В соответствии Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок в Забайкальском крае осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий: Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю, Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю, Министерство финансов Забайкальского края и Контрольно-счетная палата Забайкальского края. В статье проанализирована эффективность контрольной деятельности Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю за 2019–2020 годы и принятые меры реагирования по результатам контрольных мероприятий.
Ключевые слова: финансовый контроль в сфере закупок, государственные и муниципальные закупки, контрактная система, нововведения, единая информационная система.
In accordance with the Federal Law of 05.04.2013 № 44-FZ «On the contract system in the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs» (hereinafter — Federal Law No. 44-FZ) and other regulatory legal acts, legal by acts defining the functions and powers of state bodies and municipal bodies, control in the field of procurement in the Trans-Baikal Territory is carried out by the following control bodies within the limits of their powers: the Department of the Federal Treasury for the Trans-Baikal Territory, the Office of the Federal Antimonopoly Service for the Trans-Baikal Territory, the Ministry of Finance of the Trans-Baikal Territory and the Control and the Accounts Chamber of the Trans-Baikal Territory. The article analyzes the effectiveness of the control activities of the Federal Treasury Department for the Trans-Baikal Territory for 2019–2020 and the response measures taken based on the results of control measures
Keywords: financial control in the field of procurement, state and municipal procurement, contract system, innovations, unified information system.
В 2019–2020 годы Управлением Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее — Управление) контроль в сфере закупок осуществлялся в соответствии:
— с требованиями статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, определяющей полномочия Управления по контролю в сфере закупок;
— постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»;
— приказом Казначейства России от 1 марта 2017 г. № 39 «Об утверждении Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия «Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия»;
— «Классификатором нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере», утвержденным 19 декабря 2017 г. руководителем Федерального казначейства Артюхиным Р. Е.;
— Планами контрольных мероприятий Управления в финансово-бюджетной сфере на 2019–2020 годы, размещенными на официальном сайте Федерального казначейства, а также в соответствии с другими нормативно-правовыми актами и документами.
Контроль в сфере закупок, анализ и обработка результатов контрольных мероприятий осуществлялся следующими структурными подразделениями Управления:
— контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы;
— контрольно-ревизионный отдел в социально-экономической сфере;
— организационно-аналитический отдел.
В анализируемом периоде Управлением проведено 100 контрольных мероприятий, анализ результатов которых представлен в таблице № 1.
Таблица 1
№ п/п |
Наименование показателей |
Значение показателя в 2019 году |
Значение показателя в 2020 году |
Динамика |
1 |
Количество проведенных ревизий и проверок при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, единиц |
71 |
29 |
-42 |
2 |
Количество проведенных проверок при осуществлении контроля в сфере закупок, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, единиц |
15 |
19 |
4 |
3 |
Объем проверенных средств при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, тыс. руб. |
14 504 785,1 |
10 900 528,8 |
-3 604 256,3 |
4 |
Объем проверенных средств при осуществлении контроля в сфере закупок, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, тыс. руб. |
5 814 732,7 |
4 486 746,6 |
-1 327 986,1 |
5 |
Выявлено нарушений при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля на сумму, тыс. руб. |
6 045 027,9 |
875 482,4 |
-5 069 545,5 |
6 |
Выявлено нарушений при осуществлении контроля в сфере закупок, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, тыс. руб. |
34 772,12 |
477 136,2 |
442 364,08 |
По итогам контрольной деятельности Управления за 2019–2020 годы наблюдаются следующие тенденции:
— количество проверок при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля сократилось на 42 единицы или на 59,15 %, однако количество проверок соблюдения требований Федерального закона № 44-ФЗ увеличилось на 4 единицы или на 26,67 %;
— объем проверенных средств при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере сократился на 3 604 256,3 тыс. руб. или на 24,85 %, в том числе объем проверенных средств при осуществлении контроля в сфере закупок уменьшился на 1 327 986,1 тыс. руб. или на 22,84 %;
— в 2020 году выявлено нарушений при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере на 5 069 545,5 тыс. руб. меньше, чем в 2019 году, в то же время сумма выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд увеличилась на 442 364,08 тыс. руб. или на 1 272,18 %.
По результатам осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере Управлением принимались соответствующие меры реагирования, динамика которых отражена в таблице № 2.
Таблица 2
№ п/п |
Наименование показателей |
Значение показателя в 2019 году |
Значение показателя в 2020 году |
Динамика |
1 |
Общая сумма поступивших в бюджет средств, использованных с нарушениями, по устраненным нарушениям, тыс. руб. |
3 442 204,97 |
192 768,10 |
-3 634 973,07 |
2 |
Общая сумма средств, поступивших непосредственно в доход федерального бюджета, тыс. руб. |
2 268,8 |
794,16 |
-1 474,64 |
3 |
Количество выданных предписаний, представлений, единиц |
70 |
27 |
-43 |
4 |
Количество уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, направленных для согласования в Федеральное казначейство, единиц |
3 |
1 |
-2 |
5 |
Количество составленных протоколов об административных правонарушениях, единиц |
47 |
40 |
-7 |
6 |
Сумма наложенных штрафов по постановлениям о назначении административных наказаний, вступившим в законную силу, тыс. руб. |
336,7 |
278,28 |
-58,42 |
7 |
Количество составленных протоколов об административных правонарушениях по нарушениям Федерального закона № 44-ФЗ, единиц |
11 |
29 |
18 |
8 |
Сумма наложенных штрафов по постановлениям о назначении административных наказаний, вступившим в законную силу, тыс. руб. |
45,0 |
245,0 |
200,0 |
В 2020 году показатели эффективности контрольной деятельности существенно сократились по сравнению с 2019 годом, а именно:
— сократилась сумма поступивших в бюджет средств, использованных с нарушениями, по устраненным нарушениям на 3 634 973,07 тыс. руб. или на 105,60 %;
— общее количество выданных предписаний, представлений, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения уменьшилось на 45 единиц или на 61,64 %;
— количество составленных протоколов об административных правонарушениях сократилось 7 единиц или на 14,89 %, одновременно с снижением суммы наложенных штрафов по постановлениям о назначении административных наказаний, вступившим в законную силу на 58,42 тыс. руб. или на 17,35 %.
Однако, при сокращении результативности осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере в целом, эффективность осуществления полномочий по контролю в сфере закупок возросла в 2019–2020 годы, о чем свидетельствует рост количества составленных протоколов об административных правонарушениях на 163,64 % и увеличение суммы наложенных штрафов по ним на 444,44 %.
Таким образом, значительное влияние на эффективность осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, в том числе по контролю в сфере закупок оказали следующие факторы.
Во-первых, сокращение количества проверок и объемов проверенных бюджетных средств в 2020 году по сравнению с 2019 годом обусловлено ограничениями по осуществлению контроля в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, вступившими в силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Во-вторых, повышение эффективности контроля в сфере закупок определено применением риск-ориентированного подхода к осуществлению контроля в сфере закупок и развитием подсистемы «мониторинг закупок» (ИС «Анализ»), созданной в целях обнаружения признаков нарушений при планировании и осуществлении закупок, что привело к минимизации трудовых затрат по обнаружению нарушений. В связи с чем в 2020 году при планировании контрольных мероприятий предпочтение отдавалось проверкам по осуществлению контроля в сфере закупок в связи с возможностью их проведения дистанционно.
Кроме того, рост количества выявленных нарушений ознаменован вступлением в силу значимых изменений Федерального закона № 44-ФЗ и подзаконных актов в условиях неполной готовности единой информационной системы в сфере закупок и ее участников.
Литература:
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный.
- Контрольная и надзорная функции [Электронный ресурс] / дизайн и разраб. Федеральное казначейство. — Режим доступа: https://chita.roskazna.gov.ru/ inaya-deyatelnost/ kontrolnaya-i- nadzornaya — funktsii. — Загл. с экрана.