В статье рассматривается коллектив как средство формирования личности спортсменов в ходе тренировочного процесса в спортивной школе, приводится исследование двигательной подготовленности и личностных свойств спортсменов 13–14 лет, занимающихся в отделении волейбола спортивной школы.
Ключевые слова: коллектив, тренировочный процесс, свойства личности, средство формирования личности спортсменов.
Целевые установки коллектива как средства физического воспитания спортсменов обусловлены многими факторами, и, поскольку эти факторы меняются, не остаются статичными и неизменными и цели воспитания. Спортсмен, усваивая навыки физкультурно-спортивной деятельности, овладевает основами спортивного поведения, приобретая возможность гармоничной социализации в обществе. В связи с этим, актуальность данной работы не вызывает сомнений.
Как замечает В. М. Смирнов, соревновательный характер игровой деятельности с большими физическими напряжениями, постоянное противоборство, непрерывные поиски наиболее эффективных действий и приемов для их существования в условиях сбивающих факторов и дефицита времени предъявляют высокие требования к уровню психологической устойчивости игроков. Необходимо обладать высокоразвитыми моральными и волевыми качествами, чтобы в жесткой спортивной борьбе, сохранить самообладание, выдержку и уважение к нему, заставлять себя преодолеть усталость, подчинять свои желания интересам коллектива, брать на себя выполнение решающих действий в решающие моменты игры [4].
Поскольку формирование гармонически развитой личности является одной из важнейших задач воспитания подрастающего поколения, то, очевидно, что выявление возможностей физического воспитания для решения этой задачи является актуальным.
Объект исследования — процесс физического воспитания в ходе тренировочного процесса волейболистов 13–14 лет в спортивной школе.
Предмет исследования — воспитание личности спортсменов через коллектив в ходе тренировочного процесса вида спорта (волейбол) на тренировочных занятиях в спортивной школе.
Цель исследования: выявить возможности влияния коллектива на воспитание личности спортсмена, в формировании и развитии физических, нравственных и волевых качеств занимающихся.
Спорт, по сути своей, хорошее средство для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надежными, они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляется бойцовский характер и способен совершать поступки без длительного размышления и колебаний [2]. Задачами же коллектива, как средства воспитания личности спортсменов, направлены на максимальную интенсификацию психического и социального созревания развивающейся личности ребенка в коллективе.
В ходе исследования, для изучения двигательной подготовленности в основу были взяты тесты, характеризующие уровень развития физических качеств. Это: прыжок в длину с места (тест используется для определения уровня развития скоростно-силовых качеств), бег на 20 м. (тест используется для определения скоростных качеств), удержание угла в висе на гимнастической стенке (тест используется для оценки силовой выносливости (статической) и подтягивание на высокой перекладине (тест используется для оценки силовой выносливости (динамической) мышц рук и плечевого пояса).
Для изучения личностных свойств юных спортсменов были взяты следующие методики, которые наиболее часто используются в психолого-педагогических исследованиях: детский вариант личностного теста Р. Кеттелла представляет собой модификацию известного взрослого варианта 16-факторного теста Р. Кеттелла [1] (с его помощью можно оценить такие свойства личности, как экстраверсия, уверенность в себе, эмоциональная возбудимость, независимость, благоразумие, добросовестность, смелость, практичность, оптимизм, самоконтроль, невозмутимость) и тест для определения силы воли, разработанный Р. С. Немовым [3].
Исследование проводилось в период с сентября 2020 г. по сентябрь 2021 г. в группах начальной подготовки отделения мини-футбола на базе МБУ Спортивная школа г. Пыть-Ях.в отделении волейбола Он был направлен на выявление возможностей коллективной деятельности в тренировочном процессе по волейболу для гармонического развития личности юных спортсменов.
Были взяты две группы мальчиков 13–14 лет (по 7 человек), занимающихся волейболом в отделении волейбола спортивной школы. Нами была предложена методика тренировочных занятий, в которой упор делался на коллективные действия (по 3, 4 игрока одновременно).
В работе оценивалось влияние коллектива на воспитание личности на примере игры в волейбол по следующим показателям — сформированность волевых качеств, выявление нравственных качеств, повышение физической подготовленности. Для получения достоверных и объективных результатов условия испытаний были стандартизированы (одинаковые условия, одно и то же место проведения, соревновательные условия).
Для определения коллектива, как основного средства воспитания личности, а также с целью выявления эффективности занятий было проведено тестирование. В качестве тестов применялись следующие контрольные упражнения: упражнение на технику выполнения нападающего удара (прямой нападающий удар после набрасывания мяча партнером), упражнение на подачу, прием и передачу (первый выполняет подачу в левую половину площадки, второй — приемом снизу доводит мяч в зону № 3, третий выполняет передачу над собой). Каждое упражнение все игроки группы выполняют по три раза, упражнение на выполнение передачи мяча над собой, во встречных колоннах, игры и игровые задания с ограниченным количеством игроков (2:2, 3:3, 3:2 игрока), нижний прием и передача в парах. Обязательное условие выполнение упражнений — одновременное участие не менее 3 человек (игроков). Первый выполняет подачу в левую половину площадки, второй — приемом снизу доводит мяч в зону № 3, третий — выполняет передачу над собой. Каждое упражнение (подача, прием, передача), все игроки выполняют по три раза. Оценивался высокий, средний, низкий уровни групповых действий.
В ходе проведения исследования изучалось влияние коллективной деятельности на формирование различных сторон личности занимающихся в отделении волейбола. Среди всего многообразия таких показателей важно было оценить уровень развития физических качеств. Результаты исходного тестирования двигательной подготовленности отражены в таблицах 1- 4.
Таблица 1
Результаты тестирования двигательной подготовленности экспериментальной группы в начале года
Тесты |
Прыжок в длину с места (см.) |
Бег 20 м (с.) |
Удержание угла в висе (с.) |
Подтягивание (кол-во раз) |
х |
185,3 |
3,5 |
15,9 |
6,2 |
σ |
17,8 |
0,29 |
9,6 |
1,9 |
mх |
4,3 |
0,1 |
2,3 |
0,47 |
v |
12,2 |
7,6 |
40,5 |
36,1 |
Анализируя полученные данные таблицы 1, мы видим, что результаты у мальчиков экспериментальной группы в основном средние, однако, наблюдается большой разброс показателей по некоторым тестам (коэффициент вариации больше 10 %). Не очень высокие показатели двигательной подготовленности, очевидно, связаны с тем, что летом многие дети не занимались физической культурой, поскольку были на каникулах. У мальчиков из другой группы (контрольной) показатели также не очень высокие (видимо, по той же причине). Обращает на себя внимание тот факт, что по всем показателям (по средним данным) мальчики из этой группы практически не уступают сверстникам из экспериментальной группы (табл. 2). Разброс результатов у них также большой, судя по коэффициенту вариации.
Таблица 2
Результаты тестирования двигательной подготовленности контрольной группы в начале года
Тесты |
Прыжок в длину с места (см.) |
Бег 20 м (с.) |
Удержание угла в висе (с.) |
Подтягивание (кол-во раз) |
х |
180,2 |
3,7 |
16,3 |
6,7 |
σ |
17,1 |
0,3 |
6,5 |
1,1 |
mх |
4,1 |
0,1 |
1,5 |
0,3 |
v |
12,9 |
7,8 |
88,9 |
61,8 |
Тестирование в конце тренировочного года показало, что двигательная подготовленность как в экспериментальной, так и в контрольной группе улучшилась (Табл. 3–4).
Таблица 3
Результаты тестирования двигательной подготовленности экспериментальной группы в конце года
Тесты |
Прыжок в длину с места (см.) |
Бег 20 м (с.) |
Удержание угла в висе (с.) |
Подтягивание (кол-во раз) |
х |
197,9 |
3,1 |
22,7 |
8,9 |
σ |
10,8 |
0,2 |
6,8 |
1,1 |
mх |
2,3 |
0,1 |
2,1 |
0,4 |
v |
8,2 |
7,1 |
20,5 |
12,9 |
Из таблицы 3 видно, что результаты мальчиков экспериментальной группы значительно улучшились по всем показателям. Так же видно, что уменьшился разброс результатов, о чем свидетельствует уменьшение среднеквадратического отклонения, а, особенно, коэффициента вариации.
Таблица 4
Результаты тестирования двигательной подготовленности контрольной группы в конце года
Тесты |
Прыжок в длину с места (см) |
Бег 20 м (с) |
Удержание угла в висе (с) |
Подтягивание (кол-во раз) |
х |
187,3 |
3,4 |
18 |
7,4 |
σ |
17,69 |
0,2 |
5,3 |
1,75 |
mх |
4,29 |
0,05 |
1,28 |
0,4 |
v |
11,84 |
6,1 |
28,2 |
37,4 |
Результаты мальчиков из контрольной группы тоже улучшились, но не столь существенно, как у сверстников из ЭГ. При этом видно, что показатели по многим тестам по-прежнему неоднородны, хотя их разброс стал и меньше, сравнив результаты тестирования мальчиков обеих групп, мы увидели следующее (табл. 5, 6).
Таблица 5
Различия результатов тестирования двигательной подготовленности в контрольной и экспериментальной группах в начале года
Тесты |
Прыжок в длину с места (см) |
Бег 20 м (с) |
Удержание угла в висе (с) |
Подтягивание (кол-во раз) |
Хэ |
185,3 |
3,5 |
15,9 |
6,2 |
Хк |
180,2 |
3,7 |
16,3 |
6,7 |
t |
1,5 |
1,8 |
1,9 |
1,9 |
Р |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Таблица 6
Различия результатов тестирования двигательной подготовленности в контрольной и экспериментальной группах в конце года
Тесты |
Прыжок в длину с места (см) |
Бег 20 м (с) |
Удержание угла в висе (с) |
Подтягивание (кол-во раз) |
Хэ |
197,9 |
3,1 |
22,7 |
8,9 |
Хк |
187,3 |
3,4 |
18 |
7,4 |
t |
2,1 |
2,19 |
2,5 |
3,5 |
Р |
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
<0,01 |
Из таблиц 5 и 6 видно, что по физической подготовленности в начале года хоть и имеются различия, но они не существенны (различия по большинству тестов не достоверны) и ими можно пренебречь. В конце года различия стали достоверны по всем тестам в пользу волейболистов из экспериментальной группы.
Анализируя степень развития волевых качеств, мы также обнаружили, что более высокий их уровень наблюдается в экспериментальной группе. Причем, также виден более высокий прирост показателей силы воли у занимающихся в этой группе (табл. 7).
Таблица 7
Сравнительная характеристика волевых качеств в экспериментальной и контрольной группах (баллы)
Исходные показатели |
Конечные показатели |
|||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
|
х |
23,7 |
21,5 |
28,9 |
22,2 |
σ |
6,5 |
4,9 |
6,6 |
4,9 |
m х |
1,7 |
1,3 |
1,7 |
1,3 |
v |
27,4 |
22,7 |
12,7 |
20,4 |
t |
1,42 |
2,4 |
||
Р |
>0,05 |
<0,05 |
||
Из таблицы 7 также видно, что, если в начале тренировочного года, различия в уровне развития волевых качеств были не очень существенные (не достоверные), то в конце года они стали более значимыми (достоверными на 5 % уровне значимости). Можно предположить, что причиной этого явились мероприятия по физическому воспитанию с использованием возможностей коллективной деятельности в экспериментальной группе.
В ходе исследования оценивались также свойства личности спортсменов по комплексной методике (тест Кеттела). Данная методика представляет собой модификацию, адаптацию применительно к детям известного взрослого варианта 16-факторного теста Р. Кеттелла. Тест включает в себя 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребенка, Каждая черта (фактор) может быть как положительной, так и отрицательной, например: «интеллектуальная развитость — интеллектуальная неразвитость», причем полная шкала оценки от минимального до максимального пункта составляет 10 баллов со средним значением 5,5 балла.
Ниже приводится описание 11 личностных черт (двенадцатая черта — «интеллектуальная развитость» — исключена по той причине, что, во-первых, для оценки интеллекта в комплексе имеются специальные методики, во-вторых, путем нескольких вопросов-задач оценить уровень мышления ребенка нельзя). В методике принято выделять три уровня развития разных черт личности: низкий (от 1 до 3 баллов), средний (от 4 до 7 баллов) и высокий (от 8 до 10 баллов). При описаниях разных личностных черт выделяются и представляются только два крайних полюса их развития: высокий и низкий. Указываются соответствующие им количественные оценки по принятой шкале и дается краткое качественное описание. Названия большинства черт личности односложны в том смысле, что в них, как правило, не называется противоположный полюс шкалы, соответственно положительный или отрицательный. Он подразумевается, а там, где это необходимо, представляется в отдельной, собственной формулировке. Так, например, первая из черт личности названа «экстраверсия». Предполагается, что противоположная ей черта, также оцениваемая при помощи этой же шкалы, — интроверсия, и она имеет место тогда, когда экстраверсия у ребенка относительно слабо развита (черты личности: 1 — экстраверсия, 2 — уверенность в себе, 3 — эмоциональная возбудимость, 4 — независимость, 5 — благоразумие, 6 — добросовестность, 7 — смелость, 8 — практичность, 9 — оптимизм, 10 — самоконтроль, 11 — невозмутимость). К каждому вопросу теста даются на выбор два ответа, вернее, два возможных альтернативных суждения, с одним из которых опрашиваемый должен выразить свое согласие, отклонив другое. Вопросник разделен на две части по 55 суждений-вопросов в каждой, Все одиннадцать шкал вопросника содержат по 10 суждений (5 в каждой части), и значимый ответ на каждое суждение оценивается в 1 балл. Сумма баллов, полученных по каждой шкале, с помощью соответствующих таблиц переводится в оценки по 10-балльной шкале. Крайние оценки — 1 и 10 баллов — на практике встречаются редко и представляют собой экстремальные, чрезмерно акцентуированные черты личности. Психодиагностику по данной методике мы проводили индивидуальным способом. В результате были получены следующие данные (Табл. 8–11).
Таблица 8
Процентное соотношение уровней личностных качеств в экспериментальной группе до и после эксперимента
Черты личности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
До проведения эксперимента |
|||||||||||
Выс. |
50 |
70 |
50 |
70 |
70 |
30 |
60 |
30 |
20 |
50 |
30 |
Сред. |
30 |
20 |
30 |
20 |
20 |
50 |
30 |
40 |
30 |
40 |
50 |
Низ. |
20 |
10 |
20 |
10 |
10 |
20 |
10 |
30 |
50 |
10 |
20 |
После проведения эксперимента |
|||||||||||
Выс. |
80 |
90 |
30 |
60 |
80 |
40 |
80 |
10 |
10 |
80 |
20 |
Сред. |
20 |
10 |
60 |
30 |
10 |
60 |
20 |
10 |
20 |
20 |
50 |
Низ. |
0 |
0 |
10 |
10 |
10 |
0 |
0 |
80 |
70 |
0 |
30 |
Таблица 9
Процентное соотношение уровней личностных качеств в контрольной группе до и после эксперимента
Черты личности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
До проведения эксперимента |
|||||||||||
Выс. |
40 |
50 |
50 |
60 |
70 |
30 |
80 |
40 |
30 |
70 |
20 |
Сред. |
10 |
40 |
30 |
20 |
20 |
50 |
20 |
30 |
20 |
30 |
50 |
Низ. |
50 |
10 |
20 |
20 |
10 |
20 |
0 |
30 |
50 |
0 |
30 |
После проведения эксперимента |
|||||||||||
Выс. |
50 |
70 |
50 |
70 |
70 |
20 |
70 |
30 |
20 |
60 |
30 |
Сред. |
20 |
30 |
40 |
20 |
20 |
60 |
30 |
40 |
20 |
30 |
50 |
Низ. |
30 |
0 |
10 |
10 |
10 |
20 |
0 |
30 |
60 |
10 |
20 |
Из таблиц 8 и 9 видно, что в начале эксперимента процентное соотношение уровней свойств личности у мальчиков обеих групп было примерно одинаковым. В результате проведенного эксперимента, в экспериментальной группе значительно повысилось число детей с высоким уровнем развития, особенно, по таким качествам, как уверенность в себе, смелость, самоконтроль. Низкий уровень по данным качествам исчез. Следует отметить, что данные качества очень важны в спорте вообще, и в волейболе, в частности. В контрольной группе изменения также произошли, но менее значимые. По многим качествам, в том числе и по вышеназванным, остались дети с низким уровнем развития.
В результате проведенного исследования были получены данные, позволяющие оценить индивидуальное развитие личности в коллективе на примере игры в волейбол. Было выявлено, что коллектив значительно способствует более эффективному воспитанию личности, по сравнению с традиционным раздельным обучением техническим элементам волейбола.
Таким образом, в ходе исследования, удалось выявить более высокий уровень физической подготовленности у юношей из экспериментальной группы. При этом, у них наблюдались более высокие темпы прироста показателей. По всем тестам после проведения эксперимента различия были достоверные. В начале исследования уровень развития волевых качеств личности у спортсменов 13–14 лет отделения волейбола, находился, примерно, на одном уровне при незначительном превосходстве детей из экспериментальной группы. Однако, к концу тренировочного года волейболисты из экспериментальной группы стали существенно (достоверно) превосходить занимающихся из контрольной группы. Прирост волевых качеств у них шел более быстрыми темпами. Исследование свойств личности по модифицированному тесту Кеттела позволило выявить, что, в экспериментальной группе, к концу эксперимента существенно повысилось число спортсменов с высоким уровнем и снизилось число спортсменов с низким уровнем. Особенно, это касается таких важных для спорта качеств, как смелость, уверенность в себе и самоконтроль. В контрольной группе за этот период значительных изменений не произошло. Отсюда, мы можем достоверно говорить о том, что коллектив значительно способствует эффективному воспитанию личности спортсменов.
Литература:
- Выбойщик И. В. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла: Учебное пособие / И. В. Выбойщик, З. А. Шакурова. — Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2000. — 54 с.
- Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. — Киев: Олимпийская литература, 1999. — 317 с.
- Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
- Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. — М.: Академия, 2002. — 367 с.