Статья посвящена осуществлению принципов открытости и прозрачности в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд через применение единой информационной системы в сфере закупок.
Ключевые слова: закон о контрактной системе, единая информационная система, государственные и муниципальные заказчики, закупки, контракт, заказчик.
Осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), который является единым нормативным правовым актом, регламентирующим весь комплекс отношений, начиная с планирования и заканчивая исполнением государственного (муниципального) контракта [1].
Помимо этого, существует целый ряд Постановлений Правительства Российской Федерации, Приказов Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, которые регламентируют данные правоотношения.
Закон о контрактной системе находится в процессе непрерывного совершенствования. В настоящее время Закон подвергся изменениям и дополнениям — более 70 раз.
Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, дефицит бюджета и эпидемиологическую обстановку, перед органами государственной власти и органами местного самоуправления стоят первостепенные задачи — эффективное и своевременное удовлетворение потребностей населения, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Ограниченность финансовых и технологических ресурсов, наличие коррупционной составляющей, длительность документооборота, существенно нивелируют положительные законодательные инициативы при внедрении их на практике, формируя тем самым как ценовые, так и неценовые проблемные аспекты управления государственными закупками [4 с. 163].
Принципы контрактной системы в сфере закупок определены в статье 6 Закона о контрактной системе, согласно которой контрактная система основывается на принципах открытости, прозрачности, обеспечении конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок [1].
В целях обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок ведется единая информационная система, которая, в свою очередь, обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных, предусмотренных ч.1 ст. 1 Федерального закона в сфере закупок посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [1].
Единая информационная система в сфере закупок является основным инструментом для работы государственных и муниципальных заказчиков, которые работают и в закрытой части ЕИС с использованием электронных цифровых подписей, и в открытой части ЕИС, осуществляя мониторинг цен, в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Порядок размещения информации в единой информационной системе зависит от того, на каком этапе закупочной деятельности она размещается: от планирования закупок, определения поставщика, исполнения контракта до размещения отчетности по итогам закупки.
С помощью средств единой информационной системы в сфере закупок заказчики имеют возможность анализа контрактов заключенных и исполненных в других регионах, что благоприятно способствует взаимному обучению и обмену опытом.
Все пользователи сети «Интернет» имеют возможность использовать средства единой информационной системы в сфере закупок. С её помощью возможно исследовать заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение или расторжение, оплату, ведение претензионной работы, информацию о поступлении и рассмотрении жалоб в Управлении федеральной антимонопольной службы, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В некоторых случаях возможно получить информацию о привлечении субподрядных организаций.
Сроки размещения информации в единой информационной системе определены статьей 103 Закона № 44-ФЗ. Так, например, информация об изменении контракта, исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжении контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в течение пяти рабочих дней направляется заказчиком в Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [1].
Исключение составляют сведения, содержащие государственную тайну, подобная информация закрыта для общего доступа. Все размещаемые сведения должны быть полными и достоверными, в противном случае вступает в действие кодекс об административных правонарушениях [3].
Так, например, за нарушение сроков размещения информации в единой информационной системе при проведении конкурса или аукциона на два рабочих дня или меньше предусмотрен штраф для должностных лиц от 5 тысяч рублей, для юридического лица 15 тысяч рублей. В случае если просрочка составляет более двух рабочих дней штраф для должностных лиц 30 тысяч рублей, для юридического лица 100 тысяч рублей [2].
Следует отметить, что участники закупок получают возможность обращаться к заказчикам с запросами на разъяснение положений закупки, при этом избегая прямого общения с заказчиком, что прямо запрещено Законом о контрактной системе во избежание сговора. По результатам использования механизмов единой информационной системы увеличивается эффективность закупочной деятельности, что приводит к экономии бюджетных средств.
Таким образом, с помощью функционирования единой информационной системы в сфере закупок реализуется основные принципы контрактной системы — принцип открытости и прозрачности. Использование единой информационной системы положительно отражается на контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, которая выполняет важную роль в отношениях между государством, бизнесом и обществом в целом.
Литература:
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru // СПС «КонсультантПлюс».
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru // СПС «КонсультантПлюс».
- Пинегина, А. А. Проблемные вопросы единой информационной системы в сфере закупок / А. А. Пинегина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242).
- Юзвович Л. И., Исакова Н. Ю., Истомина Ю. В., Харжавин К. Е., Гоголина И. Н. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты. — М.: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. — 233 с.