В статье рассматривается внедрение технического аудита, что позволит более полно и объективно устанавливать непосредственные причины возникновения аварийности на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан. Это достигается за счет оценки не только выходных параметров процессов, но и анализа процессов управления, ресурсного обеспечения, контроля, оценки кадрового потенциала и др. Кроме того, изложены основные направления совершенствования системы обеспечения безопасности движения в АО «Ўзбекистон темир йўллари». Стратегия развития системы обеспечения БД, в которой необходимо отразить перечень перспективных мероприятий, позволяющих на качественном уровне повысить её эффективность.
Ключевые слова: технический аудит, система управления, стратегия, безопасность движения поездов, комплексное исследование, системный подход, процессная модель, объективная оценка.
The article discusses the introduction of technical audit will allow to more fully and objectively establish the immediate causes of accidents on the railway transport of the Republic of Uzbekistan. This is achieved by evaluating not only the output parameters of processes, but also the analysis of management processes, resource provision, control, evaluation of human resources, etc. In addition, the main directions of improving the traffic safety system in JSC «Uzbekiston Temir yillari» are outlined. The strategy for the development of the database support system, in which it is necessary to reflect a list of promising measures that allow to improve its effectiveness at a qualitative level.
Keywords: management system, resource allocation, train safety. regional railway junction, comprehentechnical audit, management system, strategy, train safety, comprehensive research, system approach, process model, objective assessment.
Введение
Обеспечение безопасности движения (БД) требует значительных финансовых вложений, а также их рационального использования для повышения эффективности перевозочного процесса в целом. На сегодняшний день снижение аварийности на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан обеспечивается путем планирования необходимых работ в зависимости от текущего состояния объектов инфраструктуры и подвижного состава. Такой подход может оказаться недостаточно эффективным при дефиците инвестиционных вложений или ограниченном объеме эксплуатационных расходов. В связи с этим возникает задача обоснованного перераспределения ресурсов для выполнения целевых показателей БД. Это может достигнуто путем разработки модели прогнозирования уровня аварийности в зависимости от изменения объемов работы железнодорожного транспорта и девиации финансовых средств на поддержание и развитие АО «ЎТЙ». При помощи такой модели возможно одновременное решение задач, как транспортного бизнеса, так и задач по обеспечению БД [1, 2, 3, 4, 7].
Предварительный анализ показывает, что доминирующей причиной допущенных случаев нарушений БД на сети АО «ЎТЙ» является ошибки в работе линейного персонала. Как показывает практика, человеческий фактор проявляется при недостаточной мотивационной поддержке, которую должна обеспечивать система управления. Вместе с этим на железных дорогах Узбекистана в слабой степени развиты автоматизированные системы сбора, хранения и обработки информации, что снижает в целом подконтрольность производственных процессов и не позволяет нивелировать факты предоставления ложной информации. В связи с этим возникает необходимость развития систем информационной поддержки для руководителей всех уровней управления для повышения качества планирования и принятия решений в вопросах БД.
1. Организация технического аудита в области безопасности движения
На железнодорожном транспорте осуществляется многоступенчатый контроль за обеспечением БД. Практика показывают несмотря глубокую проверку руководителя и ревизорского аппарата, к сожалению, случается нарушения БД, потому что далеко не все руководители, организующие производственные процессы, активно участвуют в выявлении недостатков в обеспечении БД. Многие из них не уделяют обеспечению БД должного внимания и свои непосредственные обязанности по предупреждению нарушений БД, в том числе и за счет реализации контрольных функций, в полной мере не выполняют. В результате сохраняется потенциальная возможность нарушений, так и в ревизорском аппарате [5, 6].
Приоритетными направлениями при проведении технического аудита системы управления БД должны являются:
— анализ и оценка системы обеспечения БД;
— анализ и оценка эффективности действующей системы управления рисками;
— ранжирование процессов в соответствии с рисками нарушений БД, выделение процессов и услуг с высокими рисками нарушения БД;
— оценка результативности применяемых предупреждающих действий по снижению рисков;
— оценка результативности корректирующих действий, принимаемых руководителем процесса;
— предоставление аудиторских рекомендаций по повышению эффективности и результативности внутренних процессов.
При техническом аудите системы управления БД проверяют соответствие выполняемых процессов, связанных с обеспечением БД, требованиям нормативных документов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих работу проверяемых подразделений по обеспечению БД.
По цели осуществляемых проверок технический аудит системы управления БД подразделяют на аудит видов деятельности (обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности с целью выявления возможностей их улучшения) и аудит процессов, связанных с обеспечением БД.
Технические аудиты системы управления БД подразделяются на плановые, внеплановые или повторные.
Плановые технические аудиты системы управления БД проводятся в соответствии с утвержденным графиком.
Внеплановые технические аудиты системы управления БД назначают в следующих случаях:
— при снижении качества услуг, предоставляемых структурными подразделениями;
— при получении многочисленных претензий от потребителей услуг железнодорожного транспорта;
— по необходимости, с целью совершенствования документов системы управления БД и корпоративной интегрированной системы менеджмента качества, вызванной «внутренними» причинами или «внешними» причинами;
— при получении отрицательных результатов технических аудитов;
— при получении оперативных данных по опасным отказам технических средств и опасных отступлений от норм содержания.
Повторный технический аудит системы управления БД может быть назначен с целью проверки устранения причин несоответствий, выявленных по результатам предыдущих аудитов, а также выполнения требуемых корректирующих и предупреждающих мероприятий (их мониторинга с указанием статуса выполнения). Повторные аудиты системы управления БД могут быть проведены в рамках проведения плановых или внеплановых аудитов системы управления БД.
Для разработки основных положений технического аудита требуется декомпозиция процессов обеспечения БД на сети АО «УТЙ». Основой для формирования процессной модели деятельности структурных подразделений является обобщенная процессная модель. На рис. 1 приведен пример обобщенной процессной модели обеспечения БД АО «УТЙ».
Рис. 1. Обобщенная процессная модель технического аудита по обеспечению БД
Модель позволяет определить входы и выходы процесса, а также входы и выходы каждого из блоков. В каждом из представленных блоков необходимо определить состав процессов. Все процессы делятся на четыре основных блока:
1) Блок «Процессы управления» — включает в себя такие процессы, как анализ данных, постановка целей и задач, выработка стратегии, разработка нормативной базы, подготовка распоряжений и приказов, организация деятельности, контроль исполнения, предупреждающие и корректирующие действия.
2) Блок «Процессы ресурсного обеспечения» — это процессы определения потребностей в ресурсах, выбора поставщиков и заключение с ними контрактов, закупки и поставки технико-материальных ценностей на линейные предприятия, кадровое и технологическое обеспечение, формирование инвестиционных проектов и др.
3) Блок «Процессы производственной деятельности» — это непосредственно производственная деятельность, направленная на решение поставленных задач, получение совокупного результата (продукта).
4) Блок «Процессы взаимодействия с клиентами» — сбыт продукции или передача промежуточного результата следующему исполнительному звену, оформление заявок, заключение договоров и их исполнение, входной контроль заказчика, претензионная работа и др.
Особенность модели заключается в реализации управления процессами через распределение ресурсов. Процессная модель позволяет выявить и классифицировать все существующие процессы в деятельности структурного подразделения, что позволяет перейти к следующему этапу регламентации взаимодействия — формированию алгоритмов деятельности структурных подразделении.
2. Моделирование работы железнодорожного станции в зависимости от качества ее ресурсного обеспечения
Рассмотрим пример моделирование работы железнодорожного станции в зависимости от качества ее ресурсного обеспечения.Эта вероятность будет обуславливать переход из любого состояния, в котором находится сортировочная станция в первое ( , , ) (рис. 2) [3].
Рис. 2. Переход в состояние 1 в случае удовлетворения заявки
Очевидно, что в случае неудовлетворения заявки сортировочная станция остается в том же состоянии. Другими словами вероятность нахождения железнодорожной станции в состоянии 2, 3 и 4 ( , , ).
При расчете вероятностей , , для упрощения модели будем говорить, что переход осуществляется через состояние 1, но время перехода столь незначительно, что им можно пренебречь. Другими словами, переход 43 — это переход 413; переход 42 — это переход 412; переход 32 — это переход 312. То есть можно говорить о том, что , , .
В связи с этим возникает задача нахождения вероятностей перехода , , .
Понятно, что переход из первого состояния во 2, 3 и 4 обусловлен отсутствием того или иного вида ресурсов, необходимого для непрерывного осуществления технологического процесса станции. Причем, необходимо учитывать и важность ресурса, так как степень их влияния на эксплуатационную работу станции также различна. Ресурс (от франц. «ressource» вспомогательное средство) — материальные и нематериальные средства и инструменты, необходимые для достижения целей и решения задач организации. К основным необходимым ресурсам следует отнести:
1) Кадровый, людской ресурс (КР);
2) Тяговый ресурс (ТР);
3) Подвижной состав, вагоны (ПР);
4) Технологии, методики эксплуатационной работы (МР);
5) Финансово-экономический ресурс (ФР);
6) Инфраструктура (путевое развитие, здания, сооружения) — ИР;
7) Материально-технический ресурс (инструмент, спец. одежда и др.) — МТР;
8) Информационный ресурс (данные, информация) — ИнР.
В каждых конкретных условиях любой из этих ресурсов может быть важен в большей или меньшей степени. Поэтому их необходимо проранжировать и присвоить соответствующие весовые коэффициенты.
Вероятность перехода из состояния 1 в состояние 2, 3 или 4 обусловлена вероятностью предоставления соответствующего вида ресурса в полном объеме (табл.1).
Таблица 1
Распределение весовых коэффициентов по родам ресурсов
КР |
ТР |
ПР |
МР |
ФР |
ИР |
МТР |
ИнР |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для определения вероятности нахождения в каждом из состояний необходимо определить вероятность предоставления каждого вида ресурса в полном объеме, поэтому:
|
(1) |
где — номер соответствующего состояния (1–4),
— количество ресурсов, необходимы для бесперебойной работы железнодорожной станции.
Учитывая, что можно сказать, что с учетом важности того или иного вида ресурсов:
|
(2) |
где — весовой коэффициент, учитывающий важность ресурсов.
То есть, в случае, когда для бесперебойной работы железнодорожной станции в равной степени необходимы все ресурсы, либо для упрощения расчетов следует принимать
Таким образом, можно говорить о том, что железнодорожная станция будет находиться в 1-ом состоянии, если , т. е. вероятности предоставления всех необходимых ресурсов в полном объеме равны единице. Случай, при котором сумма вероятностей, либо одна из вероятностей предоставления необходимых ресурсов в полном объеме будет равна нулю, говорит о том, что железнодорожная станция будет находиться в 4-ом состоянии, если можно утверждать, что железнодорожная станция перейдет в состоянии 2, иначе — 3 (рис. 3).
Рис. 3. Зависимость состояния ж. д. станции от вероятности предоставления всех видов необходимых ресурсов в полном объеме
Вероятности предоставления необходимых ресурсов в полном объеме могут быть определены следующим образом:
|
(3) |
где — объем заявок (в денежном выражении) на предоставление i-го вида ресурса, удовлетворенных своевременно и в полном объеме;
— общий объем заявок (в денежном выражении) на предоставление i-го ресурса, подаваемых сортировочной станцией.
Подставляя выражение 2 в 3, получим обобщенное выражения для расчета вероятности перехода в состояния 2, 3 и 4:
Подставляя численные значения параметров, приведенная формула, позволяет определить состояние ж. д. станции, в котором она находится в зависимости от предоставления необходимых видов ресурсов.
Сбор и последующий анализ контролируемых параметров в процессах производственной деятельности, в том числе и в обеспечении БД, позволяет своевременно выявлять несоответствия не только на выходе процесса, но и после каждого блока, описывающего «подпроцесс». Анализ контролируемых параметров также позволяет оценивать возможные риски по БД, обусловленные неполным ресурсным обеспечением, отсутствием необходимой технологической документации, нехваткой линейного персонала и пр. Иными словами технический аудит есть элемент риск-менеджмента в вопросах БД.
Если несоответствие разрешается на уровне предприятия, то решение принимается, как один из нормативных документов линейного предприятия и рекомендуется к использованию другими предприятиями в аналогичных ситуациях. Этот документ, по согласованию с заместителем начальника РЖУ АО «УТЙ», высылается также для сведения причастных организаций (в соответствии с процедурой взаимодействия с заинтересованными сторонами) для того, чтобы они могли иметь представление о том, как будут действовать линейные предприятия в аналогичных ситуациях
Если на уровне линейного предприятия несоответствие не разрешается (в силу отсутствия, например, полномочий, зафиксированных в действующих нормативных документах, или из-за несогласованных действий сторонней организации), то разрешение несоответствия передаётся на вышестоящий уровень (уровень РЖУ). При рассмотрении несоответствия на уровне РЖУ, оно может быть разрешено или же, например, в силу отсутствия полномочий, вынесено на уровень дороги.
Контроль качества аудиторских услуг является важнейшим элементом обеспечения качества работы аудиторов. Контроль производится со стороны представителей руководства АО «УТЙ».
Во время проведения технического аудита персонал, несущий контрольные функции, должен выполнять следующее:
1) осуществлять контроль хода аудита с тем, чтобы определить:
— обладают ли аудиторы необходимыми умениями и компетентностью для выполнения порученных им заданий;
— понимают ли аудиторы указания по проведению аудита;
— выполняется ли работа в соответствии с общим планом и программой аудита.
2) устранять расхождения в профессиональных суждениях сотрудников и определять уровень консультаций, являющихся целесообразными.
Работа, выполняемая каждым аудитором, должна подлежать проверке персоналом, имеющим, по крайней мере, равный уровень компетентности, на предмет следующего:
— была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита;
— были ли выполненные работы и полученные результаты надлежащим образом документально оформлены;
— были ли все важные аспекты аудита урегулированы и отражены в аудиторских выводах;
— были ли достигнуты цели аудиторских процедур;
— соответствуют ли сделанные выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.
Необходимо своевременно проверять следующее:
— общий план и программу технического аудита;
— оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля, включая результаты тестов средств контроля и поправки, если таковые имеются, внесенные в общий план и программу технического аудита в результате такой оценки;
— документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок, по существу, и выводов, сделанных на их основе, включая результаты консультаций.
Процесс проверки работы по техническому аудиту может включать также (особенно в случае масштабных комплексных аудиторских проверок) требование о том, чтобы персонал, не участвующий в аудите иным образом, выполнил определенные дополнительные контрольные процедуры до представления аудиторского заключения.
Организация процесса технического аудита может, представлена в соответствии с рис. 4.
Рис. 4. Схема процесса управления программой технического аудита
Процесс подготовки и проведения аудита реализуется в соответствии с управленческим циклом Дёминга ( PDCA ). Сам технический аудит также может совершенствоваться исходя из практики его проведения.
Технический аудит позволяет на основе частных оценок определять узкие места и причины их возникновения; на основе общих оценок — рейтинги предприятий, отделений, служб и дорог по обеспечению БД и качества производственных процессов.
Заключение
В соответствии с изложенными в статьи направлениями совершенствования системы обеспечения БД в АО «УТЙ» можно сделать следующие выводы:
- Первоочередной задачей руководства АО «УТЙ» является создание Стратегии развития системы обеспечения БД, в которой необходимо отразить перечень перспективных мероприятий, позволяющих на качественном уровне повысить её эффективность. К ним относятся: выработка требований к целевой организационной структуре, внедрение на практике технического аудита, разработка и практическое использование автоматизированной системы управления БД.
- Выбор целевой организационной структуры должен проводится критериям устойчивости системы управления, в том числе и в вопросах обеспечения БД
- Внедрение технического аудита позволит более полно и объективно устанавливать непосредственные причины возникновения аварийности на железнодорожном транспорте республики Узбекистан. Это достигается за счет оценки не только выходных параметров процессов, но и анализа процессов управления, ресурсного обеспечения, контроля, оценки кадрового потенциала и др. Благодаря техническому аудиту работа по обеспечению БД будет вестись исходя из принципа «устранение причин», а не «устранение последствий». Иными словами, технический аудит — это один из инструментов риск-менеджмента в вопросах БД.
Литература:
- Медведев Е. Н. Автоматизация обработки документов по учету, анализу и статистика браков и аварий в поездной и маневровой работе на станциях и отделениях / Е. Н. Медведев // Отчет о научно-исследовательском работе — СПб.: ПГУПС, 1995–23 с.
- Вентцель Е. С. Теория вероятностей и ее инженерные приложения / Е. С. Вентцель, Л. А. Овчаров. 4-е изд., стер. — М.: Высшая школа, 2007. — 491 с.
- Красковский А. Е. Безопасность движения поездов на железнодорожном транспорте: учеб. пособие / А. Е. Красковский, С. Я. Ройтман. — СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2013. — 48 с.
- Махкамов А. Х., Валиев М. Ш. Исследование и анализа безопасности движения поездов на АО “Узбекистан темирйуллари” / Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте, 20–21 декабря 2019 года
- Махкамов А. Х., Валиев М. Ш. Исследование причин отказов технических средств / Сборник материалов республиканская научно-практическая конференция на тему «O’zbekistontransporttizimidaraqamlivainnovationtexnologiyalarmniiqtisodiysamaradorliginibaholashningdolzarbmasalalri» / Ташкент. 2021. — 292 с.
- Лисенков В. М. Пути повышения безопасности перевозок / В. М. Лисенков, А. В. Лисенков // Железнодорожный транспорт. — 2003. — № 7. — С. 14–19.
- Тулаев А. У., Мерганов А. М., Ибрагимова Г. Р. Некоторые вопросы экономической эффективности перевозки плодоовощной продукции в транспортных пакетах //Инновационная экономика и общество. — 2020. — №. 3. — С. 38–47.