный город».

Таблица 1

Топ «Умных городов» зарубежных стран с развитой экономикой

п/п

Город

Описание опыта

1.

Сингапур

Концепция появилась в 2014 г.

Суть — развитие человеческого капитала и адаптации населения к сетевой культуре.

Основная цель — дать возможность человеку.

Сингапур успешно решил сложную проблему водоснабжения, город-лидер в очистке воды. Реализована система «умной» утилизации отходов. Благодаря развитию человеческого капитала, развитию цифровой экономики, Сингапур сегодня занимает лидирующие позиции по качеству жизни, простоте ведения бизнеса, участию в мировой экономике.

2.

Нью-Йорк

В апреле 2015 г. был опубликован стратегический план развития города.

Направления развития:

  1. Устойчивый город. Нью-Йорк является мировым лидером в борьбе с изменением климата;
  2. Растущий и процветающий город. Содействие динамичной городской экономике, где процветают домашние хозяйства, предприятия и городские сообщества. Рост числа рабочих мест, рост заработной платы и низкий уровень безработицы.
  3. Справедливый город. Развитие справедливой экономики, которая предлагает высокооплачиваемые рабочие места для всех жителей. Цель сокращения преступности и нищеты.
  1. 4. Город жизни. Успешными «умными» решениями можно считать: систему прогнозирования пожара; проект Watson Health — сборщик информации о здоровье жителей с разных устройств; портал открытых данных.

3.

Лондон

С 2013 года Лондон реализует концепцию «Умный город». Стратегия фокусируется на развитии институционального и цифрового пространства.

Принципы реализации стратегии:

  1. Жилье жителей Лондона в Центре развития инноваций.
  2. Свободный доступ к открытым данным.
  3. Содействие развитию исследований и творческого таланта.
  4. Развитая связь между заинтересованными сторонами.
  5. Кибербезопасность.
  1. 6. Открытость к международному сотрудничеству.

4.

Сеул

В 2015 г. была введена концепция открытых данных — администрация Сеула сделала всю административную информацию доступной для жителей города. Одной из основных проблем было организовать активное взаимодействие с гражданами через электронные платформы.

В 2016 Сеул принял новую стратегию:

  1. Развитие цифровой экономики. Создание национальной индустрии финансовых технологий.
  2. Поддержка инноваций в цифровой экономике. Внедрение технологии Интернета вещей в городе, внедрение информационной системы в здравоохранении.

Сеул — мировой лидер в области цифровых технологий:

  1. Обеспечили город общественным бесплатным Wi-Fi.
  2. Создали облако и центр обработки данных.
  3. Внедрена «Умная» система сбора и утилизации мусора [2].

Положительные эффекты концепции «Умный город»:

– рост качества жизни населения и повышение удовлетворенности результатами работы органов власти;

– повышение инвестиционной привлекательности территории;

– эффективное использование ресурсов;

– эффективное управление территорией и имуществом;

– миграционный прирост.

Измерение уровня оцифровки городской экономики, фиксация базового уровня и оценка динамики изменений осуществляется с использованием индекса IQ городов.

Индекс «IQ Городов» показывает, насколько эффективно российские города внедряют технологию «умного города», и какой результат происходит, после совершенного.

В таблице 2 приведена статистика IQ городов — лидеров по каждой группе за 2018 и 2019 гг.

Таблица 2

Результаты оценки индекса IQ

п/п

Наименование

2018 г. (балл)

2019 г. (балл)

Динамика, %

Крупнейшие города

1

Москва

81,19

101,62

+17

2

Казань

52,58

53,91

+1

3

Санкт-Петербург

50,37

53,62

+3

Крупные города

4

Химки

66,32

68,9

+3

5

Балашиха

59,38

63,16

+4

6

Тюмень

58,31

67,01

+9

Большие города

7

Реутов

71,35

71,46

+1

8

Серпухов

63,5

64,01

0

9

Электросталь

61,88

61,91

0

Административные центры

10

Дубна

72,48

72,88

+1

11

Ивантеевка

62,18

63,03

+1

12

Наро-Фоминск

41,02

45,47

+4

Исходя из данных таблицы 3 видно, что в основном в период с 2018 по 2019 гг. развитие концепции «Умный город» происходило в г. Москва и городах Московской области, динамика по остальным регионам достигает в 5 % максимум или остается нулевой. Следовательно, одной из глобальных проблем при реализации концепции «Умного города» в России является неравномерное распределение уровня развития регионов.

Также Минстрой провел анализ динамики IQ городов в период с 2018 по 2019 гг. График анализа динамики представлен на рис. 1.

Динамика IQ городов РФ за 2019 г.

Рис. 1. Динамика IQ городов РФ за 2019 г.

Из графика динамики IQ городов за 2019 г. видно, что наибольшая динамика зафиксирована по субиндексу «городское управление» — к нему в том числе относится внедрение систем вовлечения граждан в процессы благоустройства. Одной из наиболее сильных сторон российских городов остается инфраструктура сетей связи — это самое проработанное направление, которому города на протяжении долгого времени уделяли большое внимание.

Немалую роль в успешной реализации концепции «Умный город», которая началась в 2018 г. в Российской Федерации, играет численность населения, не использующего Интернет в целях безопасности. Чем меньше будет этот показатель, тем эффективнее проводится концепция. В таблице 3 приведены данные Росстата по доле населения, не использующего сеть Интернет по соображениям безопасности. В данной таблице показатель рассчитывался как отношение численности населения в возрасте 15–74 лет, не использующего сеть Интернет пo соображениям безопасности, к общей численности населения в возрасте 15–74 лет.

Таблица 3

Доля населения, не использующего сеть Интернет по соображениям безопасности, в общей численности населения, %

п/п

Наименование

2018 г.

2019 г.

2020 г.

1

Российская Федерация

0,4

0,5

0,4

Из таблицы 4 видно, что в 2019 г. доля населения, не использующего интернет в целях безопасности увеличилась и составила 0,5 % или 730 тысяч человек. Однако в 2020 г. показатель вернулся на прежний уровень и составил 0,4 % или 584 тысячи человек.

Подводя итог, следует выделить проблемы, которые были выявлены в результате анализа развития концепции «Умный город» в России. А именно:

  1. Нежелание жителей предоставлять необходимую информацию в сеть Интернет;
  2. Отсутствие «Зеленых технологий» в процессе цифровизации государства;
  3. Неравномерное распределение уровня развития пo регионам в процессе реализации концепции;
  4. Слабое взаимодействие ведомств.

Пути решения проблем при реализации концепции «Умный город»:

  1. Обеспечить информационную безопасность, которая может быть выполнена путем передачи контроля над областью персональных данных самим гражданам;
  2. Учитывать затраты на защиту доступности в более широких масштабах, чтобы нейтрализовать угрозы безопасности, затраты на исследования потенциальных угроз новым технологиям;
  3. Большая популяризация среди населения методов использования технологии «Умный город», а также использование Интернета;
  4. Мотивировать участников проекта уделять больше внимания «зеленой» технологии — датчикам качества воздуха, воды, шума и тому подобное.

Литература:

  1. Приказ Минстроя РФ от 25.12.2020 г. N 866/пр «Об утверждении Концепции проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город»
  2. Jong-Sung Hwang, Young Han Choe. Smart Cities Seoul: a case study [Электронный ресурс] // ITU-T Technology Watch Report February 2013. — URL: https://www.itu.int/dms_pub/itut/oth/23/01/T23010000190001PDFE.pdf.
  3. Гавриленко О. В. Деловая культура России: тенденции развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2015. С. 60–64 2. Ганин О. Б., Ганин И. О. «Умный город»: перспективы и тенденции развития // ARS Administrandi. 2015. С. 45–47
  4. Официальный сайт Минстрой РФ [https://www.minstroyrf.gov.ru/]
  5. Официальный сайт Росстат РФ [https://rosstat.gov.ru/]
  6. Организация Объединенных Наций [https://www.un.org/ru/]
Основные термины (генерируются автоматически): город, государственно-частное партнерство, концепция, российская Федерация, цифровая экономика, развитие, реализация концепции, Россия, сеул, соображение безопасности.


Похожие статьи

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Особенности применения подхода «Университет третьего поколения» в России

Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило условия функционирования системы высшего образования. Университеты столкнулись с проблемами обеспечения устойчивости, поддержания финансового состояния на достаточном уровне, поиска источ...

Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации)

В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективн...

Эффективная миграционная политика: подходы к определению

В стремительно меняющихся условиях глобализирующегося мира органы государственной власти должны с опережением вырабатывать меры миграционной политики с тем, чтобы обеспечивать приток в свою страну высококвалифицированных мигрантов. Во главу угла долж...

Цифровая экономика как фактор стратегического развития и обеспечения экономической безопасности

Цифровая экономика — будущее развития экономической системы в мире за счет преобразования многих сфер деятельности человека под большим влиянием информационных технологий. Развитие инновационных технологий и увеличение степени амплификации интернета ...

Цифровые технологии в обеспечении достойной жизни человека

Цель статьи заключается в выявлении механизмов влияния цифровых технологий на достойную жизнь человека. Методология исследования состоит в логико-гносеологическом анализе проблемы с учётом факторов, определяющих достойную жизнь человека, а также в пр...

Дизайн-код малых городов России: концепция, методы, цели

В статье поднимается вопрос о реализации дизайн-кода в разных городах России. Автор выявляет актуальность внедрения данного документа на сегодняшний день, дает определение дизайн-кода и обозначает основные задачи, решаемые дизайн-кодом. В статье пров...

Анализ и оценка конкурентоспособности Кировской области

Основу конкурентоспособности в современном мире составляют расширяющиеся инновации, стратегический подход, кооперация участников цепочек ценности как новая форма конкурентной борьбы, новая роль государства в формировании сетевых сообществ и кластеров...

Значение айдентики российских регионов в их коммуникационном продвижении

В данной статье исследуется значение айдентики российских регионов и их роль в коммуникационном продвижении. Региональная айдентика — важный фактор для формирования имиджа регионов и привлечения внимания к его потенциалу. В статье анализируются основ...

Совершенствование межведомственного взаимодействия в условиях цифровизации: электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления

В статье поднимается вопрос рассмотрения «электронного правительства» как способа модернизации государственного управления. Организатор формирования информационного общества и системы «электронного правительства» — государство, где электронное правит...

Похожие статьи

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Особенности применения подхода «Университет третьего поколения» в России

Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило условия функционирования системы высшего образования. Университеты столкнулись с проблемами обеспечения устойчивости, поддержания финансового состояния на достаточном уровне, поиска источ...

Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации)

В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективн...

Эффективная миграционная политика: подходы к определению

В стремительно меняющихся условиях глобализирующегося мира органы государственной власти должны с опережением вырабатывать меры миграционной политики с тем, чтобы обеспечивать приток в свою страну высококвалифицированных мигрантов. Во главу угла долж...

Цифровая экономика как фактор стратегического развития и обеспечения экономической безопасности

Цифровая экономика — будущее развития экономической системы в мире за счет преобразования многих сфер деятельности человека под большим влиянием информационных технологий. Развитие инновационных технологий и увеличение степени амплификации интернета ...

Цифровые технологии в обеспечении достойной жизни человека

Цель статьи заключается в выявлении механизмов влияния цифровых технологий на достойную жизнь человека. Методология исследования состоит в логико-гносеологическом анализе проблемы с учётом факторов, определяющих достойную жизнь человека, а также в пр...

Дизайн-код малых городов России: концепция, методы, цели

В статье поднимается вопрос о реализации дизайн-кода в разных городах России. Автор выявляет актуальность внедрения данного документа на сегодняшний день, дает определение дизайн-кода и обозначает основные задачи, решаемые дизайн-кодом. В статье пров...

Анализ и оценка конкурентоспособности Кировской области

Основу конкурентоспособности в современном мире составляют расширяющиеся инновации, стратегический подход, кооперация участников цепочек ценности как новая форма конкурентной борьбы, новая роль государства в формировании сетевых сообществ и кластеров...

Значение айдентики российских регионов в их коммуникационном продвижении

В данной статье исследуется значение айдентики российских регионов и их роль в коммуникационном продвижении. Региональная айдентика — важный фактор для формирования имиджа регионов и привлечения внимания к его потенциалу. В статье анализируются основ...

Совершенствование межведомственного взаимодействия в условиях цифровизации: электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления

В статье поднимается вопрос рассмотрения «электронного правительства» как способа модернизации государственного управления. Организатор формирования информационного общества и системы «электронного правительства» — государство, где электронное правит...

Задать вопрос