Работа с одаренными учащимися | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 02.11.2021

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Шалаева, С. Ю. Работа с одаренными учащимися / С. Ю. Шалаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 283-287. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84922/ (дата обращения: 16.11.2024).



Несомненно, творческий процесс в школе необходим для воспитания нравственной, гармоничной личности. Считаю, что необходимо развивать навыки творческой работы у всех учащихся, независимо от их мышления и способности думать самостоятельно. Мы, учителя, должны поощрять свежую мысль, эксперимент, поиск, выражение личных идей и чувств учащихся. Это всегда помогало работать с возникающими проблемами, ставить новые цели, углублять и расширять понимание себя и мира.

На мой взгляд, талант развивается и в учебном процессе, и во внеурочной деятельности. А значит, в школе.

Бернард Шоу говорил: «Деятельность — единственный путь к знаниям», поэтому часто использую разнообразные виды деятельности: это интеллектуальный КВН, инсценировки по произведениям русских и зарубежных писателей, диспуты, проекты, литературные гостиные, участие в конкурсах и олимпиадах.

Наверное, прежде чем пытаться как-то по-особенному учить наших талантливых учеников, следует разобраться в том, кто же они такие, способные учащиеся. Рассмотрим некоторые психологические особенности одаренных ребят.

Существует несколько уровней мышления:

  1. Наглядно-действенное (связано с конкретной работой, которую мы выполняем: строим, копаем, прибиваем…).
  2. Наглядно-образное (в большей степени опирается на образы).
  3. Словесно-логическое (самое сложное, оно оперирует сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами).

В познавательном процессе все уровни мышления обычно взаимосвязаны.

Школьники мыслят по-разному. Характерной возрастной особенностью большинства наших школьников является конкретность их мышления. Это означает, что словесно-логические задачи вызывают у детей серьезные затруднения.

Если у учащегося абстрактное, словесно-логическое мышление преобладает над образным, это аналитический склад ума, удругих преобладает образное мышление. У третьих образный и абстрактный тип мышления находятся в относительном равновесии — это гармонический склад ума.

Ребенок с гармонически развитым умом может успешно овладевать любыми школьными дисциплинами. Все мы знаем таких детей, они всегда «видны» в классе, учеба дается им легко, как бы играючи (было бы желание учиться). Умственные способности таких учеников не ставят перед ними никаких преград.

Но одностороннее развитие мышления неизбежно приводят к трудностям в учебе.

Способные ученики — аналитики, они легко усваивают теоретические моменты учебных дисциплин. Такие дети проявляют большой интерес к причинам явлений, умеют не задерживаться на частностях и давать обобщенный анализ.

У ребят с наглядно-образным мышлением возникают проблемы там, где им приходится работать без опоры на наглядный материал (образы). При изучении гуманитарных предметов эти ученики гораздо лучше усваивают конкретный фактический материал, чем теоретические вопросы.

Мышление каждого человека индивидуально и отличается быстротой. Одни мыслят быстрее, другие медленнее, т. е. время, потраченное учениками класса на решение одной проблемы, может существенно различаться.

Чрезвычайно важное качество ума — самостоятельность : умение видеть проблему, ставить самому учебные задачи и решать их самостоятельно, по-своему.

Самостоятельность мышления тесно связано с его критичностью. Наименее критичны маленькие дети, критичность ума возникает и возрастает с возрастом.

В ходе мыслительной деятельности на первый план выдвигается такое свойство мышления как гибкость. Гибкость выражается в свободе выбора новых приемов и средств решения новых задач и проблем.

Особый интерес представляет широта мышления, подразумевающая творческое отношение к делу и умение привлечь как можно больше знаний к решению вопроса.

Широта мышления должна сочетаться с глубиной — способностью проникать в суть явления, проблемы.

Людей, обладающих такими свойствами мышления, называют интеллектуально развитыми .

Как же подходить к обучению таких ребят?

создавать условия для раскрытия способностей ученика;

использовать индивидуальную работу с учащимся;

групповую работа с одаренными детьми;

– стиль работы учителя также важен.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Вспомним: они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Одарённая личность — личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство).

Одарённость может проявляться:

– как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1–3 % от общего числа детей;

– как одарённость возрастная, т. е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость куда-то исчезает;

– как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т. е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20–25 % от общего числа учащихся.

Практика работы в школе показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одарёнными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:

– между необходимостью учить всех учеников, одновременно не упуская из поля своего зрения ребят с особенными возможностями

– с отсутствием новой и конкретной программы для осуществления обучения одаренных учеников в обычной школе;

– между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и несоответствием общего уровня культуры;

– между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

И всё же рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому в перспективе каждый из нас, педагогов, должен планировать свою работу с одарёнными детьми.

Урочная деятельность

1) проектная деятельность

2) нетрадиционные уроки с применением технологий творческой мастерской, критического мышления

3) самостоятельная работа (с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня)

4) работа в группе

Внеурочная деятельность

1) предметные недели

2) научно-практические конференции

3) олимпиады по предмету

4) участие в конкурсах исследовательских работ

5) участие в конкурсе «Русский медвежонок»

6) конкурсы рисунков

7) музыкально-литературные гостиные

Обратимся к урочной деятельности.

Одним из приоритетных направлений в работе учителя является внедрение в образовательный процесс проектной технологии , именно она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, позволяет сделать для каждого учебный процесс личностно значимым, в котором он получает возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность.

Проект способствует созданию на уроке условий, стимулирующих формирование и развитие творческих, познавательных, коммуникативных, организационно- деятельностных умений учащихся. Это особенно важно потому, что знания не столько передаются, сколько получаются в процессе личностно-значимой деятельности.

Каждый проект проходит 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный, несмотря на высокий уровень самостоятельности в работе, роль учителя чрезвычайно важна, так как именно от его умело организованной работы на каждом из этапов зависит успешность проекта в целом. На первоначальном этапе важен момент целеполагания, насколько значима та или иная проблема, важно научить школьников структурировать свою деятельность, пошагово планировать свою деятельность. Проекты могут носить как групповой характер, так и индивидуальный. Какую роль играет проектная деятельность для одаренных детей — это прежде всего развитие и познавательных и творческих способностей.

(примеры проектов, демонстрация материалов)

Технологическая карта проекта:

Подготовительный этап

1) этап мотивации и целеполагания (определение темы, выявление проблем, уточнение целей конечных результатов, формирование групп)

2) этап планирования (выдвижение проблем, определение источников информации, распределение функций при работе в группе)

3) этап принятия решения.

Основной этап — этап выполнения проекта.

Заключительный этап — защита

С целью повышения самостоятельности и активизации интеллектуальных и творческих способностей на уроках следует использовать различные технологии, их отличие от методики состоит в том, что это четкий алгоритм, в котором нельзя упустить ни одного звена, так как все ее элементы между собой взаимосвязаны. Именно четко разработанный алгоритм действий дает устойчивый результат.

При этом использование на уроке мастерской — это принципиально новый подход к ведению урока, при котором происходит стимулирование творчества учащихся, делает их активными участниками процесса обучения. Цель мастерской состоит в том, чтобы научить ученика действовать автономно и рефлексивно, использовать различные средства интерактивно, входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них. Мастерские могут быть разных типов: построения знаний, творческого письма, ценностных ориентаций, мастерские по самопознанию, могут носить смешанный характер. Средняя продолжительность каждой мастерской- 2 часа, но иногда может быть и больше, к сожалению, в нынешних условиях, т. е. при малом количестве часов, отведенных на изучение темы, является существенным недостатком. Условием удачного проведения занятия является следование законам мастерской, учет основных принципов ее проведения.

В общем виде технологическая карта выглядит следующим образом:

  1. Актуализация знаний
  2. Изучение нового материала (общий обязательный объем)
  3. Тренинг-минимум (доведение до автоматизма)
  4. Изучение материала углубленного уровня
  5. Закрепление дополнительного объема (этап развивающего дифференцированного обучения)
  6. обучающее повторение
  7. уровень контроля
  8. коррекция результата
  9. индивидуальный контроль

Хотелось бы остановиться на технологии творческой мастерской.

Технологическая карта может выглядеть следующим образом.

  1. мотивация деятельности, ассоциации, оживление чувств вокруг любого предмета, воспоминание
  2. социализация (обсуждение)
  3. работа с материалом (работа в парах, группах)
  4. кульминация творчества (предлагается свое видение предмета).

Элементы Технологии критического мышления.

  1. Работа с текстами «медленное чтение» (с карандашом)

– используется система знаков (согласен/несогласен, что было известно, над чем нужно работать, что вызвало озарение)

– выстраивается таблица

– парная мозговая атака

– обговаривается только самое важное, интересное или новое

  1. обсуждение нового или острых вопросов
  2. эссе-впечатление.

Отсюда выход на индивидуальный стиль мышления.

Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности.

Опыт показывает, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся.

Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в т то же время создавал условия для успешного овладения и развития менее подготовленных учащихся. Поэтому нужно использовать систему дифференцированных заданий.

При изучении нового материала работа с учебником можно выстраивать следующим образом.

Работа с параграфом учебника: можно пригласить сильного ученика, который, опираясь на наблюдение над материалом, предваряющим работу над изучением новой темы, ученик самостоятельно составляет опорную схему-конспект на доске.

Это составление схем-конспектов, опорных таблиц, алгоритмов, их составление вовлекает ученика в активную деятельность, выводы рождаются на глазах учеников, а это дает более стойкий результат по освоению темы.

При этом важно то, что они должны постоянно подключаться к работе.

В данном случае наглядность направлена не только на запоминание или воспроизведение заученного материала, но и на размышление, установление причинно-следственных связей.

При объяснении нового материала можно использовать элементы технологии творческой мастерской, такие как деконструкция предмета и оживление чувств вокруг него (объяснение темы причастие в 6 классе).

Допустим, при изучении теоретического материала можно использовать следующие приемы:

Для сильных учеников могут применяться элементы технологии критического мышления.

Тема, цель, задачи, круг вопросов, которые необходимо осветить (предлагается план).

З десь мы используем частично-поисковый метод.

После освоения теоретического материала способным ученикам могут предлагаться различные виды работы, которые будут носить тренировочный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого является работа с текстом.

  1. дополнение текста (написание вступления и заключения) (для слабых учащихся)
  2. трансформация текста (разного уровня сложности)
  3. восстановление деформированного текста (разного уровня сложности)
  4. составление текста по модели (для слабых учащихся)
  5. создание собственного текста. (для сильных учеников)

Для сильных учащихся лучше формулировать тему нестандартно, чтобы работа носила проблемный характер.

Именно проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние, которое возникает в процессе выполнения задания («Есть ли предопределение? Случайность или рок?» по «Песни о вещем Олеге»; «Можно ли отказать человеку в праве на существование?» по повести Н. В. Гоголя «Шинель»; для слабых традиционная тема «маленького человека»; задание расширенного уровня «Сравнить героев «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль», главы о Данко и Ларре), такой вид работы активизирует и развивает мыслительные способности ученика, учит выстраивать ход рассуждения, позволяет высказать собственную точку зрения, развивает навык письменной монологической речи учащихся, заставляет задуматься над проблемами жизни, формирует критическое мышление.

  1. Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе . Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии (если работа носит проблемный характер).

Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы в группе, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал, так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе высказаться по тому или иному вопросу, формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии (если работа носит проблемный характер).

  1. Уже с 6 класса учим проводить дебаты, например по роману «Дубровский» можно провести дебаты на тему «А счастье было так близко, так возможно…», «Благородный ли разбойник В.Дубровский?», на дебатах в роли спикеров, как правило, выступают более способные ученики, обладающие высоким уровнем развития монологической речи, аналитическими навыками, умеющие аргументировать свою точку зрения.

Рассмотрим, как реализуется работа со способными учениками во внеурочной деятельности

  1. предметные недели, в том числе и конкурсы чтецов
  2. научно-практические конференции
  3. олимпиады по предмету
  4. участие в конкурсах исследовательских работ
  5. участие в конкурсе «Русский медвежонок»
  6. конкурсы рисунков
  7. музыкально-литературные гостиные

Остановимся на олимпиадах, именно они позволяют выявить способных и одаренных детей.

Что в максимальной степени зависит от учителя в подготовке к олимпиаде? Это развитие аналитических и творческих навыков.

Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста, установление авторства текста путем работы над системой индивидуальных авторских кодов, учит грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание, в котором ребенок учится через контекст выходить на подтекст.

Важную роль играет участие в различного рода конкурсах исследовательских работ, где ребенок в максимальной степени проявляет свои возможности.

Как музыкально-литературные композиции, так и конкурсы чтецов позволяют способным ученикам в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал: формируются навыки художественного чтения и актерской игры. Особую роль в работе с одаренными детьми играет система индивидуальных занятий, только в тесном сотрудничестве учитель — ученик можно максимально раскрыть и развить способности одаренного ученика, по выражению Бенджамина Франклина, «гений без образования подобен серебру в руднике».

Литература:

  1. Е. П. Ильин. Психология индивидуальных различий. — СПб.: Питер, 2004.
  2. Е. Ф. Рыбалко. Возрастная и дифференциальная психология. — СПб.: Питер, 2001
Основные термины (генерируются автоматически): работа, ребенок, ученик, критическое мышление, учащийся, внеурочная деятельность, мастерская, особая роль, проблемный характер, элемент технологии.


Задать вопрос