Понятие и виды административных правонарушений в таможенной сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.10.2021

Статья просмотрена: 1224 раза

Библиографическое описание:

Скуридина, О. О. Понятие и виды административных правонарушений в таможенной сфере / О. О. Скуридина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84962/ (дата обращения: 18.12.2024).



Цель статьи заключается в определении понятия и видов административных правонарушений в таможенной сфере. Методологическую основу исследования составили: диалектический метод, формально-юридический метод, метод толкования правовых норм. В статье представлены выводы по анализу понятия и видов административных правонарушений в таможенной сфере.

Ключевые слова: административные правонарушения в таможенной сфере, нарушение таможенных правил.

The purpose of the article is to define the concept and types of administrative offenses in the customs sphere. The methodological basis of the study consisted of: dialectical method, formal legal method, method of interpretation of legal norms. The article presents conclusions on the analysis of the concept and types of administrative offenses in the customs sphere.

Keywords: administrative offenses in the customs sphere, violation of customs rules.

Административные правонарушения в таможенной сфере являются самостоятельной разновидностью административного правонарушения. Составы данного рода правонарушений сконструированы в главе 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [3]. В частности, российский законодатель включил в нее: незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (ст. 16.1. КоАП РФ); недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2. КоАП РФ); несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации (ст. 16.3. КоАП РФ) и др.

Легальная дефиниция административного правонарушения сосредоточена в ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ, а законодательное определение отдельных разновидностей административных правонарушений, в том числе и таможенных, в КоАП РФ отсутствует. При этом анализ наименования главы 16 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что российский законодатель рассматривает административные правонарушения в таможенной сфере как нарушение таможенных правил. Здесь можно дополнить это положением о том, что это любое нарушение таможенных правил, предусмотренное нормами КоАП РФ.

Попробуем выделить особенности именно нарушений таможенных правил в общей системе административных правонарушений.

Общим для всех видов нарушений таможенных правил является то, что все они в той или иной степени посягают на урегулированные нормами таможенного права общественные отношения — таможенно-правовые отношения. В данном контексте под таможенно-правовыми нарушениями следует понимать отношения, возникающие в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Различаются административные правонарушения в таможенной сфере также по степени общественной опасности, по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела, по способу, месту и времени их совершения (то есть по признакам объективной стороны), а в ряде случаев по субъектам, которые их осуществляют, а также по некоторым другим критериям.

Стоит подчеркнуть, что, в отличие от советского времени, сегодня нарушения таможенных правил занимают самостоятельное место в общепринятой структуре административных правонарушений [4, с. 39]. Это объясняется тем, что для всех нарушений таможенных правил общим является объект посягательств, а именно: общественные отношения, возникающие в области государственной таможенной политики и таможенного дела.

Государственная таможенная политика представляет собой систему принципов и направлений деятельности государства в сфере защиты таможенных интересов и обеспечения таможенной безопасности Российской Федерации, регулирования внешней торговли, защиты внутреннего рынка, развития экономики Российской Федерации и ее интеграции в мировую экономику. Государственная таможенная политика является составной частью государственной экономической политики [2, с. 335].

Государственное таможенное дело следует рассматривать как установленные порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, их таможенный контроль и таможенное оформление, применение механизмов тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, взимания таможенных платежей, ведение таможенной статистики, обмен таможенной информацией, ведение российской классификации товаров внешнеэкономической деятельности, осуществления в соответствии с законом государственного контроля непищевой продукции при ее ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, предотвращение и противодействие контрабанде, борьба с нарушениями таможенных правил, организация и обеспечение деятельности органов доходов и сборов и другие мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в сфере государственного таможенного дела, составляют государственное таможенное дело.

Первый признак, который является характерным для любого административного правонарушения, в том числе и нарушение таможенных правил, это действие или бездействие. То есть это сознательный акт поведения человека, который всегда является следствием познавательной деятельности, отражением в сознании человека объективного мира. Именно деяния, а не мысли, желания или иные подобные проявления психической деятельности людей. Действие — это активное невыполнение законных требований, а также нарушение установленного нормами права запрета (например, нарушение режима зоны таможенного контроля, предусмотренное ст. 16.5. КоАП РФ). Бездействие — это пассивная форма поведения, которая проявляется в невыполнении предусмотренных законодательными и нормативными актами обязанностей, которые она должна и должна выполнять вследствие возложенных на нее обязанностей (например, недекларирование товаров, закрепленное ст. 16.2. КоАП РФ).

Признак противоправности административного правонарушения следует из того, что оно находится под запретом конкретной законодательной нормы, ибо его осуществление может иметь своим последствием наступление вреда или угрожать опасностью индивиду, группе индивидов или государству. Противоправность позволяет отделить административные правонарушения от тех поступков, в отношении осуществления которых действующим законодательством не закреплен запрет. Так, противоправность не характерна для моральных проступков, иных нарушений общественных норм и правил.

Противоправность включает в себя те деяния, которые имеют своим последствием наступление прямого ущерба индивиду, группе индивидов, материальным вещам, а также те, которые, хоть и не имеют такого последствия, скрывают в себе только угрозу появления такого ущерба. В ситуации, когда происходит нарушение таможенных правил, противоправность предполагает, что конкретная норма КоАП РФ прямо устанавливает запрет на осуществление определенного поведения, например нарушать порядок помещения товаров на хранение (ст. 16.14. КоАП РФ).

Виновность административного правонарушения предусматривает наличие у лица самостоятельного психического отношения к соответствующему поступку и его последствиям. Совершение лицом нарушения таможенных правил выражается как сознательное проявление воли лица и должно быть всегда виновным, то есть совершенным намеренно или по неосторожности. В случае отсутствия этого признака деяние не может быть признано как правонарушение.

Следующим признаком является административная наказуемость. Она выражается в том, что конкретное неправомерное деяние признается нарушением таможенных правил лишь в тех ситуациях, когда его осуществление имеет своим последствием применение меры административной ответственности, сконструированной в КоАП РФ.

Еще один признак — это антиобщественная направленность, которую следует рассматривать как диалектическое соотношение общественной вредности (апостериорный признак правонарушения) и общественной опасности (априорный признак правонарушения). Каждое нарушение таможенных правил, посягая на закрепленный правопорядок, влечет тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность общественных отношений в области государственной таможенной политики и государственного таможенного дела. И необходимо отметить, что в данном случае результат такого рода нарушения может проявляться как в виде реального ущерба (например, недопоступление средств в государственный бюджет вследствие неуплаты таможенных платежей в срок, установленный законом), так и в создании необходимых условий с целью наступления определенного вреда. По степени социальной значимости деяния, причиняющего вред законным интересам общества и государства, является антиобщественным [1, с. 12].

Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что административное правонарушение в таможенной сфере представляет собой противоправные, виновные (умышленные или по неосторожности) действия или бездействие, посягающие на установленный российским законодательством порядок перемещения товаров, транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, предъявления их таможенным органам для проведения таможенного контроля и таможенного оформления, а также осуществления операций с товарами, находящихся под таможенным контролем или контроль за которыми возложен на таможенные органы российским законодательством, и за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Литература:

  1. Грушевая Т. Д., Колмык К. А. Таможенные правонарушения // Тенденции развития науки и образования. — 2016. — № 21–2. — С. 11–15.
  2. Ишбулдин Р. В. Таможенная политика как приоритетное направление государственной политики России // NovaInfo.Ru. — 2016. — Т. 2. — № 44. — С. 334–338.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
  4. Лашук В. С. Административная ответственность юридических лиц за нарушение таможенных правил // Научный аспект. — 2017. — № 2–1. — С. 38–44.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, таможенная сфера, административное правонарушение, нарушение, Российская Федерация, государственная таможенная политика, правило, правонарушение, Евразийский экономический союз, общественная опасность.


Задать вопрос