Методы изучения познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.10.2021

Статья просмотрена: 2526 раз

Библиографическое описание:

Корнеева, И. Е. Методы изучения познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе / И. Е. Корнеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 253-257. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84971/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье анализируется содержание понятия о познавательной деятельности младших школьников. Познавательная деятельность в отечественной литературе понимается как учебная деятельность; деятельность учения, взаимосвязанная с деятельностью преподавания; познавательная активность; внутренняя (умственная) деятельность, сопровождаемая внешней деятельностью в виде действий с предметами, выполнения проектов, опытов, внешней речи, двигательной активности; совокупность познавательных процессов (перцептивных, мыслительных, мнемических); вид развивающей деятельности; система познавательных действий по решению познавательной задачи с помощью предметных знаний; процесс использования различных средств достижения познавательной цели на уроке. Исходя из понимания сущности познавательной деятельности исследователи подбирают методы и методики ее изучения у младших школьников. В целом, применяются методы: наблюдения за поведением школьника на уроке; оценки продуктов деятельности; тестов достижений; оценки успеваемости школьника по предмету (усвоение знаний и умений, достижение образовательных результатов); опросники и проективные методики; диагностические пробы и задания, позволяющие оценить познавательные процессы. Сделан вывод о том, что исследователи комбинируют несколько разных методов, оценивая различные компоненты познавательной деятельности младшего школьника, исходя из принятой за основу трактовки познавательной деятельности.

Ключевые слова: познавательная деятельность, младшие школьники, методы изучения познавательной деятельности.

The article analyzes the content of the concept of the cognitive activity of younger students. Cognitive activity in domestic literature is understood as educational activities; The activities of the teaching, interconnected with teaching activities; cognitive activity; Internal (mental) activities accompanied by external activities in the form of actions with objects, implementation of projects, experiments, external speech, motor activity; A combination of cognitive processes (perceptual, mental, mnemic); form of educational activities; a system of cognitive actions to solve the cognitive task with the help of objective knowledge; The process of using various means of achieving a cognitive goal in the lesson. Based on the understanding of the essence of cognitive activity, the researchers select the methods and methods of studying it from younger students. In general, methods are applied: monitoring the behavior of a schoolboy in a lesson; estimates of the products; Tests achievements; Evaluation of the studies of the schoolchildren on the subject (learning of knowledge and skills, the achievement of educational results); questionnaires and projective techniques; Diagnostic samples and tasks allowing to evaluate cognitive processes. It is concluded that researchers combine several different methods, assessing the various components of the cognitive activity of the younger schoolchild, based on the adopted interpretation of cognitive activity.

Key words: cognitive activity, primary school students, methods for learning cognitive activity.

Важной составляющей успешного обучения в школе и усвоения школьной программы является грамотная организация познавательной деятельности обучающихся на уроке. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, обучение в школе основывается на системно-деятельностном подходе, является личностно-ориентированным. Это означает, что ученики не пассивно усваивают знания, методом многократных повторений, или слушают показы и объяснения учителя, а овладевают умениями и знаниями в ходе самостоятельной познавательной и практической деятельности. Учитель должен организовать деятельность учеников на уроке таким образом, чтобы обеспечить высокое качество образования и достижение образовательных результатов, с учетом индивидуальных психолого-педагогических особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка в классе.

Познавательная деятельность является важным понятием отечественной педагогики. Она рассматривается как:

— учение или учебная деятельность (В. А. Сластенин, Т. И. Шамова и др.);

— составная часть образовательного процесса, неразрывно связанная с деятельностью преподавания, осуществляемой учителем (В. А. Беликов, П. И. Пидкасистый и др.);

— внешняя (практическая) и внутренняя (умственная) деятельность учеников. Внешняя реализуется в поведении через действия с предметами, проведение опытов, измерений, двигательную активность, а также с помощью внешней речи (устное описание, рассказ, пересказ, ответы на вопросы, написание текстов и пр.). Внутренняя осуществляется в мыслительной сфере и скрыта от внешнего наблюдателя (В. А. Сластенин и др.).

— умственная деятельность, осуществляемая ребенком с помощью познавательных процессов (мышление, воображение, восприятие, память, внимание и др.); совместная работа познавательных процессов, осуществляемая одновременно, и обеспечивающая усвоение знаний и выработку умений (Д. Б. Эльконин и др.);

— внутренняя психическая деятельность, в которой можно выделить структурные элементы, согласно общепсихологической теории деятельности: потребность, мотив, цель, действия, операции, способ выполнения действий (А. Н. Леонтьев и др.);

— познавательная, интеллектуальная активность, которая стимулируется познавательным интересом, вытекающим из врожденной познавательной потребности. Познавательная активность обеспечивает внутреннюю мотивацию к учению, мотивация познания нового (И. С. Морозова, Е. А. Меньшикова и др.);

— деятельность познания, позволяющая познать новое во внешнем мире и познать самого себя, свой внутренний душевный мир, установить логические закономерности (С. М. Хаджиев);

— вид развивающей деятельности, наряду с трудовой, художественной, спортивной, общественной, ценностно-ориентационной и коммуникативной (М. С. Каган, Н. Е. Щуркова);

— система познавательных действий (всегда осознанных, целенаправленных, управляемых, произвольных), направленных на решение познавательной задачи с помощью усвоенных знаний (Т. И. Шамова, Н. Ф. Талызина и др.);

— мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешне заданной познавательной цели (С. Н. Уткина).

Понимая познавательную деятельность как специально организованную педагогом учебную деятельность школьников, методом исследования будут выступать педагогические оценочные процедуры, такие как проверочные работы, тесты достижений, экзаменационные тесты и пр. Сделать выводы о познавательной деятельности учеников на уроке можно с помощью оценки ее внешних проявлений: действий школьника с предметами, опытов, измерений, двигательной активности, внешней речи (ответы на вопросы, пересказ, рассказ и пр.).

Рассматривая познавательную деятельность как мыслительную работу, протекание познавательных процессов, методом изучения могут выступать психодиагностические методики, оценивающие работу умственной сферы младшего школьника, особенности и стиль мышления, воображения, восприятия, внимания и памяти.

Взяв за основу общепсихологическую теорию деятельности А. Н. Леонтьева, в познавательной деятельности младшего школьника можно выделить структурные элементы и изучить каждый из них в отдельности (мотив и цель деятельности, действия и операции и пр.).

Если рассматривать познавательную деятельность как активность, направленную на удовлетворение познавательного интереса, то можно применять опросники и методы диагностики, позволяющие оценить познавательный интерес младших школьников, а также замерить волевое усилие, которое прилагает школьник к его удовлетворению.

Сопоставляя познавательную деятельность школьника с познанием внешнего и внутреннего мира, целесообразно применять диагностические методики, выявляющие способы познания мира, индивидуальное восприятие и осознание мира и себя в нем.

Исследуя познавательную деятельность как вид развивающей деятельности, педагоги сосредотачивают внимание на специфических характеристиках познавательной деятельности и отличий от других видов развивающей деятельности.

Рассматривая единицей познавательной деятельности познавательное действие, методом его изучения выступает постановка познавательной задачи и оценка осуществляемых учеников действий по поиску решения этой задачи, выбор способов решения.

Понимая познавательную деятельность как процесс достижения цели урока, необходимо применять методы, позволяющие оценить средства, используемые школьником для достижения цели и полученный результат (достигнута ли была цель или нет).

Таким образом, теоретический подход к пониманию познавательной деятельности младших школьников определяет выбор методов и методик исследования.

Понимая познавательную деятельность как познавательную активность школьника, И. В. Тигрова, В. В. Гурьева разработали критерии ее оценки: мотивационно-потребностный, личностно-деятельностный, оценочно-результативный. Мотивационно-потребностный критерий включает показатели: познавательный интерес и его проявления в поведении ученика на уроке в стандартных и нестандартных учебных ситуациях. Показатели личностно-оценочного критерия охватывают личностные качества ученика и их проявления на уроке: инициатива, самостоятельность, сосредоточение внимания, произвольность поведения, умение выделить цель учебной деятельности, отношение к результату учебной деятельности, к похвале и замечаниям учителя. Оценочно-результативный критерий включает показатели: результат учебной деятельности, выраженный в отметке и оценке учителя, рефлексия, овладение учебным предметом на уровне знаний, осознание их значимости и необходимости. Опираясь на выделенные показатели, авторы определили 4 группы школьников по уровню их познавательной активности. Для изучения критериев познавательной активности применялись методики: «Познавательные интересы школьника» K. H. Boлкoва, «Методика с конвертами» Г. И. Щукиной, методики «Познавательная самостоятельность младшего школьника» и «Познавательная активность младшего школьника» А. А. Горчинской, а также осуществлялось наблюдение за поведением школьников на уроке [5].

Т. А. Гусева считает, что познавательную активность личности можно оценить по личностным качествам: любознательность, инициативность, настойчивость, ответственность. Основным методом исследования выступают личностные опросники, позволяющие оценить эти качества [1].

Н. Я. Семаго и М. М. Семаго для изучения познавательной деятельности младших школьников рекомендуют комплексную оценку познавательной сферы, включая операциональный, мнестический, наглядно-действенный, наглядно-образный и вербально-логический компоненты познавательной деятельности. При выполнении заданий также оцениваются показатели: адекватность поведения ребенка, мотивационный аспект деятельности (принятие задания, выражение интереса), целенаправленность деятельности (выражается в сосредоточении внимания на задании, удержании инструкции, работоспособности, отсутствии импульсивности), понимание инструкции к заданию, максимально доступный уровень сложности задания, результат деятельности и стратегия выполнения (хаотичная, методом «проб и ошибок», целенаправленная с помощью практического примеривания, целенаправленная с упреждающим самостоятельным программированием и контролем деятельности), самокритичность ребенка.

Семаго предлагают набор следующих методик: «Проба Пьерона-Резура», корректурные пробы, счет по Е. Крепелину, методика В. М. Когана для исследования особенностей работоспособности, запоминание 10 слов, запоминание 2-х групп слов, запоминание двух фраз, опосредованное запоминание, «Пиктограмма», исследование представлений о величине (на предметном уровне), доски Сегена, разрезные картинки, кубики Кооса, прогрессивные матрицы Равена (на наглядно-образное мышление), методика формирования искусственных понятий Л. С. Выготского и Л. С. Сахарова, предметная классификация, «Четвертый лишний», простые аналогии и парные аналогии, выделение существенных признаков; определение, сравнение и исключение понятий; понимание скрытого смысла метафор, пословиц, коротких рассказов; установление последовательности событий (на логическое мышление) [4].

Е. С. Романова и Б. М. Абушкин предлагают изучить познавательную деятельность младших школьников как совокупность познавательных процессов (мыслительных, мнемических, перцептивных) с помощью авторской методики, в основу которой положен анализ зрительной деятельности школьников с использованием специализированной аппаратуры регистрации глазодвигательной активности и компьютерных технологий обработки полученной информации. Глазодвигательная активность позволяет судить о качестве выполняемой внешней деятельности школьника, оценить продуктивность познавательных процессов и познавательной деятельности школьника [3].

С. Н. Уткина оценивала познавательную деятельность школьников на уроке по 3-м показателям: уровень подготовки учащихся по предмету; учебная мотивация; уровень умственного развития учащихся. Предметная подготовка оценивалась в соответствии с программным материалом как образовательные результаты, для оценки учебной мотивации применялся диагностический опросник. Умственное развитие школьников оценивалось с помощью интеллектуальных заданий по предмету, при решении которых необходимо анализировать, делать дедуктивные умозаключения [6].

В. А. Дубских учебно-познавательную деятельность детей диагностировала через оценку их познавательных потребностей, мотивации, принятие учебно-познавательной задачи, учебно-познавательные умения и самооценку результатов деятельности [2].

Таким образом, при выборе методов изучения познавательной деятельности младших школьников исследователи опираются на понимание познавательной деятельности. Исходя из определения ее сущности, выделяются критерии оценки и подбираются методы изучения и методики диагностики. В целом, познавательную деятельность младших школьников исследуют с помощью методов:

1) Наблюдение. Выделяются поведенческие реакции, фиксация которых позволяет сделать вывод о познавательном интересе школьника на уроке; степени произвольности его поведения и самоорганизации; активности и инициативности; принятии познавательной задачи и цели, способах их достижения; отношении школьника к результату своей деятельности, похвале и критике учителя, полученной отметке; адекватности поведения; работоспособности и устойчивости внимания; качестве знаний и умений школьника по предмету; универсальных учебных действиях; скорости и качестве выполнения заданий.

2) Оценка продуктов деятельности. Оценивается результат деятельности ученика на уроке (продукт деятельности).

3) Тесты достижений. Оцениваются предметные и метапредметные знания младших школьников.

4) Оценка успеваемости по предмету. Вывод делается на основе анализа текущих отметок, результатов выполнения проверочных работ, экзаменов, а также формирующего оценивания.

5) Опросники и проективные методики. Позволяют оценить познавательный интерес, познавательные потребности, учебную мотивацию, личностные качества школьников. Также опросники могут заполнять родители или учителя, это позволяет сделать вывод о познавательной деятельности школьника.

6) Диагностические пробы и задания. Применяются для оценки познавательных процессов (мнестических, умственных, перцептивных), работоспособности, индивидуальном стиле деятельности и мышления. Диагностика может осуществляться как с помощью компьютерных программ, так и печатных материалов.

Обычно исследователи комбинируют несколько разных методов, оценивая различные компоненты познавательной деятельности младшего школьника, исходя из принятой за основу трактовки познавательной деятельности.

Литература:

  1. Гусева Т. А. Экспериментальные методы исследования познавательной активности субъекта // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 1(13). — С. 202–206.
  2. Дубских В. А. Организация учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на современном этапе // Академический вестник Академии социального управления. — 2015. — № 3 (17). — С. 68–72.
  3. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Метод исследования развития познавательных процессов школьников на основе анализа их зрительной деятельности // Системная психология и социология. — 2012. — № 5. — С. 25–49.
  4. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с.
  5. Тигрова И. В., Гурьева В. В. Диагностика развития познавательной активности младших школьников на уроках математики // Образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. — С. 213–218.
  6. Уткина С. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики // Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы: научно-методический сборник. — Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2007. — № 5 (7). — С. 137–142.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность, младший школьник, познавательный интерес, Познавательная активность, учебная деятельность, школьник, метод изучения, познавательная деятельность школьника, Тест достижений, учебная мотивация.


Ключевые слова

младшие школьники, познавательная деятельность, методы изучения познавательной деятельности

Похожие статьи

Возможности выбора творческих методов при обучении дошкольной математике

Метод обучения — это система познавательных действий обучаемого и практической педагогической деятельности обучающего. Методы обучения предполагают наличие определенных способов приобретения знания учащимися как главного субъекта учебного процесса. В...

Опорные конспекты как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой р...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности

Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...

Исследование уровня сформированности познавательного интереса у современных младших школьников

Статья посвящена исследованию актуального уровня сформированности познавательного интереса у современных младших школьников, в котором приняли участие обучающиеся 2-х классов (всего 60 детей): 30 учеников — контрольный класс, 30 учеников — эксперимен...

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Актуальные методы диагностики познавательных универсальных учебных действий обучающихся 3-го класса

В ходе изучения теоретических аспектов формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников было выбрано рабочее определение понятия «познавательные УУД» и определены его компоненты, ими являются: общеучебные и логические дей...

Психофизиологические особенности обучающихся 7-го класса в контексте иноязычной подготовки

В статье рассматривается значимость учета возрастных особенностей учащихся средней школы для повышения их мотивации и качества получаемых знаний, умений и навыков. Особое внимание уделяется психофизиологическим характеристикам семиклассников, находящ...

Конспект урока русского языка по теме «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке»

Ценность урока в неделимой цепи проблемного диалога, который способствует достижению следующих планируемых результатов: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифиц...

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Похожие статьи

Возможности выбора творческих методов при обучении дошкольной математике

Метод обучения — это система познавательных действий обучаемого и практической педагогической деятельности обучающего. Методы обучения предполагают наличие определенных способов приобретения знания учащимися как главного субъекта учебного процесса. В...

Опорные конспекты как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой р...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности

Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...

Исследование уровня сформированности познавательного интереса у современных младших школьников

Статья посвящена исследованию актуального уровня сформированности познавательного интереса у современных младших школьников, в котором приняли участие обучающиеся 2-х классов (всего 60 детей): 30 учеников — контрольный класс, 30 учеников — эксперимен...

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Актуальные методы диагностики познавательных универсальных учебных действий обучающихся 3-го класса

В ходе изучения теоретических аспектов формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников было выбрано рабочее определение понятия «познавательные УУД» и определены его компоненты, ими являются: общеучебные и логические дей...

Психофизиологические особенности обучающихся 7-го класса в контексте иноязычной подготовки

В статье рассматривается значимость учета возрастных особенностей учащихся средней школы для повышения их мотивации и качества получаемых знаний, умений и навыков. Особое внимание уделяется психофизиологическим характеристикам семиклассников, находящ...

Конспект урока русского языка по теме «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке»

Ценность урока в неделимой цепи проблемного диалога, который способствует достижению следующих планируемых результатов: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифиц...

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Задать вопрос