В статье автор раскрывает особенности создания единых комиссий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и комиссий для отдельный видов закупок.
Ключевые слова: контрактная система, закупки, комиссия по осуществлению закупок, единая комиссия, аукционная комиссия, конкурсная комиссия, конкурентная процедура, заказчик.
Первоочередной задачей контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является соблюдение всех принципов контрактной системы: открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и профессионализма заказчика [1].
Вышеуказанные принципы определяют основы деятельности всех участников контрактной системы и одновременно являются эффективным инструментом как результативности расходования бюджетных средств, так и обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Особую роль в контрактной системе занимает комиссия по осуществлению закупок. В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона № 44-ФЗ «решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки» [1], то есть до публикации на сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) извещения об осуществлении закупки.
Законом предусмотрено право заказчика создать как единую комиссию для всех конкурентных процедур (работает со всеми способами закупки), так и комиссию по отдельным видам закупок.
Вид комиссии необходимо определять в зависимости от проводимых заказчиком закупок. В случае если заказчик проводит закупки не требующие специфических знаний по предмету закупки, то целесообразней сформировать единую комиссию.
Однако, если заказчиком проводится большое количество закупок разного вида и существует необходимость распределения нагрузки, если по ряду закупок необходимы члены комиссии со специальными знаниями или даже образованием, то в указанном случае возникает необходимость создавать комиссию для отдельных видов закупок, в силу особой специфики объектов.
Кроме того, ч. 5 ст. 39 Закона о контрактной системе установлены требования к членам комиссии. Не менее половины членов комиссии должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, или обладать специальными знаниями, относящимися к объекту закупки [1]. В письме Минэкономразвития России от 29.08.2016 № ОГ-Д28–10399 указано, что вышеуказанное требование распространяется в том числе и на членов комиссии уполномоченного органа, в случае централизации закупок [3].
Например, для муниципальных закупок в которых к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства от 04.09.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» [2] может быть создана «аукционная комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд по закупкам, в которых установлены дополнительные требования к участникам закупки».
В случае проведения закупок, связанных с выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации, выполнением работ по строительству, реконструкции, выполнению работ по капитальному ремонту, целесообразно включить в состав комиссии лиц, имеющих образование в области строительства. Так как для оценки участников и принятия решения по итогам процедуры, членам комиссии необходимо иметь определенный уровень квалификации.
Численность членов комиссии определена законом о контрактной системе. «Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека» [1]. «Следует отметить, что увеличивать количество членов комиссии нецелесообразно, так как, во-первых, будет сложно собрать кворум, а, во вторых, большее количество лиц может быть подвергнуто административной ответственности за неправомерное решение с позиции ФАС России» [5].
Членом комиссии может быть как сотрудник заказчика, так и сторонние лица. В свою очередь, «ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ установлены ограничения, кто не может быть членом комиссии. В основном запрет касается лиц, в отношении которых предусмотрен конфликт интересов с участниками закупок либо доказан факт их личной заинтересованности по иным основаниям» [4].
«Положение о комиссии утверждается и вводится в действие в порядке, установленном локальными нормативными актами заказчика» [5]. Однако уполномоченный орган самостоятельно создает комиссии по осуществлению закупок.
Таким образом, законодательством о контрактной системе предусмотрены механизмы, которые направлены на соблюдение принципов контрактной системы в сфере закупок.
Литература:
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» от 02.04.2015 № 99 ФЗ. — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru.
- Письмо Минэкономразвития России от 29.08.2016 № ОГ-Д28–10399. — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru.
- Шадрина Т. Актуальные вопросы применения Закона N 44-ФЗ // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. N 7. С. 44–52.
- Комиссия по осуществлению закупок. — Текст: электронный // Закон.Гуру: [сайт]. — URL: https://44fz.ru/article/komissiya-po-osushhestvleniyu-zakupok