Повышение уровня финансовой грамотности у детей школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Глушков, А. Р. Повышение уровня финансовой грамотности у детей школьного возраста / А. Р. Глушков, Д. И. Тимофеев, О. И. Шевченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 248-250. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84862/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья посвящена вопросам повышения финансовой грамотности у детей школьного возраста. Автор указывает на перспективы изучения углубленного курса экономики в школах. Особое внимание уделяется причинам, по которым изучение экономики должно лечь в основу общего среднего образования.

Ключевые слова: юный экономист, повседневная жизнь, изучение экономики.

Кем ты хочешь стать? Бизнесменом. Такой ответ можно получить почти от каждого опрошенного школьника или студента, но далеко не каждый из них задумывается о том, что стоит за этими словами. Ведь для успешного ведения бизнеса необходимо обладать серьезными навыками финансовой грамотности, которые отсутствуют у большинства даже на начальном уровне.

Так где же подростку получить эти знания?

В период социализации наибольшее влияние на человека оказывают его друзья и родители. Но они могут оказаться некомпетентными в некоторых вопросах и сбить юного экономиста с верного пути. Поэтому мы считаем, что в данном периоде становления личности самым авторитетном источником информации является школа.

Мировой опыт доказывает, что экономическое образование обучающихся в школах является началом успешной работы выпускников в различных сферах хозяйства и важнейшей частью общей эрудиции человека. Изучение должно охватывать основные экономические понятия, законы общественного производства, экономическую политику государств, экономическое мышление, культуру и основные навыки. В целом, экономика — это исследование поведения людей при управлении ресурсами и их использовании для удовлетворения человеческих потребностей. Каждый человек, занимающийся экономикой в качестве карьеры, открыт для очень широкого круга других карьерных возможностей, потому что изучение экономики не ограничивает его становление только экономистом. Данное направление информирует и влияет на повседневный образ жизни. Сильный курс на получение специализации в области экономики — это глубокое понимание того, как работает экономика, от индивидуального уровня до нации в целом. Все эти знания позволяют понять постоянно меняющийся мир, который включает в себя предприятия, множество рынков, возможности и угрозы.

Рассмотрим причины, по которым изучение экономики должно начаться еще в школе:

1) Развитие стратегического мышления и планирование своих расходов

Школа должна учить детей ставить финансовые цели, планировать бюджет на годы вперед, уметь в будущем обеспечивать свою семью, вкладывать деньги и инвестировать. Все эти навыки образуют такое качество как «финансовая культура» или «экономическая грамотность». Ребенок должен вырасти достойным приемником, способным эффективно использовать накопленное семьей состояние. Зачастую и сами родители, которые привыкли видеть нестабильность экономики или традиционно «хранить деньги под подушкой», не хотят думать о экономической культуре, долгосрочных сбережениях и стратегиях. В такой семье растет человек, который не сможет распоряжаться деньгами и будет «жить одним днём». Поэтому именно современная школа должна стать тем самым агентом социализации, который поможет подростку привить экономическую грамотность.

2) Перспективы на будущую работу

Поскольку экономисты всегда будут нужны во всех отраслях промышленности, крупные компании и предприятия всегда будут нуждаться в толковых специалистах в области экономики. К таким вариантам работы относятся аналитика и исследование рынка, экономические консультации, кредитная аналитика, финансовая аналитика, политическая аналитика, юриспруденция, консультации в вопросах управления и менеджмента.

3) Это часть повседневной жизни

Экономика является неотъемлемой частью почти всех аспектов повседневной жизни. Поэтому, изучая теорию, нужно учитывать и практический контекст. Конечная цель экономической науки — улучшить условия жизни людей в их повседневной жизни. В пример можно привести увеличение внутреннего валового продукта. Более высокие доходы означают качественную еду, пригодное для жизни жилье, доступные лекарства, возможность получать образование и путешествовать. На данный момент у человечества немало проблем, решение которых стоит за молодым поколением.

4) Общее понимание экономической политики государства

Экономика любой страны напрямую связана с политикой и всегда старается удовлетворить экономические потребности граждан. Подросток должен понимать, когда в стране наступил кризис или, наоборот, начался экономический рост, анализировать рост цен и уровень инфляции, сравнивать экономическую политику в своей стране с политикой в других государствах. Умение анализировать общую экономическую обстановку вокруг себя, своей семьи, региона, страны поможет юному экономисту в будущем, когда он станет успешным человеком со своим бюджетом.

5) Практическое применение экономических знаний

Теория должна подкрепляться практикой. Конечно, в юном возрасте мало кто владеет внушительными суммами. Тем не менее, этого будет достаточно для получения первичного опыта использования денежных средств. Например, можно предложить ребенку откладывать деньги не в копилку, а на депозит. Так юный экономист получит пассивный доход и увидит, что деньги работают сами по себе. В дальнейшем это будет мотивировать уже состоятельного человека делать тоже самое, но уже с более серьезными вложениями.

Более классическим методом познания экономики для детей являются настольные игры. Такие игры как «Монополия», «Менеджер», «Стартап» и другие помогут развить в ребенке навыки планирования и ответственности, чувства меры и риска. Такой метод обучения позволяет обучаемому почувствовать себя предпринимателем, научиться торговать на бирже и покупать филиалы и предприятия, создать собственный стартап, не рискуя настоящими деньгами.

6) Умение договариваться и строить деловые отношения

Переговоры — обмен мнениями и правильное применение аргументов во время спора или диалога как в бизнесе, так и в повседневной жизни. Чтобы уметь договариваться или доказывать свою точку зрения, нужно научиться грамотно вести разговор со своим собеседником. Тем более, что уровень бизнеса растет, а вместе с ним растут и требования, которые предъявляются к менеджерам, секретарям и ассистентам. Рассмотрим некоторые деловые навыки, которым может научить школа:

— умение договариваться — быть гибким при ведении диалога или отстаивать свою точку зрения;

— умение вести учёт денежных средств. Для этого можно завести отдельную тетрадь, где юный экономист сможет записывать своих доходы и расходы.

— умение работать с основными компьютерными программами, наподобие Word, Exel, PowerPoint. В современном мире каждому человеку из-за огромного количества разноплановой информации необходимо уметь работать с данными приложениями. Это помогает значительно экономить время и увеличивать эффективность работы.

7) Ваши навыки будут передаваться другим лицам

В то время как изучение экономики подготовит обучаемого к карьере экономиста, оно развивает в нем бесценные твердые и мягкие навыки, включая критическое мышление, коммуникацию, умение считать, исследовательские навыки, анализ данных, управление временем, командную работу, решение проблем, вычислительную технику, коммерческую и культурную осведомленность. Таким образом, ваши навыки будут востребованы различными работодателями во всех областях.

В современном мире все построено на рыночных отношениях и практически невозможно прожить без элементарных законов экономики. Экономика не существует в вакууме; она неразрывно связана с окружающим миром. Изучение экономики предлагает как внутренние, так и международные перспективы и раскрывает понимание взаимодействия между культурами, людьми и обществами. Но на сегодняшний остается актуальной проблема финансовой неграмотности населения. И чтобы это не продолжалось в дальнейшем, школы должны сделать акцент на экономическую сторону развития личности, привить экономическую культуру и усовершенствовать навык управления финансами.

Литература:

  1. Учебно-методические комплексы и методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций– URL: https://fmc.hse.ru/methodology
  2. 10 Reasons Why You Should Study Economics URL: https://www.afterschoolafrica.com/51322/10-reasons-why-you-should-study-economics/
Основные термины (генерируются автоматически): изучение экономики, повседневная жизнь, юный экономист, навык, деньга, область экономики, ребенок, современный мир, финансовая грамотность, экономическая культура.


Ключевые слова

повседневная жизнь, юный экономист, изучение экономики

Похожие статьи

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

К вопросу о дистанционном обучении школьников младшего возраста

В статье автор рассматривает способы дистанционного обучения школьников начального общего образования. Описываются различные формы преподавания английского языка при дистанционном обучении. Обращается внимание на важность подготовки педагогов начальн...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности

В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...

Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности

Целью статьи является обоснование важности формирования финансовой грамотности учащихся в школе. Приведены примеры задач, которые можно использовать в формировании финансовой грамотности на уроках математики в школе.

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с учетом требований, предъявляемых современным обществом. Раскрываются формы, методы и содержание работы по данному вопросу.

К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе

В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...

Читательская грамотность младших школьников

В статье автор раскрывает понятие «читательская грамотность» и рассматривает особенности формирования читательской грамотности младших школьников, как нового направления для современной начальной школы, которое решает задачи в соответствии с требован...

Особенности обучения иностранным языкам в системе дополнительного образования

Система дополнительного образования создана прежде всего для того, чтобы повысить квалификацию и тем самым предоставить возможности для карьерного роста и разнообразные профессиональные перспективы. Данная статья посвящена специфике формирования и ра...

Проблемы экономической подготовки учащихся начальной школы

В статье анализируется проблема экономической подготовки младших школьников и на основе результатов исследования и теоретического анализа литературы обосновывается ее актуальность.

Похожие статьи

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

К вопросу о дистанционном обучении школьников младшего возраста

В статье автор рассматривает способы дистанционного обучения школьников начального общего образования. Описываются различные формы преподавания английского языка при дистанционном обучении. Обращается внимание на важность подготовки педагогов начальн...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности

В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...

Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности

Целью статьи является обоснование важности формирования финансовой грамотности учащихся в школе. Приведены примеры задач, которые можно использовать в формировании финансовой грамотности на уроках математики в школе.

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с учетом требований, предъявляемых современным обществом. Раскрываются формы, методы и содержание работы по данному вопросу.

К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе

В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...

Читательская грамотность младших школьников

В статье автор раскрывает понятие «читательская грамотность» и рассматривает особенности формирования читательской грамотности младших школьников, как нового направления для современной начальной школы, которое решает задачи в соответствии с требован...

Особенности обучения иностранным языкам в системе дополнительного образования

Система дополнительного образования создана прежде всего для того, чтобы повысить квалификацию и тем самым предоставить возможности для карьерного роста и разнообразные профессиональные перспективы. Данная статья посвящена специфике формирования и ра...

Проблемы экономической подготовки учащихся начальной школы

В статье анализируется проблема экономической подготовки младших школьников и на основе результатов исследования и теоретического анализа литературы обосновывается ее актуальность.

Задать вопрос