Декомпозиция бизнес-процесса «Сборка и доставка заказа» на основе ЕРС-диаграмм | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 23.10.2021

Статья просмотрена: 1899 раз

Библиографическое описание:

Полежаев, Е. А. Декомпозиция бизнес-процесса «Сборка и доставка заказа» на основе ЕРС-диаграмм / Е. А. Полежаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 223-226. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84854/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор представляет пример постановки задачи декомпозиции бизнес-процесса и иллюстрирует результат построения первого и второго уровней декомпозиции бизнес-процесса «Сборка и доставка заказа».

Ключевые слова : декомпозиция, ЕРС-диаграмма, бизнес-процесс

На сегодняшний день, в условиях пандемии, проблема формирования таких направлений деятельности компаний, которые способствуют завоеванию лояльности клиентов и поддержанию высокого уровня конкурентоспособности, является очень актуальной. Целями функционирования современных компаний по-прежнему остаются не только стабильное получение и преумножение прибыли, но и успешное развитие компании. Все чаще сотрудники получают и применяют на практике знания о процессном управлении. С появлением и развитием функциональных возможностей современных программных продуктов менеджеры имеют в своем распоряжении множество способов и возможностей для моделирования и оптимизации бизнес-процессов компании. Как правило, в небольших компаниях рассматриваются бизнес-процессы, состоящие не более чем из двух-трех десятков операций. Но для работы как с массивными, так и с небольшими бизнес-процессами необходимо провести их декомпозицию.

Декомпозиция — это разбиение целого на части. Для анализа, выявления и решения проблем бизнес-процесса необходимо выделить из него составные элементы и обозначить связи между ними. Проблемы, ошибки и несоответствия могут скрываться как в отдельных элементах, так и во взаимосвязях. Следует рассматривать не только каждый элемент и каждую связь в отдельности, но и принцип их совместного взаимодействия, потому что вместе они составляют бизнес-процесс — одно из звеньев цепочки бизнес-процессов в рамках реализации процессного подхода к управлению [2].

В качестве примера проведения декомпозиции бизнес-процесса возьмем небольшой бизнес-процесс «Сборка и доставка заказа» популярной сегодня компании «Сбермаркет». Рассмотрим услугу «Быстрая доставка», в рамках которой действия по сборке и доставке заказа выполняются одним исполнителем. Декомпозицию представим графически, то есть выполним моделирование бизнес-процесса. В качестве нотации моделирования выберем нотацию ЕРС, доступную в программном продукте Microsoft Office Visio Professional. Количество уровней декомпозиции — два, то есть операции бизнес-процесса тоже должны быть декомпозированы, а значит, представлены в виде составных элементов и связей между ними там, где это возможно. Пример постановки задачи декомпозиции бизнес-процесса, составленный на основе указанной информации, представлен в таблице 1.

Таблица 1

Пример постановки задачи декомпозиции бизнес-процесса

Компания

Сбермаркет

Бизнес-процесс

Сборка и доставка заказа

Услуга

Быстрая доставка

Вид декомпозиции

Графическая

Способ

Моделирование

Количество уровней декомпозиции

Два

Нотация

ЕРС

Программный продукт

Microsoft Office Visio Professional

Результат декомпозиции

Модель бизнес-процесса

В нотации ЕРС операция бизнес-процесса представляет собой связку «функция — событие», в которой каждой функции соответствует ответственный исполнитель и входящий документ, необходимый для ее выполнения, и/или исходящий документ, формирующийся в процессе выполнения данной функции. В большинстве случаев операции выполняются последовательно, то есть за функцией следует событие, далее — опять функция и опять событие, пока бизнес-процесс не завершится. В то же время некоторые операции могут выполняться параллельно, что и находит свое отражение на ЕРС-диаграмме в виде распараллеливания процесса [1].

Перейдем к рассмотрению примера декомпозиции бизнес-процесса. Для того чтобы избежать построения массивных ЕРС-диаграмм, предположим, что мы декомпозируем бизнес-процесс «Сборка и доставка заказа» для заказа, состоящего из двух товарных позиций (назовем их «товар 1» и «товар 2»). После того как поступил заказ, сотрудник параллельно производит ознакомление с перечнем товаров в заказе и составляет оптимальным маршрут передвижения по торговому залу. Далее, следуя по составленному маршруту, поочередно собирает товары из заказа. Оптимальность маршрута обусловлена не только расположением товаров в торговом зале, но и их особенностями. Например, охлажденные и замороженные продукты следует собирать в последнюю очередь. Когда все товары из заказа собраны, сотрудник оплачивает их на кассе магазина через специальное приложение, позволяющее списывать денежные средства с банковской карты заказчика, и доставляет их по указанному в заказе адресу. Представляя указанную информацию о протекании бизнес-процесса в виде ЕРС-диаграммы, получим первый уровень декомпозиции (рис. 1). Как видно из рис. 1, первый уровень декомпозиции состоит из семи событий (первое — начальное, седьмое — конечное), шести функций, одного исполнителя (сотрудник) и четырех входящих документов. Построенная ЕРС-диаграмма характеризуется наличием шести операции, две из которых распараллелены с помощью логического оператора «И».

Так как процесс сбора товара может включать в себя несколько операций, в качестве примера составим второй уровень декомпозиции бизнес-процесса для функции «Сбор товара 1». Второй уровень декомпозиции бизнес-процесса для функции «Сбор товара 1» состоит из следующих операций: проверка качества товара и замена товара в том случае, если он окажется с дефектами (рис. 2).

Первый уровень декомпозиции бизнес-процесса

Рис. 1. Первый уровень декомпозиции бизнес-процесса

Как видно из рис. 2, второй уровень декомпозиции состоит из трех событий, двух функций, одного исполнителя и одного входящего документа. Построенная ЕРС-диаграмма характеризуется наличием трех операции, две из которых распараллелены логическим оператором «Исключающее ИЛИ».

Второй уровень декомпозиции бизнес-процесса для функции «Сбор товара 1»

Рис. 2. Второй уровень декомпозиции бизнес-процесса для функции «Сбор товара 1»

Таким образом, была обозначена актуальность в реализации процессного подхода к управлению и представлен пример постановки задачи декомпозиции бизнес-процесса. Приведено текстовое описание бизнес-процесса «Сборка и доставка заказа» услуги «Быстрая доставка» компании «Сбермаркет» и проиллюстрирован результат построения первого и второго уровней декомпозиции рассматриваемого бизнес-процесса.

Литература:

1. Алеников А. С. Развитие инструментария оптимизации событийно-функциональных диаграмм в процессно-ориентированной структуре управления / А. С. Алеников, К. И. Кололеева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2019. — Т. 15. — № 6. — С. 1163–1184.

2. Глухова Н. В. Способы и средства моделирования бизнес-процессов предприятия / Н. В. Глухова // Мир науки и образования. — 2018. — № 3 (15).

Основные термины (генерируются автоматически): уровень декомпозиции, уровень декомпозиции бизнес-процесса, постановка задачи декомпозиции бизнес-процесса, Сбор товара, функция, доставка заказа, операция бизнес-процесса, программный продукт, результат построения первого, торговый зал.


Похожие статьи

Структурно-процессное моделирование системы контроллинга на предприятии

Цель исследования состоит в разработке модельной конструкции системы контроллинга, состоящей из структурной и процессной частей. В основу исследования положена методология системного анализа. Результатом моделирования явилась разработка структурной и...

Моделирование задачи формирования инфологических моделей при создании программных средств поддержки проектирования прикладных автоматизированных систем

Работа посвящена снижению трудоемкости проектирования прикладных автоматизированных систем (ПАС) с использованием программных инструментов для инфологического моделирования задач в рамках методологии автоматизации интеллектуального труда (МАИТ). Инфо...

Применение бизнес-моделирования для анализа деятельности производственных предприятий

Для лучшего понимания деятельности организации используется моделирование. Рассмотрена методика и типовой бизнес-процесс производственного предприятия.

SCOR-моделирование в цепи поставок при анализе и реинжиниринге бизнес-процессов торгово-промышленного предприятия

В статье рассмотрены особенности анализа и реинжиниринга бизнес-процессов торгово-промышленного предприятия, участника цепи поставок. Приводится обоснование целесообразности применения референтной отраслевой модели SCOR.

Моделирование основных бизнес-процессов компании по доставке продуктов

В статье авторы моделируют основные бизнес-процессы организации, осуществляющей доставку продуктов питания в рамках методологии ARIS.

Разработка бизнес-моделей для оптимизации процессов

В статье автор исследует роль разработки бизнес-моделей для оптимизации процессов, а также основные принципы их проектирования и внедрения.

Создание методики выбора инфотелекоммуникационной платформы управления складским комплексом

В статье представлена методика выбора WMS-системы на основе алгоритма действий организации, а также отбор по базовым критериям и оценка методом рейтинговых оценок.

Использование имитационного моделирования в оценке и отборе альтернативных способов организации транспортной логистики на предприятиях АПК

В статье рассмотрены варианты использования имитационного моделирования в оценке альтернативных способов организации транспортной логистики на предприятиях АПК, рассматривающих возможность участия в ЦСС.

К вопросу о требованиях к моделированию сети деловых процессов на базе IDEF0 в системах менеджмента качества на современном промышленном предприятии

Статья рассматривает применение моделирования по методике IDEF в системе менеджмента качества для описания и классификации процессов по данному направлению деятельности современного промышленного предприятия.

Концептуальное моделирование задачи формирования алгоритмических структур инфологических моделей предметных задач

Увеличение сложности и объема информационных систем требует высокого качества проектирования и реализации для обеспечения их эффективности. Методология автоматизации интеллектуального труда (МАИТ) предлагает системный подход к этому процессу, начиная...

Похожие статьи

Структурно-процессное моделирование системы контроллинга на предприятии

Цель исследования состоит в разработке модельной конструкции системы контроллинга, состоящей из структурной и процессной частей. В основу исследования положена методология системного анализа. Результатом моделирования явилась разработка структурной и...

Моделирование задачи формирования инфологических моделей при создании программных средств поддержки проектирования прикладных автоматизированных систем

Работа посвящена снижению трудоемкости проектирования прикладных автоматизированных систем (ПАС) с использованием программных инструментов для инфологического моделирования задач в рамках методологии автоматизации интеллектуального труда (МАИТ). Инфо...

Применение бизнес-моделирования для анализа деятельности производственных предприятий

Для лучшего понимания деятельности организации используется моделирование. Рассмотрена методика и типовой бизнес-процесс производственного предприятия.

SCOR-моделирование в цепи поставок при анализе и реинжиниринге бизнес-процессов торгово-промышленного предприятия

В статье рассмотрены особенности анализа и реинжиниринга бизнес-процессов торгово-промышленного предприятия, участника цепи поставок. Приводится обоснование целесообразности применения референтной отраслевой модели SCOR.

Моделирование основных бизнес-процессов компании по доставке продуктов

В статье авторы моделируют основные бизнес-процессы организации, осуществляющей доставку продуктов питания в рамках методологии ARIS.

Разработка бизнес-моделей для оптимизации процессов

В статье автор исследует роль разработки бизнес-моделей для оптимизации процессов, а также основные принципы их проектирования и внедрения.

Создание методики выбора инфотелекоммуникационной платформы управления складским комплексом

В статье представлена методика выбора WMS-системы на основе алгоритма действий организации, а также отбор по базовым критериям и оценка методом рейтинговых оценок.

Использование имитационного моделирования в оценке и отборе альтернативных способов организации транспортной логистики на предприятиях АПК

В статье рассмотрены варианты использования имитационного моделирования в оценке альтернативных способов организации транспортной логистики на предприятиях АПК, рассматривающих возможность участия в ЦСС.

К вопросу о требованиях к моделированию сети деловых процессов на базе IDEF0 в системах менеджмента качества на современном промышленном предприятии

Статья рассматривает применение моделирования по методике IDEF в системе менеджмента качества для описания и классификации процессов по данному направлению деятельности современного промышленного предприятия.

Концептуальное моделирование задачи формирования алгоритмических структур инфологических моделей предметных задач

Увеличение сложности и объема информационных систем требует высокого качества проектирования и реализации для обеспечения их эффективности. Методология автоматизации интеллектуального труда (МАИТ) предлагает системный подход к этому процессу, начиная...

Задать вопрос