В связи с проводимыми в России реформами административного судопроизводства в настоящее время достаточно актуальным является изучение аналогичных правовых институтов в зарубежных странах с целью выявления существующих недостатков и возможных способов их устранения.
Ключевые слова: административное судопроизводство, квазисудебные органы, специализированные суды.
Вопросом формирования и развития административной юстиции занимались многие ученые-административисты: Д. Н. Бахрах, А. Б. Зеленцов, И. В. Панова, Н. Г. Салищева, В. В. Скитович, Ю. Н. Старилов и др.
Прежде всего, необходимо отметить, что понятие административной юстиции в зарубежных странах, как и в России, неоднозначно. Так, Ж. Марку отмечает, что административная юстиция — это судопроизводство, осуществляемое судебным органом, принимающим решения по жалобам на акты, принятые административными органами, или на действия административных органов, при том, что такие решения принимаются на основании материальных и процессуальных норм, полностью или частично отличающихся от норм, обычно применяемых судами при разрешении споров между физическими лицами. Полагаем, что административная юстиция является достаточно широким понятием и включает в себя не только деятельность суда, но и других органов. Так, под административной юстицией предлагаем понимать совокупность элементов, направленных на защиту прав, свобод, законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также на контроль за законностью и обоснованностью осуществления публичных полномочий, и включающих в себя как административное судопроизводство, так и административные процедуры, осуществляемые органами власти.
На сегодняшний день существует несколько классификаций моделей административной юстиции. Соловьев А. А. и Опалев Р. О. указывают, что наиболее часто зарубежные ученые выделяют три модели: англосаксонскую, французскую и немецкую. Рассмотрим данные модели более подробно.
Французская и немецкая модель отличаются существованием специализированных административных судов.
Согласно принципу разделения властей законодательная, исполнительная и судебная ветви власти независимы и не подчиняются друг другу. Французская модель основывается на том, что в ходе разрешения административных споров происходит оценка действий или бездействия административных органов, которые являются специальными субъектами права, следовательно, данная оценка должна происходить в самой системе исполнительной власти. Судопроизводство в данном случае осуществляется административными трибуналами общей и специальной административной юрисдикции.
Так, на сегодняшний день во Франции действуют две независимые системы судов — суды общей юрисдикции и административные суды, при этом последние входят в систему исполнительной власти. Возглавляет систему административных судов Государственный совет, являющейся первой, апелляционной, кассационной инстанциями по различным категориям дел и осуществляющий судебный контроль. Ниже существуют административные апелляционные суды, административные суды и специализированные административные суды. К последним относятся финансовые суды, Национальный суд по вопросам права убежища и т. д.
Немецкая модель основывается на существовании отдельной ветви судов, не входящих в систему судов общей юрисдикции. При этом такое обособление обусловливается независимостью от исполнительной власти и разделением публичных и частных интересов. Соответственно, отличием от французской модели является отнесение административных судов к судебной власти, а не исполнительной.
Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. в ст. 19 ч. 4 устанавливает, что в случае нарушения публичной властью прав какого-либо лица, последнее имеет право обратиться в суд. Если не установлена иная подсудность, компетентными являются общие суды. Также необходимо отметить, что судебная система Германии включает в себя суды, которые полномочны рассматривать некоторые категории административных дел, например, социальные суды, финансовые суды и пр.
Определённый интерес представляет другая модель организации административной юстиции — англосаксонская, которая применяется в США, Великобритании, Канаде, Австралии и др.
Основным актом, регулирующим рассматриваемые общественные отношения, в Великобритании является Закон Великобритании от 2007 г. «О Трибуналах, Судах и правоприменении». В настоящий момент в Великобритании действует система трибуналов, представляющих собой квазисудебные органы и занимающих промежуточное положение между исполнительной и судебной властью. Данные органы предназначены для решения широкого спектра споров, в основном, между лицом и государством. Основными элементами данной системы являются трибуналы первого уровня и высшие трибуналы, состоящие из нескольких палат. Трибуналы могут пересматривать свои решения не только по заявлениям лиц, но и по собственной инициативе. Также решения трибуналов могут быть обжалованы в суд. Высший трибунал наделён правом создания прецедентов, обязательных для трибуналов первого уровня. Помимо данных органов в систему административной юстиции Великобритании входит Административный суд, являющийся специализированным судом в отделении королевской скамьи Верховного суда, и обладающий компетенцией, в частности, пересматривать решения судов, трибуналов, других органов и пр. Определённой компетенцией в сфере административного судопроизводства обладают также Апелляционный суд, Верховный суд, Суды графств, Суд короны и Суды магистратов.
Итак, разрешение административных споров в зарубежных странах осуществляется специализированными судами, судами общей юрисдикции, квазисудебными органами, функционирующими как в системе судебной, так и исполнительной власти. Соответственно, органы административной юстиции достаточно различны как по своей сущности, так и по объёму компетенции.
Литература:
- Бахрах Д. Н. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс // Государство и право.-2005.-№ 2;
- Жерар Марку. Структура административной юстиции: опыт применения различных моделей // Международный экспертный семинар «Роль административной юстиции в защите прав человека» 14–15 декабря, 2009 г.// URL://http://eu-kaz-humanrights-2012, org.
- Козырин А. Н. Административное право зарубежных стран. М., 1996.
- Салищева Н. Г., Хаманева Н. Ю. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации// URL://www.ex-jure.ru/law/news.php;
- Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. М., 2000.