Ключевые слова: Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальная собственность, муниципальное имущество.
Вопросы управления муниципальной собственностью в Ростовской области и в Российской Федерации в целом являются одной из наиболее интересных и актуальных тем для анализа. Процесс развития, становления и изменения продолжается и на сегодняшний день. Ключевыми задачами в «деятельности органов местного самоуправления является реализации и представления интересов населения для решения вопросов местного значения» [2].
Для более детального понимания юридической основы муниципальной собственности, необходимо понять, что включает в себя понятие «муниципальная собственность»?
Так, согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации к «муниципальной собственности относится имущество, которое принадлежит городским, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям на праве собственности». [1]
Права собственника от муниципального образования вправе осуществлять, в том числе и органы местного самоуправления.
В целях более глубокого и детального понимания, что такое муниципальная собственность необходимо проанализировать юридическую составляющую данного понятия.
Основными нормативно правовыми актами в Российской Федерации, которые закрепляют понятия, принципы организации, экономические, социальные направления развития муниципальной собственности являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
На территории Ростовской области одним из основных нормативно-правовых актов является Областной закон Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении Ростовской области» (с изм. вступ. в силу с 03.10.2021) (Закон).
Так, Закон устанавливает различные принципы организации местного самоуправления. К ним относятся как правовые, так и экономические, территориальные, и иные.
Также Закон «устанавливает порядок решения возникающих вопросов, как в новообразованных муниципальных образованиях, так и уже существующих поселениях в Ростовской области». [3]
«Правовые вопросы устроения местного самоуправления в Ростовской области отнесены к полномочиям органов государственной власти Ростовской области». [3]
Вопросы ведениям местного самоуправления на территории области регулируются также органами государственной власти Ростовской области. К таким вопросам относятся вопросы координации прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления.
Вместе с тем общие интересы муниципальных образований области их защита, а также взаимодействие осуществляется через создаваемый Совет муниципальных образований (далее Совет).
Однако Совет «ограничен в своих действиях. Он не вправе вмешиваться в функционирование муниципальных образований, а также ограничивать их деятельность». [3]
Коммуникация между населением и органами местного самоуправления при возникновении для решения вопросов осуществляется через старосту сельского населенного пункта.
Полномочия старосты сельского населенного пункта, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но вместе с тем возможно и наделение старосты сельского населенного пункта не только теми полномочиями, которые определены законом, но и иными. Тоже относится и к правам старосты сельского населенного пункта.
Данные полномочия и права будут определены уставом муниципального образования или иными нормативно-правовыми актами.
Также хотелось бы отметить еще один из важнейших нормативно-правовых актов области — Устав Ростовской области, который «наделен высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов органов государственной власти Ростовской области». [4]
Вместе с тем в муниципальных образованиях Ростовской области утверждены уставы муниципальных образований, которые проходят процедуру государственной регистрации.
Уставы муниципальных образований «регулируют вопросы организации и осуществления местного самоуправления». [4]
Помимо органов местное самоуправление осуществляют также граждане Российской Федерации.
Такое управление граждане реализуют при участии в выборах, референдумах и иных возможных вариантов реализации своих гражданских прав.
Правовые основы управления муниципальной собственностью возможно рассмотреть с помощью Федеральному закону от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация — это «отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц на возмездной основе». [5]
Приватизация имущества является одним из способов взаимодействия между органами местного самоуправления и гражданами (физическими лицами), а также юридическими лицами. Закон не ограничивает круг тех лиц, кто может выступать покупателями муниципального имуществ.
«Покупателями могут быть физические и юридические лица. Вместе с тем покупателями муниципального имущества не могут выступать государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения» и др. [5]
При использовании муниципальной собственности, составляющей экономическую основу местного самоуправления, происходит защита местного сообщества.
Органы местного самоуправления осуществляя законотворческую деятельность защищают интересы местного населения, представляя интересы населения на государственном и муниципальном уровнях.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021).
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021).
- Областной закон Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении Ростовской области» (с изм. вступ. в силу с 03.10.2021).
- Областной закон Ростовской области от 29.05.1996 № 19-ЗС «Устав Ростовской области»
- Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»
- Необходимость интеграционных процессов для защиты прав на землю при рассмотрении земельных споров // в сборнике: Правоприменительная деятельность: история и современность. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 182–185.