В статье авторы исследуют акустический режим жилой застройки города Трубчевск.
Ключевые слова: акустический режим, уровень шума.
Выполнен анализ производимых ранее исследований по данной тематике. Проведена оценка акустического режима жилой застройки города Трубчевск, исследована интенсивность транспортного потока. Предложены варианты защитных мероприятий территорий жилой застройки от шума.
Введение: Внастоящее время в формировании экологической напряженности урбанизированной среды главенствующим фактором является шумовое загрязнение. Проблема борьбы с шумом, особенно в последнее десятилетие, стала одной из актуальнейших задач.
Несмотря на огромные усилия в автомобильной промышленности ослабления шума от его непосредственного источника (фактически современные автомобили намного тише тех, которые выпускались десятилетия назад), этого становится недостаточно по причине колоссального возрастания количества перевозок. Из-за увеличившегося количества транспортных средств, ухудшения качества их содержания и других причин воздействие акустических полей в городах России по субъективному ощущению громкости возросло не менее чем в 1,5 раза; возросло также и количество населения, подвергающегося сверхнормативным воздействиям. Почти половина населения проживает в так называемых «серой» и «черной» зонах, уровень шума в которых значительно превышает нормативные значения или близок к ним [1].
Основным источником акустического загрязнения в городах является автомобильный транспорт. В этой связи создание нормальной шумовой обстановки на селитебной территории является важной задачей. Одним из примеров подхода к проектированию автомагистралей является мониторинг и прогнозирование шумовой обстановки с помощью электронных карт шума, которые являются эффективным инструментом борьбы с шумом, представляя пользователю объективную информацию о шумовом режиме территории и давая основу для разработки наиболее рациональных мер шумозащиты. Постоянно увеличивающиеся количество автомобильного транспорта все серьезнее отягощает акустический режим города, проектировка которого не учитывала растущий в геометрической прогрессии трафик.
Цель исследования: анализ современного состояния селитебных территорий малого города, прилегающих к основным магистральных автодорогам, а также предложение вариантов мероприятий по нормализации шумового режима.
Объектом исследования выступил город Трубчевск Брянской области с численностью населения на 2021 год — 15024 человек. В данном городе из крупной промышленности расположен ООО «Трубчевский молочный комбинат», и завод АО «Монолит» по производству пушечных установок, пушечных контейнеров, блоков автоматики, систем предполётной диагностики бортового оборудования.
В ходе выполнения работы были произведены замеры уровней шума в следующих точках: ул. Ленина (в двух разных местах), ул. 3-го Интернационала, ул. Брянская, ул. Луначарского, ул. Советская (рис. 1).
Задачи исследования:
1. Исследовать интенсивность транспортного потока на основных магистралях г. Трубчевск (Брянская область).
2. Дать аналитическую оценку современного состояния примагистральных территорий малого города.
3. Разработать варианты защитных мероприятий территорий жилой застройки от шума.
Рис. 1. Точки измерения отчетов по улицам г. Трубчевска (Карта Яндекс)
Методы и результаты исследования: Все измерения проводились в соответствии с разработанной методикой проведения измерений уровня звука в зоне жилой застройки, составленной в соответствии с ГОСТ 23337–2014 «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий» и ГОСТ 20444–2014 «Шум. Транспортные потоки. Методы определения шумовой характеристики». Методика предназначена для оценки фактического шумового режима на селитебной территории.
Измерения проводились при соблюдении требований ГОСТ 23337–78 (СТ СЭВ 1351–78) «Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний» и имеющий действующие свидетельства о государственной или ведомственной проверке» аппаратурой, соответствующей второму классу точности. Измерения эквивалентного и максимального уровней шума проводились интегрирующим шумомером АТТ-9000 со встроенным конденсаторным микрофоном торговой марки АКТАКОМ, соответствующий ГОСТ 17187–81.
Измерение проводилось в сухую погоду, скорость ветра при этом не превышала 5 м/с, с применением приспособления для защиты измерительного микрофона от ветра. При проведении измерения шума было учтено воздействие вибраций, магнитных и электрических полей и других неблагоприятных факторов, влияющих на результаты измерения, согласно инструкции по эксплуатации прибора [2].
Измерения производились в течение трех месяцев с июля по сентябрь 2021 года два раза в месяц на всех выбранных участках с регистрацией состава и скоростного режима потока автотранспортных средств. На рисунках представлены эпюры интенсивности движения автотранспортного потока по выбранным наиболее характерным элементам улично-дорожной сети г. Трубчевск по часам суток.
Таблица 1
Уровень интенсивности движения автотранспорта г. Трубчевск
№ |
Наименование точки |
Макс. число автотранспорта |
1 |
Ул. 3-го интернационала |
206 |
2 |
Ул. Брянская |
207 |
3 |
Ул. Ленина (в точке № 1) |
263 |
4 |
Ул. Ленина (в точке№ 2) |
193 |
5 |
Ул. Луначарского |
140 |
6 |
Ул. Советская |
133 |
Так как уровень интенсивности движения для маленького города относительно высок, можно предположить, что необходимы дополнительные мероприятия по нормализации акустического режима жилых застроек, такие как: шумозащитные жилые дома-экраны по улице 3-его Интернационала, мероприятия по улучшению звукоизоляции окон по улице Брянской, экранирующие сооружения и полосы зеленых насаждений по улице Ленина, а так же, улучшение качества покрытия дорожного покрытия по всей территории города.
Вывод: всвязи с полученными данными выполнен анализ производимых ранее исследований по данной тематике, исследована интенсивность транспортного потока, предложены варианты защитных мероприятий территорий жилой застройки от шума.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что шумовая обстановка на основных магистралях города не соответствует нормам.
Литература:
- Буторина М. В., Составление карты шума автомобильных дорог и ее использование для снижения шума в жилой застройке (на примере транспортного обхода вокруг Санкт-Петербурга). Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук.
- ГОСТ Р 53187–2008. Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий [Текст].- Введ. 2009.12.01.- М.: Стандартинформ, 2009.- 33 с.
- ГОСТ 2337–78. Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий. — Москва: Издательство стандартов, 1986. — 16 c. — Текст: непосредственный.