В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.
Ключевые слова: правосознание, правовое воспитание, правовая культура, подростковый возраст, правовая деформация.
Сегодня наша страна переживает довольно сложный период: высокий темп социальных преобразований, усложнение хозяйственных отношений, цифровизация и информатизация, захватившие все сферы жизни, — все это делает проблему формирования высокой правовой культуры более актуальной. Высокий уровень правосознания — ключ к принятию правомерных решений, совершению целесообразных юридических действий и как следствие — главный фактор оптимизации государственного управления [4, c. 42]. Важным инструментом преодоления деформации правосознания, борьбы с правовым нигилизмом или идеализмом, является правовое воспитание.
Наибольшему влиянию всевозможных факторов, разрушающих представления о государстве, ценности права, поддаются подростки. Зачастую именно они сегодня становятся движущей силой социальных переворотов, антигосударственных, экстремистских течений [5, c. 28].
Важным социальным институтом, целью деятельности которого является обучение и воспитание, является школа. Общеобразовательное учреждение — это место, где наилучшим образом возможно осуществить воздействие на обучающихся и взаимодействие с ними.
В период с февраля по март 2021 года в рамках реализации исследовательского проекта, посвященного правовому воспитанию подростков как форме преодоления правовой деформации, на территории муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области было проведение социологическое исследование. Целевой аудиторией опроса стали две группы населения — обучающиеся общеобразовательных учреждений в возрасте от 14 до 17 лет и педагогические работники и родители (законные представители) обучающихся. Численность, определяемых выборочно респондентов составила 308 человек, из них в возрасте 14–17 лет — 184 человека, в возрасте 23–62 лет — 124 человека. Опрос проводился методом анкетирования.
Несмотря на то, что в целом большинство опрошенных показали удовлетворительный уровень знаний в области права, у значительной части обучающихся (47 %) уровень знаний оказался неудовлетворительным. Таким образом, следует сделать вывод о несовершенстве существующей системы правового воспитания и просвещения несовершеннолетних. Также следует отметить: несмотря на то, что большинство опрошенных готовы сознаться в своей вине в случае совершения преступления, 40 % обучающихся считают, что закон нужно соблюдать лишь тогда, когда он не мешает реализовать собственные интересы, что однозначно говорит о низком уровне правовой культуры. При этом, большинство опрошенных обучающихся признают у себя недостаточный уровень правовых знаний, а основным источником этих знаний считают учителей. Из этого можно сделать вывод, что существует проблема организации правового воспитания и обучения в общеобразовательных организациях.
Большинство респондентов среди родителей и педагогов признают наличие проблемы правового воспитания подрастающего поколения (74 %), главной задачей которого считают разъяснение детям что относят к противозаконным поступкам (57 %), а также осуществление профилактики таких поступков (32 %).
Респонденты обеих групп отмечают необходимость изучения права в рамках учебной программы, однако, по мнению большинства подростков достаточно это делать на уроках обществознания, в то время как большинство взрослых считают важным выделение изучения права в отдельную дисциплину.
Таким образом, проведя данное исследование, подтверждается наличие проблем в организации правового воспитания в общеобразовательных организациях. Несмотря на значительное множество форм и методов работы по формированию правового сознания несовершеннолетних, в настоящее время мы продолжаем сталкиваться с проблемой правового воспитания подростков, с несостоятельностью правовых знаний. При этом, важно, что отмечается заинтересованность обучающихся, и педагогов и родителей в правовом просвещении подростков, совершенствовании действующей системы правового воспитания.
Эффективным инструментом организации правового воспитания в школе может служить программа мероприятий, направленных на несовершеннолетних, их родителей и педагогических работников.
Работа с родителями должна быть направлена на максимальное вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс — родитель должен стать полноправным участником правового воспитания. Работа с педагогическими работниками подразумевает постоянное повышение уровня знаний, организация поддержки реализации их творческих замыслов в данном направлении.
Работа с подростками должна включать не только изучение правовых понятий и явлений, но и создание условий для развития заинтересованности в понимании устройства общества, формирования ценностей семьи, государства, права. Важно также учитывать, что сегодня реальная жизнь подростка вымещается жизнью виртуальной: именно там они заводят друзей, находят кумиров, получают информацию, делятся своими эмоциями и чувствами, формируют идеалы и ценности. Поэтому мероприятия программы должны в большей степени быть сконцентрированы в пространстве социальных сетей и включать в себя современные информационные технологии.
Таким образом, подводя итог, следует отметить, что несмотря на множество применяемых в школах форм и методов работы по правовому воспитанию подростков, ввиду участившихся случаев правовой деформации, нигилизма или, наоборот, излишней вовлеченности в политические процессы, проблема ее эффективности все же существует. Используя такой инструмент как программа мероприятий, комплексно осуществляя работу с родителями, педагогами и обучающимися, возможно снизить риск возникновения негативных тенденций среди подрастающего поколения, воспитать подростков достойными гражданами своей страны.
Литература:
- Ахметов А. С. Актуальные вопросы правового воспитания // Legal Concept. — 2018.- № 2. — С. 94–98.
- Латынина Д. С., Попова Н. В. Правовое воспитание в современном обществе //Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты. — 2020. — С. 237–240.
- Такырбашева Д. М. Роль правового воспитания в формировании правосознания молодежи //Векторы развития современной науки. — 2016. — №. 1. — С. 201–204.
- Тихомиров Ю. А. Правовое сознание в условиях социальной динамики //Государство и право. — 2020. — №. 3. — С. 37–47.
- Шхагумов А. В. Национальные традиции как средство формирования правовой культуры подростков // Artium Magister. — 2020. — № 20. — С. 27–31.