В данной статье рассматривается актуальность и развитие народного танца, и какими способами можно решить проблему отсутствия интереса населения к народной хореографии.
Ключевые слова: народный танец, культура, популяризация, актуальность, идентичность.
This article examines the relevance and development of folk dance and what methods can be used to solve the problem of lack of public interest in folk choreography.
Keywords : folk dance, culture, popularization, relevance, identity.
«Народный танец возник в глубокой древности. Дошедшие до нас образцы народных танцев изумляют своей яркостью, образностью, неповторимым национальным колоритом и по сути являются отражением истории того или иного народа, условий его жизни» [1].
Народный танец способствует формированию, сохранению и распространению этнокультурный идентичности. Также народный танец — это как способ передачи быта, характера, культуры каждого народа. Поэтому так важно в нашем современном мире пропагандировать и популяризировать народные танцы.
С каждым годом наблюдается спад заинтересованности населения народным танцем. Всё меньше родителей отдаёт детей в народные коллективы, сами дети, насмотревшись телевизионных передач, выбирают современную хореографию. Народно-сценический танец усложняется и совершенствуется, чтобы удивить зрителя, но среди большого изобилия услуг в сфере досуга, не всегда зрители выбирают концерты народных коллективов, а любителей и ценителей этого направления не так много.
В 1930-х годах в СССР возникла сценическая форма народного танца, даётся толчок по развитию и распространению во всём мире, что содействовало сохранению и популяризации народного танца.
Основоположником народно-сценического танца считается Игорь Александрович Моисеев советский и российский хореограф, балетмейстер, артист балета, художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца [2].
«Мы выражаем жизнь в танце» — говорил И. А. Моисеев. «Мы хотим, чтобы зритель за каждым номером разглядел, почувствовал душу народа, его привычки, обычаи, стремления. Мы ищем ту эстетику и ту пластику, которая отвечает современности» [3].
Помимо профессиональных ансамблей создавались и самодеятельные коллективы. Так в 1981 году образовался ансамбль народного танца «Искорки», в 1990 году было присвоено звание «образцовый». Основателем коллектива является Колесникова Людмила Ивановна. Действующим художественным руководителем коллектива является Подзолкина Елена Вениаминовна.
В 2021 году коллективу исполнилось 40 лет. За это время огромное количество детей прошло через этот ансамбль. Есть выпускники, которые посвятили свою жизнь хореографии, некоторые реализуют себя как исполнителя, некоторые стали преподавать танцы. В любом случае ансамбль «Искорки» повлиял на становление личности большого числа людей.
Базируется коллектив с даты основания в «Городском дворце культуры и искусств имени Красной Гвардии». Жизнь коллектива была яркой, разнообразной и прогрессивной. То сейчас, можно сказать, что деятельность коллектива пошла на спад. Не предоставляют автобусы детям на выездные концерты, самих выступлений стало гораздо меньше, если и есть концерты, то они проходят на базе учреждения и сейчас зрители должны покупать билеты на концерты, хотя раньше превалировала доступность для всех слоёв населения. Контингент — родители, которые пришли платно посмотреть на своих детей. Тем самым, вместо того, чтобы набирать участников в коллективы и зрителей, делается всё, чтобы народный танец ушёл в небытие.
Даже просмотрев программы на конкурсах-фестивалях, много номеров современного направления и небольшая часть народно-сценического танца.
Способы популяризации народного танца:
- Пропаганда на телевидении: показ фестивалей-конкурсов народного танца, особенно детских хореографических коллективов на центральных телеканалах. Создание телевизионных шоу-программ, таких как «Танцы на ТНТ», где будут соревноваться между собой коллективы с разных регионов нашей страны, как любительские коллективы, так и профессиональные ансамбли нашей страны.
- Доступность обучения направления как народный танец через организацию бесплатных дополнительных занятий в школе, бесплатных кружков в учреждениях культуры, включая все возрастные категории.
- Введение народного танца в программу празднования государственных национальных праздников
- Ввести в образовательную школьную программу обязательный предмет «История народной культуры».
- Организовать с помощью народных коллективов мастер-классы для желающих танцевать, дни открытых дверей, где можно будет посмотреть открытые уроки, на народных гуляниях привлекать не только профессиональные коллективы, но и людей, которые в этом заинтересованы.
Таким образом, чтобы сохранить культуру нашей страны, необходимо обратить внимание на развитие народного танца в каждом городе, ведь народный танец — одна из древнейших форм народного творчества, неразрывно связанная с жизни деятельностью человека. Он имеет большое значение для каждого народа и служит средством передачи, сохранением и распространением традиций и обычаев каждого народа.
Литература:
- Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва, 2002 г.
- Сайт «АПНИ Агентство перспективных научных исследований» https://apni.ru/article/1207-distantsionnie-uroki-po-khoreografii-plyusi (дата обращения 4.04.2021)
- Заикин Н. И., Заикина Н. А. Русский народный танец. ООО ГОРИЗОНТ Орёл, 2016 г.