Цель статьи состоит в установлении объективных признаков административных правонарушений в таможенной сфере. Методологическую основу исследования составили: диалектический метод, формально-юридический метод, системный метод, метод толкования правовых норм. В статье сформулированы выводы по объективным признакам административных правонарушений в таможенной сфере.
Ключевые слова: административные правонарушения в таможенной сфере, объективная сторона, объективные признаки, объект.
The purpose of the article is to establish objective signs of administrative offenses in the customs sphere. The methodological basis of the study consisted of: dialectical method, formal legal method, system method, method of interpretation of legal norms. The article formulates conclusions on objective signs of administrative offenses in the customs sphere.
Keywords: administrative offenses in the customs sphere, objective side, objective signs, object.
Для наступления административной ответственности любое нарушение таможенных правил должно содержать объективные признаки состава административного правонарушения. Факт их наличия в совокупности с субъективными признаками позволит привлечь лицо, совершившее правонарушение, к административной ответственности.
Объективные признаки административных правонарушений в таможенной сфере образуют объект и объективная сторона.
Объект является имманентным признаком административных правонарушений в таможенной сфере, раскрывающим сущность общественных отношений, на которые посягает данное правонарушение, а также характер и степень общественной опасности этого деяния.
Вопрос об объекте административных правонарушений в таможенной сфере в науке административного права [3, с. 246] уже много лет является дискуссионным. Это можно объяснить тем, что: во-первых, в законодательстве отсутствует прямое указание на виды общественных отношений, которые выступают как объект административных правонарушений в таможенной сфере; во-вторых, тем, что данный вид правонарушений может причинить вред одновременно нескольким охраняемым общественным отношениям.
Под объектом правонарушения понимается то, на что это деяние посягает. Противоправного поведения вне связи с конкретным правонарушением в природе быть не может. Каждое нарушение законодательства, выражается ли оно в действии или бездействии, всегда является посягательством на определенный объект.
Объекты административных правонарушений в таможенной сфере можно классифицировать на следующие виды: 1) общий объект; 2) родовой объект; 3) видовой объект; 4) непосредственный объект.
Под общим объектом принято считать определенные общественные отношения, которые урегулированы нормами права и находятся под охраной мер административной ответственности, в нашем случае — под охраной норм главы 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [1]. Категория общего объекта деликта имеет чисто теоретическое значение и не влияет на юридическую квалификацию. На практике при разработке административно-деликтных норм, структурировании Особенности части КоАП РФ или квалификации конкретных фактических посягательств гораздо важнее четко установить родовой, видовой и непосредственный объекты. Общий объект всегда известен, его не нужно предварительно устанавливать, он не поможет квалифицировать деяния по определенной административно-деликтной норме.
Родовым объектом административных правонарушений в таможенной сфере являются общественные отношения в сфере таможенных правил, которые должны основываться на принципах свободы экономической деятельности, добросовестной конкуренции, законности и добропорядочности.
Видовым объектом административных правонарушений в таможенной сфере следует считать общественные отношения, содержанием которых являются: во-первых, свободная внешнеторговая экономическая деятельность субъектов данных отношений, а также экономическая безопасность государства.
Экономическая безопасность Российской Федерации — это независимость государства в формировании и развитии собственной экономической системы. Материальной основой такой независимости есть собственность народа на национальное богатство (совокупность созданных и накопленных в Российской Федерации трудом всего общества материальных и духовных благ, интеллектуального потенциала общества, природных ресурсов и т. п.).
Суть экономической безопасности можно определить как состояние экономики и институтов власти, при которой обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов; социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов, иными словами, экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества. Экономическая безопасность является, по сути, важнейшим гарантом обеспечения экономического суверенитета страны и экономического здоровья нации.
В специальной литературе [4, с. 86] под «экономическим здоровьем нации» понимается сформированная и развитая система экономических общественных отношений, позволяют создавать материальные и духовные блага для улучшения жизнедеятельности людей, нейтрализации неблагоприятных факторов, подрывающих экономическое и социальное здоровье народа, духовный и нравственный потенциал нации. Отметим, что основной угрозой экономическому здоровью нации является тенизация экономики, одним из элементов которой является деятельность, связанная с нарушением таможенных правил.
Последним в классификации объектов нарушения таможенных правил является непосредственный объект. Непосредственный объект административного правонарушения служит одним из основных критериев отграничения одного административного правонарушения от другого. Это конкретный вид общественных отношений, на которые посягает одно или несколько административных правонарушений, предусмотренных статьями нормативно-правового акта.
Многие ученые [2, с. 266] высказывают мнение, что непосредственным объектом административных правонарушений в таможенной сфере является установленный законодательством Российской Федерации порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Мы не отрицаем, что административные правонарушения в таможенной сфере нарушают указанный порядок, но при этом придерживаемся мнения о необоснованности такой трактовки, а именно — ее непосредственного объекта. Такая трактовка носит формальный, нормативистский характер. В результате административного правонарушения в таможенной сфере несет убытки не норма КоАП РФ, не установленные ею правила, а реальные общественные отношения, блага и ценности, охраняемые КоАП РФ.
Эти общественные отношения, по сути, являются управленческими. Их структуру образуют отдельные, относительно обособленные, более узкие группы общественных отношений, которые отражают специфику управления той или иной составной частью таможенного дела. Если спроецировать на них таможенные правонарушения, то окажется, что каждое из них направлено на одну из этих групп общественных отношений — которые и являются их непосредственными объектами. Таким образом, основным непосредственным объектом исследуемых административных правонарушений в таможенной сфере, на наш взгляд, выступают общественные отношения в сфере установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств коммерческого назначения через таможенную границу Российской Федерации. Как составная часть таможенного дела они связаны с реализацией целей и задач таможенной политики государства.
Объективная сторона административных правонарушений в таможенной сфере — это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его как акт внешнего поведения нарушителя. Объективная сторона административных правонарушений в таможенной сфере характеризуется внешним проявлением посягательства на объект, который охраняется административно-правовой санкцией и заключается в нарушении таможенных правил.
Обязательным признаком объективной стороны состава административных правонарушений в таможенной сфере является деяние человека, которое может выражаться в действии или бездействии. Под действием следует понимать активное поведение лица. Сложное деяние может состоять из нескольких альтернативных действий, совершение любого из них достаточно для признания поведения лица правонарушением. В отличие от действия, бездействие выражается в пассивном поведении лица, в невыполнении возложенных на него обязанностей. Например, объективная сторона административного правонарушения в таможенной сфере, описанного в ст. 16.11. КоАП РФ, включает в себя действия, которые выражаются в уничтожении, удалении, изменении либо замене средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа или повреждение либо утрата таких средств идентификации.
Для квалификации объективной стороны ряда составов административных правонарушений в таможенной сфере важное значение имеет термин «таможенный контроль» (например, ст. 16.5. КоАП РФ).
В литературе по таможенному праву [4, с. 87] принято различать таможенный контроль в широком и узком смыслах. Таможенный контроль в широком смысле трактуется как специфический процесс, осуществляемый таможенными органами в специальных местах и в определенное время. Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Сам же таможенный контроль осуществляется должностными лицами таможенных органов в специально созданных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, на территориях морских и речных портов, аэропортов, на железнодорожных станциях и на территориях предприятий, свободных таможенных зон, таможенных складов, складов временного хранения, а также в других местах, зонах таможенного контроля. Зоны таможенного контроля являются средством осуществления таможенного контроля, обеспечивая необходимые условия для осуществления контрольных мероприятий.
Итак, основным непосредственным объектом исследуемых административных правонарушений в таможенной сфере, на наш взгляд, выступают общественные отношения в сфере установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств коммерческого назначения через таможенную границу Российской Федерации. Как составная часть таможенного дела они связаны с реализацией целей и задач таможенной политики государства.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
- Сейсембаева Г. Р., Махметжанова Ж. Ж. Административные правонарушения в сфере таможенного дела // Вестник Омского регионального института. — 2018. — № 1. — С. 265–268.
- Сергиенко А. А. К вопросу об административной ответственности за правонарушения в таможенной сфере // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 246–249.
- Юркина А. В. Административные правонарушения в сфере таможенного дела // Аллея науки. — 2018. — Т. 1. — № 5 (21). — С. 85–89.