В статье автор затрагивает такую важную социальную проблему как предоставление жилья маневренного фонда в случае обращения взыскания на предмет ипотеки — жилое помещение, являющееся единственным пригодным для проживания гражданина и членов его семьи. Кроме того, автор пытается определить, каким образом на практике реализуется потребность граждан в жилье маневренного фонда.
Ключевые слова: маневренный фонд, жилое помещение, помещение, Российская Федерация, обращение взыскания, предмет залога, ипотека.
Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на жилище, а также на запрет его произвольного лишения. Гарантии, закрепленные Конституцией РФ, находят свое отражение в законах, регламентирующих тот или иной аспект жизни.
Действующее законодательство предусматривает запрет обращения взыскания на жилое помещение, если такое помещение является единственным пригодным для проживания гражданина и членов его семьи. Однако законодательство РФ в сфере ипотеки предусматривает исключение из данного правила. Так, обращение взыскания на единственное пригодное для проживания жилое помещения возможно, если такое помещение является предметом залога.
Как видится, данное исключение может быть рассмотрено как ограничение гарантированного Конституцией РФ права каждого на жилище. Однако действующая судебная практика, в том числе позиции высших судебных инстанций, свидетельствуют о том, что нарушения прав в данном случае отсутствуют. В одном из Обзоров судебной практики, Верховный суд РФ высказал позицию, согласно которой поскольку залог выполняет функцию стимулирования должника к надлежащему исполнению обязательства и целью договора залога не является переход права собственности на предмет залога от залогодателя к другому лицу, то обращение взыскания на предмет залога допустимо.
В соответствии с ЖК РФ гражданам, утратившим жилые помещения в результате обращения на них взыскания, предоставляются жилые помещения маневренного фонда. Данная гарантия закреплена статьей 95 Жилищного кодекса РФ для граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на них в случае, если указанные жилые помещения были приобретены за счет кредита либо средств целевого займа. Таким образом, претендовать на жилые помещения маневренного фонда вправе граждане, жилые помещения которых являлись предметом ипотеки.
В действующем законодательстве РФ отсутствует легальное определение понятия жилья маневренного фонда. Поскольку Конституцией РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то особенности правового регулирования маневренного фонда регулируются правовыми актами субъектов РФ.
Определение понятия маневренного фонда можно обнаружить в Положении о маневренном жилищном фонде в городском округе «город Якутск» от 8 апреля 2015 года N 241-НПА, согласно которому маневренный фонд — это разновидность специализированного жилищного фонда, жилые помещения которого предназначены для временного проживания граждан в установленных случаях.
Часть 1 статьи 65 Закона г. Москвы от 27 января 2010 г. № 2 «Основы жилищной политики города Москвы» содержит положения о том, что жилые помещения маневренного фонда предоставляются гражданам на основании решений уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы. Однако ни в одном акте не говориться о том, что происходит в тех случаях, когда жилья маневренного фонда не хватает для гражданина и его семьи.
Жилые помещения маневренного фонда рассматриваются как временное жильё, предоставляемое им до получения (приобретения) гражданином иного жилья, или пока не отпадут обстоятельства, препятствующие пользованию имеющимся у него жилым помещением, или не наступят иные обстоятельства, с которыми законодатель связывает прекращение договора найма жилого помещения маневренного фонда [1].
В настоящий момент маневренный фонд у муниципалитетов фактически отсутствует. Данный факт не является юридическим основанием и, как следствие, не берется судами в расчет при принятии решений. В результате этого залогодатель остается без помещений, пригодных для проживания.
Проблема отсутствия жилья маневренного фонда не является новой. Ещё в 2014 году Уполномоченный по правам человека в своем докладе указывал на то, что значительное количество обращений свидетельствует о фактическом отсутствии сформированного государственного и муниципального жилищного маневренного фонда. Наблюдаются как острый дефицит жилых помещений маневренного фонда, так и их неудовлетворительное инженерно-техническое состояние. Уполномоченным отмечались как необходимость инвентаризации, так и определение технических параметров и потребностей в объемах маневренного жилищного фонда.
Кроме того, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание. Следовательно, после завершения расчетов, граждане должны освободить помещения маневренного фонда и самостоятельно решать вопрос своего дальнейшего проживания.
Отсутствие жилья маневренного фонда являете проблемой, носящей характер скорее социальный, нежели правовой, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления гражданам таковых жилых помещений. Однако фактическое отсутствие фонда жилья маневренного фонда свидетельствует о существовании дисбаланса в сфере обеспечения равенства прав должника и кредитора.
Представляется, что решение проблемы отсутствия жилья маневренного фонда возможно в случае внесения изменений в Жилищный кодекс РФ в части возможности предоставления жилья не только из муниципального жилищного фонда, но и из государственного. Такие меры позволят равномерно распределить между бюджетами всех уровней финансовую нагрузку, что повлечет возможность улучшения жилищных условий граждан, на единственное жилое помещение которых обращено взыскание.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства об ипотеке, предусматривающего возможность предоставления жилого помещения маневренного фонда или другого жилого помещения в пределах мер социальной поддержки и для установления баланса интересов должника и кредитора.
Литература:
- Гапеенок, Д. Е. Проблемы реализации прав граждан на получение помещений муниципального маневренного жилищного фонда / Д. Е. Гапеенок // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. — 2016. — № 4. — С. 40–48