В статье рассматривается комплекс правовых аспектов функционирования Федеральной службы исполнения наказаний в современных условиях. На сегодняшний день, в целом, сложилась достаточно стройная система правового обеспечения уголовно-исполнительной деятельности, с заложенным в ней динамическим потенциалом перемен. В правовом обеспечении служебной деятельности сотрудников учреждений и органов ФСИН России имеются проблемные, спорные и дискуссионные вопросы, которые оказывают негативное влияние на эффективность деятельности сотрудников УИС. Организация новых направлений и служб требует издания надлежащих нормативных актов для регламентации их деятельности.
Ключевые слова: Российская Федерация, Уголовно-исполнительная система, государственная служба, акт, орган, Россия.
Правовое положение органов Федеральной службы исполнения наказаний определяется нормами уголовно-исполнительного права, кроме того, необходимо учитывать международно-правовые акты в сфере прав и свобод человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями; решения Конституционного суда РФ; уголовно-исполнительное законодательство; нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ; межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты.
Как справедливо подчеркивает Н. В. Анискина, обязательным требованием к построению системы правовых актов, в том числе регулирующих служебные отношения, является их соответствие Конституции Российской Федерации 1, где закреплены правовые основы государственной службы, в целом, которые необходимо учитывать в регулировании служебных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний, такие как равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32), возможность обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц (ч. 2 ст. 46) и некоторые другие конституционные нормы. В целом, Конституция Российской Федерации закрепляет фундаментальные положения института государственной службы 2, с.208.
Кроме того, в Конституции закреплены основные права и обязанности граждан, а также гарантии реализации правового статуса граждан (в том числе и сотрудников оперативных подразделений УИС).
К числу источников правового регулирования деятельности ФСИН России следует отнести ратифицированные Российской Федерацией международные договоры (ст. 15 Конституции Российской Федерации). В частности, те, которые имеют отношение к функционированию института государственной службы. Примером служит Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17.12.1979 г. 3, в котором закреплены важнейшие принципы служебного поведения: компетентность, эффективность выполнения своих обязанностей и функций, ответственность за умелое распоряжение государственными ресурсами и ряд других.
Согласно правилу 71 Приложения к Рекомендациям Rec(2006)2 «Европейские пенитенциарные правила» [6, пенитенциарные учреждения должны находиться в ведении государственного органа власти, при этом они не относятся ни к военным, ни к правоохранительным, ни к следственным органам. Таким образом, как отмечает изменения в российском законодательстве, согласно которым правоохранительная служба перестала выделяться как отдельный вид государственной службы, соответствуют международным рекомендациям 2, с.17.
Следует отметить, что, в целом, российское законодательство соответствует международным принципам и стандартам правового регулирования данного института. Рекомендации норм международного права создают предпосылки для дальнейшего совершенствования служебных отношений в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.
Особенности регулирования служебных отношений на службе в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, установлены, прежде всего, законодательными актами. Особое место среди таких актов занимает Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», в котором, в частности, определена система государственной службы, сформулированы понятие государственной службы, принципы ее построения и функционирования.
Правовой статус сотрудников оперативных подразделений УИС определяется специальными нормативными актами. В частности, речь идет о Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [4, в котором впервые был закреплен их статус. Следует отметить, что немаловажной на сегодняшний день проблемой правового регулирования государственной службы в органах исполняющих уголовные наказания остается вопрос о распространении действия на служебные отношения норм трудового права (ч. 7 ст. 11 ТК РФ).
По мнению некоторых ученых, данное положение лишь отчасти приемлемо в отношении организации публичной службы. Так, например, Д. В. Осинцев отмечает, что «труд — категория экономическая, а служба — управленческая, то есть перед нами явно различные отрасли знания и деятельности» 7, с.68. Поэтому вопрос о регулировании служебных отношений трудовым законодательством остается дискуссионным.
Помимо законов, регулирование многих вопросов государственной службы, в том числе в учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания, осуществляется подзаконными нормативными актами, прежде всего, указами Президента, в частности, указами «О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний», «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» и др.
В сфере исполнения наказаний действует также множество ведомственных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств и служб). Примерами служат приказы Минюста России «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», и «Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» [8, в соответствии с которым сотрудники оперативных подразделений ФСИН России имеют право проводить служебные проверки.
Также можно упомянуть Приказ ФСИН России «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы», данный кодекс распространяется и на сотрудников оперативных подразделений УИС.
За последние десять лет принято более 400 нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование уголовно-исполнительного законодательства. К примеру, установлено право осужденных женщин на дополнительные свидания с ребенком и выезды для свидания с ребенком. Закреплен порядок предоставления осужденным к пожизненному лишению свободы длительных свиданий, а также увеличение времени прогулки. В сентябре прошлого года было внесено изменение в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, которое регламентирует право осужденных на перевод в учреждение УИС, расположенное вблизи его постоянного места жительства или его близких родственников. Изменения коснулись и многих других сфер деятельности уголовно-исполнительной системы.
Следует отметить при этом, что такое многообразие нормативных правовых актов регулирует какую-то одну сферу правоотношений, что создает определенную сложность обращения с ними. Для решения проблемы приходится изучать и оперировать сразу несколькими документами, каждый из которых содержит множество отсылочных норм. В качестве примера можно привести Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», определяя структуру учреждений исполнения наказаний, тем ни менее не касается видов исправительных учреждений, отсылая к УИК РФ.
Данная проблема нуждается в скорейшем решении путем принятия единого нормативного акта, в котором были бы систематизированы и объединены правовые источники, регулирующие данную сферу правоотношений.
В целом, служба в уголовно-исполнительной системе регулируется достаточно большим объемом законодательных актов. При этом, как показал анализ законодательства, регулирующего правоотношения в данной сфере, необходимо подчеркнуть множественность нормативных актов, их несогласованность по отдельным вопросам, что негативно сказывается на упорядочении общественных отношений на государственной службе в уголовно-исполнительной системе, порождает спорные и конфликтные ситуации на службе. Выходом из сложившейся ситуации может стать принятие единого правового акта, систематизирующего, упорядочивающего разрозненные нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу правоотношений который придал бы им одинаковую юридическую силу и исправил недочеты и пробелы законодателя.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: новая редакция: с комментариями Конституционного суда РФ. — М.: Проспект, 2021. — 116 с.
- Анискина Н. В. Государственная служба в уголовно-исполнительной системе / под ред. О. В. Дербиной. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2018. — 309 с.
- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17.12.1979 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990. 420 с.
- Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993. № 33. Ст. 1316.
- Нижельская О., Аубекирова С. Новый тип исправительных учреждений создадут в России. Он может стать проблемой для адвокатов и СК [Электронный ресурс — Режим доступа: https://360tv.ru/news/crime/ (дата обращения: 14.04.2021).
- Рекомендации кабинета министров Rec(2006)2 государствам-членам Совета Европы о Европейских пенитенциарных правилах // СПС КонсультантПлюс.
- Осинцев Д. В. Государственная служба в системе государственного управления (проблема правового института) // Российский юридический журнал. 2010. № 5. С. 66–74.
- Приказ ФСИН России от 12.04.2012 № 198 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» // Российская газета. 2013. 18 сент.