В статье проводится обзор психолого-педагогической литературы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Ключевые слова: психическое развитие, дети, старший дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра.
Современная научно-методическая литература представляет значительное количество исследований, которые посвящены отдельным направлениям усовершенствования сюжетно-ролевой игры, ее психолого-педагогическому осмыслению, применительно к условиям жизнедеятельности детей разных возрастов и разных образовательных возможностей здоровья.
Огромнейший вклад в разработку общеметодологических и методических проблем игровой деятельности детей, внесли такие исследователи, как: Л. С. Выготский, В. Я. Воронова, А. Н. Леонтьев, Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова, А. С. Спиваковская, Д. Б. Эльконин, С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина и другие.
В теоретической литературе игра рассматривается, как социально-педагогическая форма организации детской жизни, поэтому она используется как средство, форма, метод обучения и воспитания.
Сюжетно-ролевая игра, является эффективным средством формирования и развития личности каждого дошкольника, его морально-волевых качеств. В игре реализуется потребность ребёнка воздействовать на мир.
Среди различных видов деятельности, которые осуществляются человеком, игра является наиболее доступным и самым сложным. В современной педагогической теории игра рассматривается, как ведущий вид деятельности дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которые ребёнок посвящает ей, а тем, что она удовлетворяет основные потребности ребёнка [2].
Содержанием игры детей старшего дошкольного возраста становится выполнение правил, вытекающее из взятой на себя роли. Дети 5–6 лет очень пристально относятся к выполнению правил. Воспроизводя роль, они внимательно следят, насколько их действия и действия их партнеров по игре соответствуют общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает.
Всякая роль предполагает определенные правила поведения, диктует, что можно, а чего нельзя делать. В то же время всякое правило имеет за собой определённую роль.
Разделение на ролевые игры и игры с правилами достаточно условно, но в ролевых играх правило, как бы скрыто за ролью, оно не проговаривается преднамеренно и скорее чувствуется, чем осознается дошкольником. В играх с правилами происходит наоборот: правило должно быть открытым, т. е. четко осознаваться играющими и формулироваться всеми участниками игрового действия, в то время как роль может иметь скрытый характер [8].
Развитие игры в дошкольном возрасте происходит от игр с открытой ролью и скрытыми правилами к играм, с открытыми правилами и скрытой ролью.
Однако отдельные факты в работах Е. К. Ивановой и У. В. Ульенковой свидетельствуют о том, что игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития отличается от игры их здоровых сверстников. В своих исследованиях они отмечают: у старших дошкольников с задержкой психического развития в играх выступают однообразие, отсутствие творчества и слабость воображения [5]. Усложнение правил игры приводит к ее фактическому распаду. В связи с данными особенностями развития игровой деятельности, дети с задержкой психического развития особенно нуждаются в целенаправленной, своевременной коррекционной работе, развивающей все компоненты сюжетно-ролевой игры [7].
Игровая деятельность детей с задержкой психического развития, отличается от их нормативно развивающихся сверстников. Игровые действия детей не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Перед ребенком не стоит конкретная цель, ребёнок просто выполняет те или иные действия с игрушками [6].
Для дошкольников с задержкой психического развития, характерен предметно-действенный способ построения игры. Игры детей обеднены по своему содержанию, зачастую алогичны. Е. С. Слепович объясняет это недостаточностью представлений детей о реальных действиях и взаимоотношениях взрослых людей и низким уровнем развития мыслительной деятельности [9].
Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуется несформированностью игры на всех этапах: мотивационном, операционном, контрольном.
Е. С. Слепович отмечает несформированность мотивационной основы игровой деятельности старших дошкольников с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития [9]. У детей значительно снижена потребность в игре. Их игровые действия сопровождаются сниженной эмоциональностью. Для сюжетных игр данных детей, характерно отсутствие активности для объединения в совместную игру. При побуждении взрослого дети пытаются организовать свою деятельность как совместную, у большинства детей разворачивается игра рядом [4].
Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, испытывают значительные затруднения при формировании замысла игры. В основе этого находится пониженный уровень воображения и мышления ребенка, что в свою очередь влияет на создание воображаемой ситуации. Роль и воображаемая ситуация этими детьми не осознаются, не обыгрываются. При внесении изменений в сюжет игры или введении новых ролей, игра детей распадается из-за невозможности самостоятельно проанализировать поменявшиеся условия [4]. У старших дошкольников с задержкой психического развития не роль определяет игровые действия детей, а только при помощи действий, возможно установить роль, взятую на себя ребенком.
Игры детей с задержкой психического развития достаточно однообразны, дети не могут самостоятельно создать сюжет, распределить роли, следовать правилам в ходе игры. В целом, можно сказать, что сюжетно-ролевая игра у детей данной категории без специального обучения не формируется.
На низкий уровень игровой деятельности детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, оказывает большое влияние сниженная потребность в общении. У старших дошкольников преобладает онтогенетически более ранняя форма общения — ситуативно-деловая, при которой взрослый рассматривается как эксперт по оценке его умений и знаний. Она основывается на предметно-практических операциях, непосредственно-эмоциональном взаимодействии и ограничена содержанием произошедшей ситуации [1].
Для того чтобы игра возникла, необходимо целенаправленное руководство со стороны взрослого человека. Оно выражается в том, что взрослый полностью осуществляет организационный этап игрового действия: определение темы игры, набор участников, распределение ролей, определение путей реализации сюжета в целом и каждой конкретной роли в частности. Дети играют, не задумываясь об организации. Цель может возникнуть в процессе игры с игрушкой, но перспективу игры ребёнок не видит [3].
В процессе формирования сюжетно-ролевой игры у дошкольников с задержкой психического развития необходимо уделять особое внимание: формированию игровой деятельности, как совместной деятельности; обучению умения выполнять различные роли и осознавать выполняемую роль; обучать детей пользоваться предметами-заместителями и воображаемыми предметами.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра у дошкольников с задержкой психического развития значительно отстает от сюжетно-ролевых игр детей с нормативным развитием. Знание затруднений, возникающих у детей в ходе игровой деятельности, их потенциальных возможностей, позволит подобрать необходимые методы и средства коррекционно-развивающей работы с ними для подготовки к предстоящей учебной деятельности в школе.
Литература:
1. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 2001.
2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. № 6.
3. Гаврилушкина О. П. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003. № 1.
4. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольников. Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
5. Зворыгина Е. В. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры/ Дошкольное воспитание. 1989.-№ 5.
6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд. МГУ,1981.
7. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Гном, 2000.
8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Педагогика, 1990.
9. Слепович Е. С. О становлении игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития /Тезисы докладов к 7съезду. М.: Академия наук СССР, 1989.
10. Федюк, Ю. С. Особенности сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития / Ю. С. Федюк. — Текст: электронный // Сборник научных работ «Эврика — 2014»: [сайт]. — URL: http://ebooks.grsu.by/evrika2014/fedyuk-yu-s-osobennosti-syuzhetno-rolevoj-igry-u-starshikh-doshkolnikov-s-trudnostyami-v-obuchenii-obuslovlennymi-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.htm (дата обращения: 25.10.2021).