Сегодня в обществе идет новая система дошкольного образования. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.
Однако практика показывает, что родители не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
В соответствии с этим мы считаем актуальной проблему с родителями. Донести до родителей необходимость быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно.
Родители должны быть заинтересованы, в развитии, социализации детей, и побуждать их принимать активное участие в жизни детского сада для развития их детей.
Активная позиция дошкольного учреждения во взаимодействии с семьей предполагает дифференцированное влияние на родителей. Она не только обеспечивает повышение педагогического потенциала семьи, но и имеет прямое воздействие на изменение уровня воспитания и развитая дошкольника. Таким образом, наиболее конструктивной формой взаимодействия семьи и педагогического коллектива является сотрудничество. Анализ литературы дает основание рассматривать сотрудничество как согласованную деятельность по достижению совместных целей и результатов, в которой творческие способности и возможности партнеров реализуются наиболее полно и достигают качественно нового уровня развития.
Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении вопросов коммуникативного развития детей. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
Решая задачи по развитию коммуникативных навыков, использовали инновационные формы взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников:
– возрождаем традиций семейного воспитания,
– вовлекаем родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям,
– организуем семейные досуги.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи для решение задач по коммуникативному развитию детей. В ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:
– «Круглый стол»;
– тематические выставки; «Как жили в старину»
– соцобследование, диагностика, тесты, опрос;
– консультации специалистов;
– устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
– семейные проекты «Генеалогическое древо»;
– открытые занятия для просмотра родителей;
– интеллектуальные ринги детей и родителей;
– интервью с родителями и детьми на определенные темы;
– родительская гостиная;
– аукцион секретов воспитания коммуникативных навыков и др.
Необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
При изучении вопросов, касающихся взаимодействия родителей и дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросу коммуникативного развития детей в ходе анкетировании, было установлено, половина родителей составляет заинтересованную группу.
Однако взаимоотношения между дошкольным учреждением и семьей по информационно-просветительскому блоку большинство родителей предпочли традиционные — родительские собрания и индивидуальные беседы со специалистами детского сада.
Настораживает тот факт, что большая часть семей не имеют взаимопонимания с супругами в вопросах коммуникативного развития речи детей, но при этом часть считают именно себя ответственными за развитие речи ребенка, а пятая часть родителей считает ответственным педагогов дошкольного образовательного учреждения.
В целом отмечается общий позитивный потенциал в отношении взаимодействия родителей и ДОУ в вопросах развития их детей: родители заинтересовались в сотрудничестве с дошкольным образовательным учреждением, при этом существует родительская группа, которые хотят активного взаимодействия с детским садом в виде как традиционных, формах взаимодействия, так и партнерских отношениях.
На основе философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит, за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие педагогические институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Педагогическое сопровождение семьи на этапе предшкольного образования детей является реальным инструментом в решении воспитательных проблем связанных с развитие коммуникативных навыков. Использовать потенциал семьи способствующие эффективному развитию детей, в том числе по формированию у него коммуникативной культуры общения, являющий необходимым условием для полноценной работы по развитию речи воспитанников.
Таким образом, проведенная нами работа по, «взаимодействию с семьями по вопросам организации коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста» в процессе взаимодействия с родителями дала положительные результаты.
Приложение 1
Анкета для родителей.
Уважаемые родители, для улучшения работы нашего дошкольного образовательного учреждения просим вас ответить на следующие вопросы:
— Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам коммуникативных навыков?
— Читаете ли Вы книги по коммуникативному развитию?
— Какие вопросы развития речи остаются для Вас менее изученными?
– Взаимоотношения между детьми и родителями во время общения (коммуникации).
– Создание положительной мотивации к речевым играм, занятиям.
– Правильная организация занятий, способствующих речевому развитию ребенка.
Развитие самостоятельности ребенка при работе с речевым материалом).
Другое.
— В каких педагогических процессах Вы хотели бы получать информацию о развитии речи своих детей?
– На занятиях.
– На родительских собраниях.
– В индивидуальных беседах со специалистами.
– Другое.
— Какой форме развития коммуникативных навыков Вашего ребенка Вы отдаете предпочтение?
– Занятия с родителями.
– Индивидуальные занятия.
– Подгрупповыми занятиями.
– Групповые занятия.
– Развитие мелкой моторики.
– Другое.
— Единодушны ли Вы с супругом в вопросах развития коммуникативных навыков ребенка?
— Кого Вы считаете ответственными за взаимодействия со сверстниками и взрослыми коммуникативного общения ребенка?
– Родителей.
– Государство.
– Воспитателей (ДОУ).
— Считаете ли Вы, что понимаете своего ребенка?
Спасибо!
Литература:
- Тютрина, Г. А. Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего дошкольного возраста: Совместная работа педагогов логогрупп ДОУ / Г. А. Тютрина // Логопед. — 2008. — № 2. — С. 14–19.
- Шипицына, Л. М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3–6 лет) / Л. М. Шипицына [и др.]. — Детство-Пресс, 2010. — 384 с.
- Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А. В. Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2010.
- Петрущенко Н. А. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество / Н. А. Петрущенко, Н. Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. — 2013.
- Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение детей 5–7 лет. Ярославль, 2013.