Осуществление принципов открытости и прозрачности с помощью единой информационной системы в сфере закупок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 23.10.2021

Статья просмотрена: 768 раз

Библиографическое описание:

Нагаец, А. А. Осуществление принципов открытости и прозрачности с помощью единой информационной системы в сфере закупок / А. А. Нагаец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 217-218. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84875/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья посвящена осуществлению принципов открытости и прозрачности в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд через применение единой информационной системы в сфере закупок.

Ключевые слова: закон о контрактной системе, единая информационная система, государственные и муниципальные заказчики, закупки, контракт, заказчик.

Осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), который является единым нормативным правовым актом, регламентирующим весь комплекс отношений, начиная с планирования и заканчивая исполнением государственного (муниципального) контракта [1].

Помимо этого, существует целый ряд Постановлений Правительства Российской Федерации, Приказов Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, которые регламентируют данные правоотношения.

Закон о контрактной системе находится в процессе непрерывного совершенствования. В настоящее время Закон подвергся изменениям и дополнениям — более 70 раз.

Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, дефицит бюджета и эпидемиологическую обстановку, перед органами государственной власти и органами местного самоуправления стоят первостепенные задачи — эффективное и своевременное удовлетворение потребностей населения, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Ограниченность финансовых и технологических ресурсов, наличие коррупционной составляющей, длительность документооборота, существенно нивелируют положительные законодательные инициативы при внедрении их на практике, формируя тем самым как ценовые, так и неценовые проблемные аспекты управления государственными закупками [4 с. 163].

Принципы контрактной системы в сфере закупок определены в статье 6 Закона о контрактной системе, согласно которой контрактная система основывается на принципах открытости, прозрачности, обеспечении конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок [1].

В целях обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок ведется единая информационная система, которая, в свою очередь, обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных, предусмотренных ч.1 ст. 1 Федерального закона в сфере закупок посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [1].

Единая информационная система в сфере закупок является основным инструментом для работы государственных и муниципальных заказчиков, которые работают и в закрытой части ЕИС с использованием электронных цифровых подписей, и в открытой части ЕИС, осуществляя мониторинг цен, в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Порядок размещения информации в единой информационной системе зависит от того, на каком этапе закупочной деятельности она размещается: от планирования закупок, определения поставщика, исполнения контракта до размещения отчетности по итогам закупки.

С помощью средств единой информационной системы в сфере закупок заказчики имеют возможность анализа контрактов заключенных и исполненных в других регионах, что благоприятно способствует взаимному обучению и обмену опытом.

Все пользователи сети «Интернет» имеют возможность использовать средства единой информационной системы в сфере закупок. С её помощью возможно исследовать заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение или расторжение, оплату, ведение претензионной работы, информацию о поступлении и рассмотрении жалоб в Управлении федеральной антимонопольной службы, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В некоторых случаях возможно получить информацию о привлечении субподрядных организаций.

Сроки размещения информации в единой информационной системе определены статьей 103 Закона № 44-ФЗ. Так, например, информация об изменении контракта, исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжении контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в течение пяти рабочих дней направляется заказчиком в Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [1].

Исключение составляют сведения, содержащие государственную тайну, подобная информация закрыта для общего доступа. Все размещаемые сведения должны быть полными и достоверными, в противном случае вступает в действие кодекс об административных правонарушениях [3].

Так, например, за нарушение сроков размещения информации в единой информационной системе при проведении конкурса или аукциона на два рабочих дня или меньше предусмотрен штраф для должностных лиц от 5 тысяч рублей, для юридического лица 15 тысяч рублей. В случае если просрочка составляет более двух рабочих дней штраф для должностных лиц 30 тысяч рублей, для юридического лица 100 тысяч рублей [2].

Следует отметить, что участники закупок получают возможность обращаться к заказчикам с запросами на разъяснение положений закупки, при этом избегая прямого общения с заказчиком, что прямо запрещено Законом о контрактной системе во избежание сговора. По результатам использования механизмов единой информационной системы увеличивается эффективность закупочной деятельности, что приводит к экономии бюджетных средств.

Таким образом, с помощью функционирования единой информационной системы в сфере закупок реализуется основные принципы контрактной системы — принцип открытости и прозрачности. Использование единой информационной системы положительно отражается на контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, которая выполняет важную роль в отношениях между государством, бизнесом и обществом в целом.

Литература:

  1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Пинегина, А. А. Проблемные вопросы единой информационной системы в сфере закупок / А. А. Пинегина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242).
  4. Юзвович Л. И., Исакова Н. Ю., Истомина Ю. В., Харжавин К. Е., Гоголина И. Н. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты. — М.: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. — 233 с.
Основные термины (генерируются автоматически): единая информационная система, контрактная система, сфера закупок, Российская Федерация, заказчик, закупочная деятельность, исполнение контракта, нужда, принцип открытости, юридическое лицо.


Ключевые слова

заказчик, закупки, единая информационная система, контракт, Закон о контрактной системе, государственные и муниципальные заказчики

Похожие статьи

Динамика развития государственной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг

В статье автор исследует становление и развитие современной государственной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также приоритетные направления совершенствования контрактной системы в сфере государственных закупок.

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: вопросы правового регулирования

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для заказчиков в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Деятельность банков в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд

В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием банков в контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Производятся классификация и исследование механизмов участия банков в контрактной сис...

Правовое регулирование электронных закупок

Статья посвящена анализу правового регулирования осуществления государственных и муниципальных закупок с использованием специализированных электронных площадок посредствам внедрения новых информационных технологий.

К вопросу об общественном контроле в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

В данной статье анализируется институт общественного контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Прикладные аспекты организации и проведения аудита закупок

Статья посвящена практике осуществления аудита закупок товаров, работ, услуг в рамках законодательства о контрактной системе.

К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В статье рассмотрены основные нововведения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сравнении с действующим до 01.01.2014 г. Федерал...

Применение принципов контрактной системы в сфере закупок для повышения эффективности использования бюджетных средств

В статье автор рассматривает вопросы совокупной реализации принципов контрактной системы в направлении повышении эффективности использования публичных денежных фондов.

Особенности регионального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд на примере Санкт-Петербурга

В статье рассматриваются особенности регионального законодательства (на примере Санкт-Петербурга), сформированного с целью восполнения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственн...

Похожие статьи

Динамика развития государственной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг

В статье автор исследует становление и развитие современной государственной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также приоритетные направления совершенствования контрактной системы в сфере государственных закупок.

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: вопросы правового регулирования

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для заказчиков в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Деятельность банков в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд

В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием банков в контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Производятся классификация и исследование механизмов участия банков в контрактной сис...

Правовое регулирование электронных закупок

Статья посвящена анализу правового регулирования осуществления государственных и муниципальных закупок с использованием специализированных электронных площадок посредствам внедрения новых информационных технологий.

К вопросу об общественном контроле в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

В данной статье анализируется институт общественного контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Прикладные аспекты организации и проведения аудита закупок

Статья посвящена практике осуществления аудита закупок товаров, работ, услуг в рамках законодательства о контрактной системе.

К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В статье рассмотрены основные нововведения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сравнении с действующим до 01.01.2014 г. Федерал...

Применение принципов контрактной системы в сфере закупок для повышения эффективности использования бюджетных средств

В статье автор рассматривает вопросы совокупной реализации принципов контрактной системы в направлении повышении эффективности использования публичных денежных фондов.

Особенности регионального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд на примере Санкт-Петербурга

В статье рассматриваются особенности регионального законодательства (на примере Санкт-Петербурга), сформированного с целью восполнения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственн...

Задать вопрос