В статье исследуются, анализируются психолого-педагогические особенности подготовки школьников к олимпиадам. Исследование предполагало изучение стрессовых ситуаций на олимпиадах, психических свойств учащихся-олимпиадников. В результате выполнен анализ психолого-педагогической подготовки, работы учителя, касающегося олимпиадной подготовки школьников.
Ключевые слова: подготовка к олимпиаде, информатика, олимпиадная подготовка, психолого-педагогические особенности, одаренность, психология, поддержка учащихся.
Олимпиады имеют свою специфику, предполагающую не только проверку уровня знаний, но и возможность самостоятельно проработать задания, нестандартно подходить к выполнению. Учащимся на олимпиадах необходимо не столько уметь решать задачи по образцам-алгоритмам, сколько гибко мыслить, и быть сообразительным. Поэтому важно правильно разработать процесс подготовки школьников к олимпиаде с учетом их психолого-педагогических особенностей.
Проведение, как и подготовка учащихся к олимпиаде, является стрессовой ситуацией. Это обусловлено следующими условиями:
– олимпиада проходит в чужой школе, где собираются незнакомые сверстники;
– результаты проверяют незнакомые ребенку люди или же автоматизированные средства;
– Время выполнения заданий по олимпиаде строго ограниченно;
– На ученика возлагают большую ответственность — статус школы, возможный проигрыш может стать поражением не только участника, но и школы, в которой он обучается. Данные условия порождают тревогу и могут привести к нарушению деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности, потерянности на этапе подготовки школьников к олимпиаде. Единицы могут в должной мере проявить свои умения, знания навыки и способности [1].
Для участия в олимпиадах более важными становятся соответствующее психические свойства обучающегося:
– высокая степень самоорганизации, организации деятельности;
– высокая и стабильная работоспособность;
– высокий степень концентрации внимания и произвольности;
– четкость, нестандартность мышления;
– сформированность внутреннего плана действий.
– сформированность навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость.
Для правильной, полноценной психологической подготовки школьников к олимпиадам, необходимо совместить усилия всех участников, которые вовлечены в процесс. Психолого-педагогическое подготовка предполагает:
1) поддержание и укрепление психического здоровья школьников;
2) мониторинг способностей и возможностей обучающихся, выявление и поддержка одаренным учащимся;
3) выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
4) проведение консультаций для родителей по вопросам психологических особенностей одаренности, специфики проявления таланта и формирования творческих способностей;
5) разработка рекомендаций по стимулированию и поддержке проявления креативности одаренными учащимися.
Психолого-педагогическую подготовку школьников к олимпиадам можно разделить на следующие группы: индивидуальная, групповая, на уровне класса, на уровне школы. Психолого-педагогическая подготовка школьников к олимпиадам заключается в следующем: психолого-педагогическая помощь, которая содержит диагностику, консультативно-тренинговую работу, направленную на саморазвитие [2].
Немаловажно выработать у одаренного ребенка ценностное отношение к себе, таланту, сформировать полное представление собственных способностей. Одаренные дети подвержены риску социальной изоляции и отвержения сверстников. Окружающие люди не понимают реальный уровень знаний и способностей для одаренного ребенка процесс развития часто предполагается как аномальность. Таким ребятам трудно найти себе близких по духу друзей, сложно общаться со сверстниками, играть в игры, которые всем им интересны. Высокий уровень интеллекта не обеспечивает удачное общение с другими людьми, таким детям и взрослым трудно установить контакт. Несмотря на это, одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно коммуницирует с обществом в жизни, но чаще всего в интернете [3].
Работа учителя по подготовке школьников к олимпиадам не ограничивается выявлением одаренности и непосредственной подготовки. Опытный педагог обучает детей способам саморегулирования стрессовых ситуациях и устранение этих последствий, формирования психологической, эмоциональной стабильности. Педагог оказывает помощь и поддержку учащимся во время олимпиад, адекватно реагирует на их поведение на олимпиаде, помогает школьнику в трудную минуту.
Большую роль для качественной подготовки учащихся к олимпиадам имеет образовательная среда. Создание образовательной среды предполагает мотивирование, моральную, материальную поддержку администрацией школы, создание условий благоприятной среды для обучения, системное проведение школьных олимпиад, поощрение участников олимпиад и конкурсов [4].
Таким образом, для подготовки школьников к участию в олимпиадах учитель должен организовывать различные формы и виды работы с одаренными учениками, продуктивно взаимодействовать с руководством школы и родителями, и только тогда и только тогда его деятельность приведет к высоким результатам и успешным выступлениям учащихся в олимпиадах.
Литература:
- Аллаяров З. А. Подготовка школьников к участию в олимпиадах, конкурсах в образовательной организации // Проблемы современной психологии и педагогики. — 2018. — № 4(77); URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-shkolnikov-k-uchastiyu-v-olimpiadah-konkursah-v-obrazovatelnoy-organizatsii/viewer (дата обращения: 15.10.2021).
- Психология и педагогика развития личности: монография / под. ред. Е. Н. Шиянова, С. Б. Бобрышова, О. И. Лепилкиной, В. Я. Яшуткина. — Москва: Илекса, 2002. — 568 с.
- Панов В. И. Одарённость как проблема современного образования // Материалы I Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы. Самара, 2007.
- Е. Б. Лактионова, И. А. Баева, А. В. Орлова, И. В. Кондакова, А. С. Тузова. Роль образовательной среды в психологическом благополучии учащихся специализированных и общеобразовательных школ // Известия РГПУ им. А. И. Герцена — 2020, — № 197; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovatelnoy-sredy-v-psihologicheskom-blagopoluchii-uchaschihsya-spetsializirovannyh-i-obscheobrazovatelnyh-shkol/viewer (дата обращения: 18.10.2021)