В статье автор говорит о роли преподавателя в формировании качеств личности в лучших традициях нашей Родины. В статье описываются конкретные действия по работе с кадетами.
Ключевые слова: русский язык, Российская Федерация, внеурочная деятельность, Суворов, развитая личность, кадет.
Роль преподавателя в учебном заведении не должна ограничиваться подачей суммы знаний детям и выработкой у подрастающего поколения умений и навыков в определённой сфере деятельности. Преподаватель призван научить и воспитать человека социально адаптированного и социально ориентированного. Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является гражданско-патриотическое, когда у молодого поколения вырабатываются духовные качества. Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, содержащая не только социальный, но и нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. [4] Государственный патриотизм — это высокое чувство любви граждан страны к своей стране, а также глубокое осознание ими своего гражданского, профессионального и воинского долга перед своим государством [1].
Патриотизм на уровне общественного сознания проявляется в национальной и государственной идее единства, неповторимости своего народа, традиций, морали, истории, культуры и любви к Родине. Выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. При этом острота проблемы заключается в том, что социальное и духовное состояние молодёжи, имеет нисходящую тенденцию и продолжает ухудшаться. [2] С учетом содержания Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» для становления духовно развитой личности учащихся в процессе занятий историей, обществознанием усилия педагога должны быть направлены:
– на общечеловеческие ценности (любовь к Родине, к своему народу);
– на национально-государственные ценности с опорой на национальные, традиции, сложившиеся на протяжении веков, способствующих объединению России, обеспечению безопасности народа и государства;
– на историческую роль развития знания прошлого своей страны, народа;
– на воспитание выполнения гражданских, профессиональных обязанностей, в содержание которых входит патриотическое воспитание;
– на использование личностных ценностей, патриотического долга служения Отечеству, народу, готовность выступить на защиту интересов России [3].
Формы патриотического воспитания разнообразны и многочисленны. Система образования Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса в составе всего прочего направлена на воспитание духовно-развитой личности, формирование чувства верности и любви к своему Отечеству, народу, высокого уровня гражданственности, готовности к выполнению конституционного долга. В связи с этим я как преподаватель русского языка и литературы вношу определённый вклад в систему духовного развития кадета будущего, осуществляя работу через учебную деятельность. Это и проведение уроков, посвящённых теме Великой Отечественной войны, и использование на уроках русского языка и литературы литературных источников, посвященных данной теме, в качестве аргументации при написании сочинений, и обсуждение на уроках внеклассного чтения произведений современных писателей на тему войны, и составление совместно с кадетами методического пособия, в котором преобладающей составляющей является военная, и проектная деятельность.
Так как инструментом воздействия педагога на воспитанника является урок, я разделила такие уроки на три составляющие: «Память о воинских подвигах», «В ногу с современными достижениями науки и техники», «О воинской славе через культурное наследие». На каждом уроке затрагивается военная тематика, что позволяет, в свою очередь, направлять сознание кадет на восприятие духовных ценностей человека.
Например, уроки русского языка по обобщению и систематизации знаний по теме «Местоимение» в 6 классе можно провести на основе материалов писем с фронта, начиная с использования отрывка из произведения Л. Н. Толстого «Война и мир», где говорится о письме Николая Ростова Соне об открытии кампании Отечественной войны 1812 года и предписания Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, в которых говорится о воинской чести и желании стоять до последнего, но не сдавать рубежи Родины, продолжая письмами с фронтов Великой Отечественной войны воинов, впоследствии погибших, о таком же желании и заканчивая словами признательности из писем российских школьников тем, кто несёт службу в Сирии, освобождая районы, занятые «игиловцами».
Подобные уроки не только позволяют обобщить материал по определённой текущей теме урока, но и оставляют след в душе каждого кадета, подготавливают почву для того, чтобы патриотизм был воспринят обязательным качеством будущего воина.
Другая составляющая может быть раскрыта через уроки, посвящённые профессиональному ориентированию. Тему урока «Времена глагола» в 5 классе я посвятила Байконуру и первому полёту человека в космос, так как эти темы дали возможность непосредственно выйти на призыв к будущей профессии.
Очень важно, чтобы духовно развитая личность была ещё и разносторонне развитой. В этом помогают межпредметные связи. На уроке русского языка в 7 классе на практической работе по теме «Причастие» (обобщение и систематизация) я использовала материал о А. В. Суворове, причём имя легендарного полководца было скрыто от кадет. В ходе урока были приведены не только сведения о герое, но и продемонстрированы репродукции картин В. И. Сурикова и С. П. Викторова, О. Верейского. На основании полученных заданий группам было необходимо узнать героя. Присутствующая во время урока интрига возбудила интерес воспитанников к личности героя и к самому уроку. Таким образом, необходимые сведения об А. В. Суворове были получены, кадеты узнали много нового об этой легендарном человеке. Последняя репродукция — набросок головы А. В. Суворова — стала переходным этапом к следующему уроку по расписанию, ИЗО, что позволило продолжить знакомство с героической личностью Суворова, но только с точки зрения изобразительного искусства.
Ребята получили сведения о жизни и деятельности выдающегося полководца, рассмотрели картины знаменитых художников, познакомились с орденом Суворова. Проделанная на уроке работа позволила расширить кругозор кадет, повлияла на духовный и нравственный рост учащихся.
Не менее полезной оказалась работа кадет над проектом «Был ли гетман Евстафий (Остап) Гоголь предком Н. В. Гоголя?» Во время сбора материала ребята познакомились с жизнью многих реально существующих личностей, претендующих на звание прототипа Остапа Бульбы, героя произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Кроме этого, учащиеся узнали много нового об исторической обстановке, которая была на то время на Украине — Родине писателя. Тема проекта была выбрана не случайно. В свете современных непростых отношений между нашим государством и Украиной считаю необходимым не только воспитывать у кадет чувство патриотизма, но и не давать развиваться ненависти к сопредельному нам государству через изучение культурного наследия прошлого. Ребята узнали о жизни людей того времени, о ценностях, которые не изменились за столько лет, так как ценности у всех народов и религий одни и те же: братство, любовь к Родине, защита мира от зла и насилия.
Внеурочная деятельность тоже направлена на ознакомление с профессией военного.
Немаловажно вырабатывать в кадетах ответственность за выбор профессии, чувство гордости за свою страну через посещение воинских организаций, музеев, частей. В рамках «Летней школы» кадеты 9 класса побывали в одной из воинских частей. Ребята познакомились с жизнью и бытом рядового и офицерского состава, посетили некоторые объекты, чтобы подробнее познакомиться с работой части, со спецификой военной службы.
Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. [5]
Литература:
- Калюжный А. С. Общее содержание воспитания военнослужащих: Учебное пособие. — Нижний Новгород: НГТУ, 2004. — 38 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. — сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации — www.vestnik.edu.ru/proect.html
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 20.11.2018) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»
- http://www.oboznik.ru/?p=22696
- https://nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/1391/13.pdf