В статье автор представляет пример постановки задачи декомпозиции бизнес-процесса и иллюстрирует результат построения первого и второго уровней декомпозиции бизнес-процесса «Сборка и доставка заказа».
Ключевые слова : декомпозиция, ЕРС-диаграмма, бизнес-процесс
На сегодняшний день, в условиях пандемии, проблема формирования таких направлений деятельности компаний, которые способствуют завоеванию лояльности клиентов и поддержанию высокого уровня конкурентоспособности, является очень актуальной. Целями функционирования современных компаний по-прежнему остаются не только стабильное получение и преумножение прибыли, но и успешное развитие компании. Все чаще сотрудники получают и применяют на практике знания о процессном управлении. С появлением и развитием функциональных возможностей современных программных продуктов менеджеры имеют в своем распоряжении множество способов и возможностей для моделирования и оптимизации бизнес-процессов компании. Как правило, в небольших компаниях рассматриваются бизнес-процессы, состоящие не более чем из двух-трех десятков операций. Но для работы как с массивными, так и с небольшими бизнес-процессами необходимо провести их декомпозицию.
Декомпозиция — это разбиение целого на части. Для анализа, выявления и решения проблем бизнес-процесса необходимо выделить из него составные элементы и обозначить связи между ними. Проблемы, ошибки и несоответствия могут скрываться как в отдельных элементах, так и во взаимосвязях. Следует рассматривать не только каждый элемент и каждую связь в отдельности, но и принцип их совместного взаимодействия, потому что вместе они составляют бизнес-процесс — одно из звеньев цепочки бизнес-процессов в рамках реализации процессного подхода к управлению [2].
В качестве примера проведения декомпозиции бизнес-процесса возьмем небольшой бизнес-процесс «Сборка и доставка заказа» популярной сегодня компании «Сбермаркет». Рассмотрим услугу «Быстрая доставка», в рамках которой действия по сборке и доставке заказа выполняются одним исполнителем. Декомпозицию представим графически, то есть выполним моделирование бизнес-процесса. В качестве нотации моделирования выберем нотацию ЕРС, доступную в программном продукте Microsoft Office Visio Professional. Количество уровней декомпозиции — два, то есть операции бизнес-процесса тоже должны быть декомпозированы, а значит, представлены в виде составных элементов и связей между ними там, где это возможно. Пример постановки задачи декомпозиции бизнес-процесса, составленный на основе указанной информации, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Пример постановки задачи декомпозиции бизнес-процесса
Компания |
Сбермаркет |
Бизнес-процесс |
Сборка и доставка заказа |
Услуга |
Быстрая доставка |
Вид декомпозиции |
Графическая |
Способ |
Моделирование |
Количество уровней декомпозиции |
Два |
Нотация |
ЕРС |
Программный продукт |
Microsoft Office Visio Professional |
Результат декомпозиции |
Модель бизнес-процесса |
В нотации ЕРС операция бизнес-процесса представляет собой связку «функция — событие», в которой каждой функции соответствует ответственный исполнитель и входящий документ, необходимый для ее выполнения, и/или исходящий документ, формирующийся в процессе выполнения данной функции. В большинстве случаев операции выполняются последовательно, то есть за функцией следует событие, далее — опять функция и опять событие, пока бизнес-процесс не завершится. В то же время некоторые операции могут выполняться параллельно, что и находит свое отражение на ЕРС-диаграмме в виде распараллеливания процесса [1].
Перейдем к рассмотрению примера декомпозиции бизнес-процесса. Для того чтобы избежать построения массивных ЕРС-диаграмм, предположим, что мы декомпозируем бизнес-процесс «Сборка и доставка заказа» для заказа, состоящего из двух товарных позиций (назовем их «товар 1» и «товар 2»). После того как поступил заказ, сотрудник параллельно производит ознакомление с перечнем товаров в заказе и составляет оптимальным маршрут передвижения по торговому залу. Далее, следуя по составленному маршруту, поочередно собирает товары из заказа. Оптимальность маршрута обусловлена не только расположением товаров в торговом зале, но и их особенностями. Например, охлажденные и замороженные продукты следует собирать в последнюю очередь. Когда все товары из заказа собраны, сотрудник оплачивает их на кассе магазина через специальное приложение, позволяющее списывать денежные средства с банковской карты заказчика, и доставляет их по указанному в заказе адресу. Представляя указанную информацию о протекании бизнес-процесса в виде ЕРС-диаграммы, получим первый уровень декомпозиции (рис. 1). Как видно из рис. 1, первый уровень декомпозиции состоит из семи событий (первое — начальное, седьмое — конечное), шести функций, одного исполнителя (сотрудник) и четырех входящих документов. Построенная ЕРС-диаграмма характеризуется наличием шести операции, две из которых распараллелены с помощью логического оператора «И».
Так как процесс сбора товара может включать в себя несколько операций, в качестве примера составим второй уровень декомпозиции бизнес-процесса для функции «Сбор товара 1». Второй уровень декомпозиции бизнес-процесса для функции «Сбор товара 1» состоит из следующих операций: проверка качества товара и замена товара в том случае, если он окажется с дефектами (рис. 2).
Рис. 1. Первый уровень декомпозиции бизнес-процесса
Как видно из рис. 2, второй уровень декомпозиции состоит из трех событий, двух функций, одного исполнителя и одного входящего документа. Построенная ЕРС-диаграмма характеризуется наличием трех операции, две из которых распараллелены логическим оператором «Исключающее ИЛИ».
Рис. 2. Второй уровень декомпозиции бизнес-процесса для функции «Сбор товара 1»
Таким образом, была обозначена актуальность в реализации процессного подхода к управлению и представлен пример постановки задачи декомпозиции бизнес-процесса. Приведено текстовое описание бизнес-процесса «Сборка и доставка заказа» услуги «Быстрая доставка» компании «Сбермаркет» и проиллюстрирован результат построения первого и второго уровней декомпозиции рассматриваемого бизнес-процесса.
Литература:
1. Алеников А. С. Развитие инструментария оптимизации событийно-функциональных диаграмм в процессно-ориентированной структуре управления / А. С. Алеников, К. И. Кололеева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2019. — Т. 15. — № 6. — С. 1163–1184.
2. Глухова Н. В. Способы и средства моделирования бизнес-процессов предприятия / Н. В. Глухова // Мир науки и образования. — 2018. — № 3 (15).