Управление вантовой конструкцией светопрозрачного навеса на примере международного аэропорта Красноярск — Емельяново | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Архипов, И. Н. Управление вантовой конструкцией светопрозрачного навеса на примере международного аэропорта Красноярск — Емельяново / И. Н. Архипов, С. М. Масловский, М. Э. Саламатов, Д. С. Марченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84872/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассмотрена вантовая светопрозрачная конструкция, выполнен ее расчет и выяснено ее поведение при ветровых нагрузках.

Ключевые слова: ванты, НДС, ветровые нагрузки.

В современном строительстве на протяжении нескольких последних десятилетий отражается отчетливый тренд к увеличению площадей остекления, как контура здания, имеется в виду речь об устройстве остекления фасадов, так и внутри него, здесь, разумеется, говорится об отделочных работах. Сопутно с ростом применения стекла расширяется применение светопрозрачных конструкций (СПК) на основе алюминия, доля которых на рынке растет с каждым годом. Применение стекла на входных группах отразилось и на конструкциях, удерживающих их, которые в свою очередь не должны портить внешний вид и быть эффективными. Такими конструкциями в последнее время становятся ванты. Особенность их применения связано с большими возникающими в них растягивающих усилий, которые неизбежно пояляются в связи с большой протяженностью и массивностью удерживаемых ими конструкций. Также следует сказать, что ванты, как одни из самых привлекательных конструкций в связи с их экономической эффективностью, низкой материалоемкостью и архитектурной выразительностью.

Но как сделать и без того эффективную работу вант еще эффективнее? На этот вопрос отвечает понятие «управление». Идея управления напряженно-деформируемым состоянием (НДС) вантовых структур нашла свое применение при строительстве мостов автомобильного, пешеходного, железнодорожного путей, а также в работах: Н. П. Абовского [1], [2], [3], С. Н. Кривошапко, В. Н. Голосова, Д. Харриса, Л. Клойбера, Д.Мейера.

Управление состоянием конструкций позволит достичь следующих немаловажных качеств:

  1. Повысить стабильность и надежность конструкции за счет постоянного анализа НДС системы;
  2. Уменьшить материалоемкость, повысить эффективность работы конструкций за счет вовлечения в работу управляемых систем;
  3. Избежать аварийных ситуаций, повлекших за собой полную недееспособность функциональных задач конструкций, а также предотрватить их разрушение.

Целью нашей работы стало создание оптимальной, металлоемкой и эффективной вантовой конструкции светопрозрачного навеса с использованием элементов управления.

Объектом исследования послужил ныне и запроектированный и эксплуатирующийся навес в аэропорту Емельяново. На (рис. 1) изображен архитектурный вид вантового козырька.

Архитектурный облик навеса

Рис. 1. Архитектурный облик навеса

Были изучены несущие и вспомогательные элементы, применяемые в конструкции, а также произведена оценка их целесообразности и эффективности. На (рис. 2) изображено конструктивное решение конструкциями с видами в плане и в разрезе.

Конструктивное решение: а) Вид в плане; б) Разрез

Рис. 2. Конструктивное решение: а) Вид в плане; б) Разрез

Были произведены статические и динамические расчеты конструкции. На рис. 3 изображена диаграмма, отражающая внутренние продольные усилия в системы фрагмента консртукции длинной 6 метров, при воздействии статической нагрузки.

Диаграмма внутренних продольных усилий N, кН, при статическом нагружении

Рис. 3. Диаграмма внутренних продольных усилий N, кН, при статическом нагружении

В частности, нас интересовал расчет на ветровую нагрузку, которая способна была вызвать, как рястягивающие усилия, так и сжимающие. По полученным эпюрам внутренних усилий был произведен конструктивный расчет конструкций, а также проведен анализ работы констуркции с разработанным уже решением.

Первым делом для обеспечения упраляемости конструкции был сделан анализ способов закрепления поперечных балок к остеклению. Было выяснено, что использование шарнирного закрепления многостойного стекла к балкам наиболее эффективно. В таблице 1 отображены усредненные результаты, проведенных расчетов.

Таблица 1

Перемещение крайних узлов δ, мм, в местах крепления поперечных балок при действии нагрузок, при различных вариантах закрепления

Вариант закрепления

Способ нагружения

Статическое

Ветровое

Расчетное сочетание

Линейное перемещение

Поворот

Линейное перемещение

Поворот

Линейное перемещение

Поворот

Жесткое сопряжение

-4,03

0,012

14,03

0,05

-17,54

0,07

Шарнирное сопряжение*

-1,64

0

10,01

0

-11,2

0

*Шарнирное закрепление в таблице 1 было принято с допущением, что уплотнительные рузиновые элементы не будут ограничивать моментные составляющие. За статическое нагружение принимается собсвенный вес конструкции, а также вес снегового покрова, согласно III снеговому району, ветровое нагружение принималось в виде трапецивидной распеделенной нагрузки соответствующей III ветровому району (с учетом действия пульсационной ветровой составлящей), за расчетное сочетание принималось дейсвтие наиболее неблагоприятного сочетания нагрузок, а именно: собственный вес принимался с коэффициентом равным 1 (единице), ветровая нагрузка с коэффициентом равным 0,9, снеговая нагрузка с коэффициентом 0,7.

Также было проанализировано перемещение улов вант при действии знакопеременной ветровой нагрузки. В таблице 2 отображены значения перемещений крайних консольных узлов крепления вант.

Таблица 2

Перемещение крайних узлов δ, мм, в местах крепления вант при действии расчетных нагрузок

Линейное узловое перемещение

Ветровое нагружение +

Ветровое нагружение

10,01

-6,4

Был сделан вывод, что в конструкции вант придействии знакопеременной ветровой нагрузки возникают сжимающие усилия. Конструктивное решение предполагало только возникновение растягивающих усилий, в связи с этим следует сказать, что использование вант в виде тяги из троссов неприемлемо при действии сжимающих усилий. Они не работают. Поэтому перед нами встал вопрос, как избежать возникновения таких усилий. Исходя из этой проблемы нами была выдвинута гипотеза, которая утверждает, что для избежания аварийных ситуаций, которые могут быть вызваны посредством динамической нагрузки предусматриваются элементы правления, которые будут фиксировать величину сжимающих усилий и восприпятствовать их дальнейшему росту согласно [5].

Таким образом, проведенные исследования показали, что мы можем судить о возникновении сжимающих усилий в вантовой конструкции, а всвязи с тем, что со стороны со стороны эффективности использования вант в виде упругой связи, т.е троссового типа возникается необходимость устройства элементов управления.

Литература:

  1. Абовский, Н. П. Активное управление конструкциями при статических и динамических воздейсвиях / Н. П. Абовский, О. М. Максимова, В. И. Палагушкин. Белорусский конгресс «Механика — 99», Минск, 1999.
  2. Абовский Н. П. Современное состояние и перспективы развития систем автоматического управления напряженно-деформируемым состоянием конструкций / Н. П. Абовский, Ю. А. Воловик, В. И. Палагушкин // Пространственные конструкции в Красноярском крае: межвуз. темат. сб. науч. Тр. / КИСИ — Красноярск, 1992, — С. 16–52.
  3. Абовский Н. П. Упраляемые конструкции: учеб. пособие / Н. П. Абовский. Красноярск: КрасГАСА, 1998–433с.
  4. Кривошапко С. Н. Висячие троссовые конструкции и покрытия сооружений // Строительство уникальных зданий и сооружений. — 2015. № 7 (34). — С. 51–70.
  5. Платонова И. Д. Управление параметрами висячих и вантовых вонструкций / И. Д. Платонова, Н. А. Бузало — Ростов-на-Дону, 2005. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): III, усилие, ветровое нагружение, конструктивное решение, конструкция, линейное перемещение, ветровая нагрузка, знакопеременная ветровая нагрузка, расчетное сочетание, Шарнирное закрепление.


Ключевые слова

НДС, ванты, ветровые нагрузки

Похожие статьи

Разработка узла крепления рамы светопрозрачной оболочки к конструкциям покрытия жилого дома

В статье рассмотрен расчет светопрозрачной оболочки, основываясь на полученных результатах, разработан конструктивный узел крепления профиля рамы светопрозрачной оболочки к несущим конструкциям покрытия жилого дома.

Расчет напряженно-деформированного состояния рамы навесного плуга

В статье рассматривается напряженно-деформированное состояние рамы навесного плуга, полученное в программном комплексе ANSYS.

Анализ результатов геодезического мониторинга устойчивости линейных опор канатно-кресельной дороги

В статье обсуждается вопрос геодезического мониторинга линейных опор канатно-кресельной дороги, выполняется анализ данных, полученных при проведении 4 циклов измерений, рассматривается проблема водной эрозии, встречающейся на обследуемом горном склон...

Влияние учета реальной работы узлов на напряженно-деформированное состояние элементов башенной конструкции

На примере расчета металлической башни из трубчатых профилей оценена степень влияния конфигурации узлов на напряженно-деформированное состояние элементов. Рассмотрены расчетные модели башен с тремя видами узлов: жесткие, узлы с угловыми шарнирами, а ...

Применение неавтоклавных фибропенобетонных блоков в навесных фасадах

В статье рассматриваются проблема определения несущей способности навесной фасадной системы и обеспечения ее безопасной эксплуатации в аспекте применения конкретных строительных материалов и изделий в подсистемах (на примере фибропенобетонных стеновы...

Обзор существующих подходов к расчету железобетонных балок в условиях кручения с изгибом

В статье рассматриваются принципы работы железобетонных балок в условиях кручения с изгибом. Представлен обзор существующих подходов к расчету данного напряженно-деформированного состояния конструкции. Особое внимание уделено подходам, представленным...

Сравнительный анализ изменения несущей способности перекрытий при изменении защитных слоев рабочей арматуры

В статье рассмотрено расчетное обоснование и сравнительный анализ предельных моментов в железобетонных перекрытиях при изменении защитных слоев рабочей арматуры.

Полимерные ленты для горизонтальной дорожной разметки

Горизонтальная дорожная разметка — это один из основных элементов безопасности дорожного движения, который обеспечивает экономическую эффективность за счет снижения уровня аварийности. Она должна быть эффективной в любое время суток и в любую погоду....

Влияние учета податливости узлов аутригеров на напряженно-деформированное состояние элементов стальных конструкций высотных зданий

В данной статье выполнен краткий обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных методам определения податливости узлов стальных конструкций, методикам расчета конструкций с учетом податливости узлов, способам моделирования узлов с учетом ...

Газодинамический анализ поверхностей для определения максимально выгодного места размещения ветроустановки

В статье предоставлен газодинамический анализ различных поверхностей при воздействии на них ветровой нагрузки. Определены закономерности, даны рекомендации по размещению ветроустановок.

Похожие статьи

Разработка узла крепления рамы светопрозрачной оболочки к конструкциям покрытия жилого дома

В статье рассмотрен расчет светопрозрачной оболочки, основываясь на полученных результатах, разработан конструктивный узел крепления профиля рамы светопрозрачной оболочки к несущим конструкциям покрытия жилого дома.

Расчет напряженно-деформированного состояния рамы навесного плуга

В статье рассматривается напряженно-деформированное состояние рамы навесного плуга, полученное в программном комплексе ANSYS.

Анализ результатов геодезического мониторинга устойчивости линейных опор канатно-кресельной дороги

В статье обсуждается вопрос геодезического мониторинга линейных опор канатно-кресельной дороги, выполняется анализ данных, полученных при проведении 4 циклов измерений, рассматривается проблема водной эрозии, встречающейся на обследуемом горном склон...

Влияние учета реальной работы узлов на напряженно-деформированное состояние элементов башенной конструкции

На примере расчета металлической башни из трубчатых профилей оценена степень влияния конфигурации узлов на напряженно-деформированное состояние элементов. Рассмотрены расчетные модели башен с тремя видами узлов: жесткие, узлы с угловыми шарнирами, а ...

Применение неавтоклавных фибропенобетонных блоков в навесных фасадах

В статье рассматриваются проблема определения несущей способности навесной фасадной системы и обеспечения ее безопасной эксплуатации в аспекте применения конкретных строительных материалов и изделий в подсистемах (на примере фибропенобетонных стеновы...

Обзор существующих подходов к расчету железобетонных балок в условиях кручения с изгибом

В статье рассматриваются принципы работы железобетонных балок в условиях кручения с изгибом. Представлен обзор существующих подходов к расчету данного напряженно-деформированного состояния конструкции. Особое внимание уделено подходам, представленным...

Сравнительный анализ изменения несущей способности перекрытий при изменении защитных слоев рабочей арматуры

В статье рассмотрено расчетное обоснование и сравнительный анализ предельных моментов в железобетонных перекрытиях при изменении защитных слоев рабочей арматуры.

Полимерные ленты для горизонтальной дорожной разметки

Горизонтальная дорожная разметка — это один из основных элементов безопасности дорожного движения, который обеспечивает экономическую эффективность за счет снижения уровня аварийности. Она должна быть эффективной в любое время суток и в любую погоду....

Влияние учета податливости узлов аутригеров на напряженно-деформированное состояние элементов стальных конструкций высотных зданий

В данной статье выполнен краткий обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных методам определения податливости узлов стальных конструкций, методикам расчета конструкций с учетом податливости узлов, способам моделирования узлов с учетом ...

Газодинамический анализ поверхностей для определения максимально выгодного места размещения ветроустановки

В статье предоставлен газодинамический анализ различных поверхностей при воздействии на них ветровой нагрузки. Определены закономерности, даны рекомендации по размещению ветроустановок.

Задать вопрос