В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляет Федеральное казначейство и его территориальные органы. В статье сформулированы направления совершенствования порядка контроля в сфере закупок на основании анализа контрольной деятельности Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю и 5 территориальных органов Федерального казначейства.
Ключевые слова: финансовый контроль в сфере закупок, государственные и муниципальные закупки, контрактная система, единая информационная система.
In accordance with part 8 of Article 99 of the Federal Law of April 5, 2013 No. 44-FZ «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs» (hereinafter — Federal Law No. 44-FZ) and other regulatory legal acts, legal acts defining the functions and powers of state bodies and municipal bodies, procurement control is exercised by the Federal Treasury and its territorial bodies. The article formulates the directions for improving the order of control in the field of procurement based on the analysis of the control activities of the Federal Treasury Department for the Trans-Baikal Territory and 5 territorial bodies of the Federal Treasury.
Keywords: financial control in the field of procurement, state and municipal procurement, contract system, unified information system.
Рост количества выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подтверждает необходимость совершенствования контрактной системы и создания условий для ее участников, способствующих соблюдению требований действующего законодательства, в том числе путем усиления роли органов контроля в сфере закупок в указанных процессах.
От того, насколько качественно будет выстроена система контроля за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок будет зависеть успех создания полноценной национальной контрактной системы закупов товаров, работ, услуг для государственных нужд, способной выполнять все возложенные на неё функции.
Контроль в сфере государственных закупок служит формой реализации контрольной функции органов государственной власти, гражданского общества, субъектов хозяйствования и призван в первую очередь охранять и обеспечивать права участников контрактной системы.
По результатам анализа результатов осуществления полномочий по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федерального казначейства (далее — УФК) по Забайкальскому краю и 5 территориальных органов Федерального казначейства (УФК по Новосибирской области, УФК по Магаданской области, УФК по г. Санкт-Петербургу, УФК по Республике Бурятия, УФК по Иркутской области) установлены следующие тенденции.
Существует ряд проблем, возникающих на этапе планирования контрольного мероприятия и непосредственно влияющих на итоги контрольной деятельности.
В соответствии с анализом результатов контрольной деятельности в сфере закупок 6 территориальных органов Федерального казначейства, в том числе УФК по Забайкальскому краю, 170 проверок соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд или 21,18 % оказались нерезультативными.
Результативность проверок, проводимых Федеральным казначейством и любым другим органом контроля в сфере закупок, может быть повышена посредством повышения качества планирования контрольных мероприятий с применением риск-ориентированного подхода.
Несомненно, данный подход активно используется при планировании и назначении контрольных мероприятий в соответствии с результатами использования подсистемы «мониторинг закупок» (ИС «Анализ») единой информационной системы в сфере закупок, которая дает возможность анализа и выявления признаков нарушения Федерального закона № 44-ФЗ и иных нормативно-правовых актов с использованием данных реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков, реестра планов-закупок, реестра банковских гарантий, реестра жалоб, реестра проверок, реестра общественных обсуждений крупных закупок.
Однако в практике зачастую выявленные признаки нарушений посредством использования подсистемы «мониторинг закупок» не подтверждаются в ходе проведения контрольного мероприятия. К примеру, при включении в План контрольных мероприятий УФК по Забайкальскому краю на 2021 год проверки соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществлялось за счет субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имевших целевое назначение, из федерального бюджета, в сфере здравоохранения, в том числе в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение», в отношении Государственного учреждения здравоохранения Центральным аппаратом Федерального казначейства направлялся Перечень отобранных закупок с отдельными рисками и признаками нарушений, рекомендованных к проверке закупок в рамках централизованного задания.
По итогам проверки признаки нарушений, выявленные при использовании подсистемы «мониторинг закупок» и направленные Центральным аппаратом Федерального казначейства не подтвердились, однако выявлены другие факты несоблюдения Федерального закона № 44-ФЗ, вследствие чего проверка оказалась результативной. Таким образом, такие ситуации, возникающие в практике многих территориальных органов Федерального казначейства в связи с несовершенством и некоторыми недочетами подсистемы «мониторинг закупок» по отраслевому признаку закупок, может сильно повлиять на эффективность контрольной деятельности в сфере закупок.
Выходом из сложившейся ситуации может стать привлечение сотрудников контрольно-ревизионного блока в целях подтверждения выявленных подсистемой «мониторинг закупок» признаков нарушений на этапе планирования контрольных мероприятий. Особенно с учетом того, что в последние годы возрастает количество внеплановых контрольных мероприятий, которые сильно сокращают кадровые ресурсы для проведения проверок (ревизий, обследований), а также влияют на эффективность плановых контрольных мероприятий.
Кроме вышеуказанной проблемы выявлены также ряд вопросов, решение которых может существенно повысить качество контроля в сфере закупок. К этим вопросам относятся:
— формулировка темы при планировании контрольных мероприятий;
— планирование контрольных мероприятий с учетом Планов контрольных мероприятий других органов контроля в сфере закупок.
Темы контрольных мероприятий в отношении заказчиков подразделяется на три типа в зависимости от стадий закупочной деятельности:
— проверки соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при планировании закупок;
— проверки соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении (исполнении) закупок;
— проверки соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при планировании и осуществлении (исполнения) закупок.
Чаще всего в практике назначаются контрольные мероприятия с темой третьего типа, реже всего с темой первого типа. Разница между проверками с указанными типами тем заключается в мерах принимаемых по результатам таких контрольных мероприятий.
Так, по результатам проверок соблюдения Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении (исполнении) закупок принимаются меры по устранению причин и условий нарушений по свершившимся закупкам, то есть наступают такие последствия как:
— возвращение в доход соответствующего бюджета средств, использованных не по целевому назначению, в том числе посредством направления уведомлений о применении бюджетных мер принуждения;
— возвращение в доход соответствующего бюджета разницы между рассчитанной с нарушением Федерального закона № 44-ФЗ начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта и соответствующей требованиям расчетной величины цены контракта;
— привлечение к административной ответственности должностных и юридических лиц за совершение правонарушений в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта и их использования, в части применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, в части своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги и другие последствия.
В то же время при осуществлении проверок соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при планировании закупок и выявлении нарушений на стадии планирования закупок возможно достичь существенного урона от неэффективного использования бюджетных средств в случае осуществления (исполнения) таких закупок.
По результатам проверок соблюдения Федерального закона № 44-ФЗ при планировании закупок принимаются меры по устранению причин и условий нарушений по неосуществленным закупкам, то есть наступают такие последствия как:
— направление органами контроля в сфере закупок представлений (предписаний) об отмене закупки;
— направление органами контроля в сфере закупок представлений (предписаний) с требованиями по их приведению в соответствие положениям, установленным Федеральным законом № 44-ФЗ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и другие меры.
Таким образом, акцент на предупреждение нарушений в сфере закупок и их последствий, а не только реагирование на уже совершенные противоправные деяния может колоссально повысить эффективность расходования средств бюджета Российской Федерации.
Еще одним шагом по совершенствованию порядка контроля в сфере закупок может стать планирование контрольных мероприятий с учетом Планов контрольных мероприятий других органов контроля в сфере закупок.
К примеру, в течение последних двух лет всеми уполномоченными территориальными органами Федерального казначейства, в том числе и УФК по Забайкальскому краю проведены проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Срок реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» установлен с 18 ноября 2016 г. по 31 декабря 2025 г.
Кроме Федерального казначейства и его территориальных органов проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из бюджета Забайкальского края на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» проводились Министерством финансов Забайкальского края, Контрольно-счетной палатой городского округа «Город Чита», Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Федерального дорожного агентства» и иными органами контроля.
В связи со спецификой национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и возможностью проверки в части соответствия выполненных работ за счет бюджетных средств в теплое время года почти все органы контроля осуществляли контрольные мероприятия одновременно в отношении одних и тех же документов и информации.
Таким образом, в настоящее время существует острая необходимость совместного планирования контрольных мероприятий с целью сокращения издержек заказчиков и поставщиков, связанных с деятельностью органов контроля, увеличения объема проверяемых средств и как следствие повышения результативности контрольных мероприятий.
Завершающим этапом исследования путей совершенствования порядка контроля в сфере закупок будет заострение внимания на состоянии кадрового потенциала УФК по Забайкальскому краю.
Самым важным звеном в контрактной системе остаются специалисты и эксперты в сфере закупок. От их грамотности и ответственности зависит эффективность каждой проведенной закупки. Сегодня в отрасли действуют профессиональные стандарты для специалиста и эксперта в сфере закупок, готовится к масштабному внедрению система независимой оценки квалификации. Своими действиями государство дает вполне конкретный и определенный посыл: тратить бюджетные средства — ответственная и престижная задача, выполнять которую будут специалисты только самого высокого уровня.
При анализе фактического количества должностных лиц контрольно-ревизионных отделов УФК по Забайкальскому краю лишь 3 сотрудника (13 %) от общего числа проходили обучение по программам повышения квалификации «Управление государственными и муниципальными закупками» в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ.
Таким образом, большая часть сотрудников УФК по Забайкальскому краю осуществляют контроль в сфере закупок в соответствии с полномочиями, установленными частями 8, 11.2 статьи 9 Федерального закона № 44-ФЗ в отсутствии теоретических и практических знаний о процедуре закупочной деятельности, которые имеют сотрудники заказчиков.
Кроме того, в отличие от других территориальных органов Федерального казначейства, в составе которых имеются специализированные отделы по контролю в сфере закупок, сотрудниками контрольно-ревизионных отделов УФК по Забайкальскому краю проводятся проверки различной тематики, что в той или иной степени влияет на результативность контрольных мероприятий. Повышение квалификации сотрудников должно стать обязательным шагом к росту эффективности контроля в сфере закупок.
Литература:
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- Информация о результатах контроля УФК по Забайкальскому краю, УФК по Новосибирской области, УФК по Магаданской области, УФК по г. Санкт-Петербургу, УФК по Республике Бурятия, УФК по Иркутской области за 2019–2021 годы из Реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний [Электронный ресурс] / дизайн и разраб. Федеральное казначейство. — Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/aggregate-feedback.html. — Загл. с экрана;
- Результаты осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере Управлением Федерального казначейства по Забайкальскому краю за 2019–2021 годы [Электронный ресурс] / дизайн и разраб. Федеральное казначейство. — Режим доступа: https://chita.roskazna.gov.ru/inaya-deyatelnost/kontrolnaya-i-nadzornaya-funktsii/?year=2020. — Загл. с экрана.