Статья посвящена актуальной проблеме повышения уровня финансовой грамотности курсантов высших военных учебных заведений, представлены промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов и намечены пути для дальнейших исследований по разработке и созданию новой модели повышения финансовой грамотности курсантов в учебном процессе.
Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура, военнослужащие, высшее образование, высшее военное образование.
В современных условиях финансовая грамотность населения — важнейшая компетенция современного человека. В нашей стране при поддержке государства достаточно активно ведется работа по повышению финансовой грамотности различных групп населения [1, 4–8]. Наряду с этим, Министерство обороны Российской Федерации на своем официальном сайте подтверждает важность и актуальность повышения уровня знаний, умений и навыков в области финансовой грамотности у военнослужащих и членов их семей [1].
Достаточно остро стоит вопрос по повышению финансовой грамотности младшего офицерского состава, который после военных вузов просто не успевает получить необходимый финансовый опыт, и зачастую попадает в затруднительные финансовые ситуации, как для принятия рациональных решений в сфере управления личными финансами, так и взаимодействия с финансовыми организациями и информационными финансовыми материалами [1]. В рамках разрабатываемого проекта, посвященного повышению уровня финансовой грамотности курсантов высших военных учебных заведений, нами на основании изучения большого объема информации [4–8], обобщены следующие выводы:
— распространение финансовых знаний посредством системы образования является ключевым источником роста финансовой грамотности обучающихся;
— важным этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в высшем учебном заведении.
Кроме этого, в ходе настоящих исследований проведены социологические исследования по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов по основе разработанного опросного листа для курсантов, с целью оценки уровня их финансовой грамотности, представленного на рис. 1. Опросной лист включал 16 вопросов. В опросе приняли участие 110 курсантов, в возрасте 20–21 год.
Распределение курсантов, участвующих в опросе, по возрасту представлено на рис. 2.
Рис. 1. Опросной лист оценки уровня финансовой грамотности курсанта
Рис. 2. Распределение курсантов участвующих в опросе по возрасту
При первичной обработке опросных листов нами выявлена актуальность и необходимость дальнейших исследований, так как лишь 2,22 % курсантов считают свои знания и навыки в области финансовой грамотности достаточными, более 70 % курсантов оценивают свои знания и навыки на низком уровне (рис. 3). Практически 90 % курсантов хотели бы повысить финансовую грамотность (рис.4).
Рис. 3. Распределение результатов ответов курсантов по вопросу финансовой грамотности
Рис. 4. Распределение результатов ответов курсантов по вопросу: Хотели бы Вы повысить свою финансовую грамотность?
На вопрос: «Как Вы распоряжаетесь своими доходами в повседневной жизни?» — 60 % курсантов ответили, что сначала тратят имеющиеся финансовые средства на текущие нужды, а оставшееся откладывают; 40 % курсантов стараются сначала что-то отложить (на крупные покупки, другие расходы), а остальные деньги тратят на текущие нужды и 10 % тратят все имеющиеся деньги на текущие нужды и отложить им ничего не удаётся (рис. 5). Результаты ответов на 6 и 7 вопросы опросного листа представлены на рис. 6–7.
Рис. 5. Распределение результатов ответов курсантов по вопросу: Как Вы распоряжаетесь своими доходами в повседневной жизни?
Рис. 6. Распределение результатов ответов курсантов по вопросу: Какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе финансовых услуг?
Рис. 7. Распределение результатов ответов курсантов по вопросу:Ведете ли Вы бюджет доходов и расходов?
На основании проведенных и частично представленных результатов социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов подтверждена актуальность проводимых исследований по разработке инновационной модели, направленной на формирование культуры финансовой грамотности курсантов ввузов.
Литература:
- Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации // Финансовая грамотность: Информация для военнослужащих и членов их семей по повышению финансовой грамотности [Электронный ресурс]: https://sc.mil.ru/social/lk_serviceman/fin_gramotnost.htm (дата обращения: 02.06.2021).
- Доклад McGraw Hill Financial. URL: http://media.mhfi. com/documents/2015-Finlit_paper_17_F3_SINGLES.pdf (дата обращения: 04.06.2021).
- Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года № 2039-р. [Электронный ресурс]: Правительство РФ http://www.static.government.ru (дата обращения: 03.06.2021).
- Овчаренко, М.С. Анализ состояния проблемы финансовой грамотности населения России и подходы к формированию культуры финансовой грамотности детей военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации / М.С. Овчаренко, В.А. Вакуненков В. А., А. И. Белов, Н. Р. Гуляев // Наука XXI века: открытия, инновации, технологии: сборник научных трудов по материалам IX международной научно-практической конференции. — Смоленск, Изд-во: МНИЦ «Наукосфера» — 2020. — С. 18–22.
- Овчаренко, М.С., Белов А. И. Промежуточные результаты исследований по вопросу финансовой грамотности военнослужащих и их детей начальной школы // Будущее науки-2020: сб. науч. статей 8-й Международной молодежной научной конференции (21–22 апреля 2020 года), в 5-х томах, Том 3, Юго-Зап. гос. ун-т., Курск: Юго-Зап. гос. ун-т., 2020. — С. 69–74.
- Белов А. И., Гуляев Н. Р., Овчаренко М. С. Об актуальности повышения культуры финансовой грамотности курсантов высших военных учебных заведений // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества: сб. науч. статей 2-й Всероссийской молодежной научной конференции (04 июня 2021 года), в 4-х томах, Том 1, Юго-Зап. гос. ун-т., Курск: Юго-Зап. гос. ун-т., 2021. — С. 75–79.
- Бойченко, Е. В. Основы финансовой грамотности для первокурсников / Е. В. Бойченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 31 (217). — С. 83–87. — URL: https://moluch.ru/archive/217/52274/ (дата обращения: 04.06.2021).