В статье авторы рассматривают проблемы организации воспитательного процесса в средних профессиональных учреждениях.
Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс, колледж, СПО
Человек есть не то, что он есть, а то, кем он мечтает стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом.
К. Роджерс
Актуальность статьи обусловлена тенденциями рынка труда в необходимости квалифицированных конкурентоспособных специалистов среднего профессионального образования.
На сегодняшний день работодатели заинтересованы в специалистах не только профессиональных в своей области, но обладающие такими личными качествами как коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность, толерантность, умение работать в команде, организованность. Выпускник будет успешен в своей будущей профессии, если он адаптирован в жизни социальной и профессиональной в коллективе и в обществе. Для нынешних нанимателей интересны специалисты, которые обладают профессиональными компетенциями соответствующие их будущей профессии и общими компетенциями, такие как заинтересованность в своей профессии и проявления ее значимости, мониторинг выполненных работ, использование и совершенствование информационно-коммуникационных технологий в профессии.
Таким образом, образовательное учреждение должно обеспечить студентам обучение профессиональной деятельности, то есть подготовить компетентных специалистов, но и воспитать гражданина, который сможет принимать ответственные решения, быть культурным и социально активным. Поэтому воспитательная сторона обучения специалиста — одна и важнейших задач педагогического коллектива колледжа.
Воспитание обучающихся в учреждениях средне-профессионального образования имеет свои отличительные особенности. В профессиональном образовательном учреждении идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача выпустить из образовательного учреждения квалифицированного специалиста, современного рабочего. Воспитательный процесс должен быть содержательным и направлен на профессиональную адаптацию и социализацию, становление лидерских качеств, побуждение к учебно-профессиональной деятельности и с наименьшим наследием вредных привычек.
Получение подростками 16–18 лет рабочей специальности и профессии является эффективной формой их ранней социализации и социальной защищенности.
Согласно концепции Е. В. Бондаревской о воспитании обучаемых, важное значение имеют следующие задачи:
— философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь в определении смысла жизни в условиях радикально-экономических изменений, новых форм хозяйствования, формирования самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании и реализации;
— приобщение обучаемых к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и культуры Отечества, своего народа, формирование потребностей в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
— выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, подростка, юноши, девушки, реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах деятельности и общения;
— формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, милосердия, взаимопонимания, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям), культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
— развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, способности и готовности к рефлексии;
— воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о своей стране, сохранении человеческой цивилизации;
— воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности жизни, развитие потребности к творческому труду, воспитание социально значимой целеустремленности, честности и ответственности в деловых отношениях;
— развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином и жить счастливо.
При этом состояние воспитательной среды в СПО имеет ряд недостатков:
— слабое развитие самоуправленческой деятельности и условий для этой деятельности, которая способствует творчеству и активности студентов.
— недостаточное применение преподавателями актуальных форм и методов воспитательной работы со студентами.
— несвоевременный психолого-педагогический анализ воспитательного процесса и развития личности.
Следовательно, воспитательная работа должна быть хорошо спланирована и взаимосвязана с учебным процессом, при этом внеурочная деятельность обучающихся, их взаимодействия также должны быть направлены полное развитие личности, параллельно находя новые формы и методы воспитательной работы в соответствии с требованиями ФГОС. При этом главный принцип организации воспитательной работы в колледже — системность. Непрерывность работы и единство требований к обучающимся.
Все воспитательное воздействие на обучающегося СПО происходит путем создания взаимодействующих и взаимопроникающих сред: развивающей, адаптивной, оздоровляющей и организующей.
Для повышения результативности и эффективности воспитательной работы необходимо:
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку, формировать мотивацию у всех участников учебно-воспитательного процесса к активной деятельности, в особенности организации работы педагогического состава, методической подготовки кураторов и родительского комитета.
- Организация органа самоуправления студентов, который будет выполнять задачи организации и проведения мероприятий, конкурсов, концертных программ, создания и выпуска студенческой газеты, освещающая жизни колледжа. Студенческий совет помогает разнообразить жизнь студентов, добавив в нее творчество и сделав ее интереснее. Работа в органах самоуправления учит находить решения на многие задачи, ответственности, дисциплинированности и работе в команде.
- Создать объединение кураторов и студенческого совета по решению вопрос нарушения учебно-воспитательного процесса. Это поможет обучающимся решать различные проблемы и вопросы. Такое объединение формирует социально-правовую активность студентов, гражданскую ответственность, дисциплинированности, толерантности и умение принимать правовые решения.
- Обеспечить финансовую поддержку всех систем воспитательного процесса с учетом эффективного использования гибкой системы стимулирования, поощрений.
- Обеспечить и создать условия для взаимодействия между образовательными учреждениями СПО для обмена опытом, как в работе методического объединения кураторов, так и студенческих советов.
- Постоянный мониторинг эффективности мероприятий по реализации направлений воспитательной работы методического объединения и студенческого совета, в целях улучшения качества работы и предотвращения проблем на всех уровнях.
Таким образом, организация воспитательного процесса в СПО имеет большое значение, реализовать которую можно лишь путем разнообразия методов, форм и направлений воспитательной работы. При этом постоянно совершенствоваться и следовать новым тенденциям, не изменяя основополагающим принципам.
Литература:
- Гревцева Воспитание детей и подростков в учреждениях социальной сферы / Гревцева, Г, Я. — Челябинск: 2011. — 242 c. — Текст: непосредственный.
- Макарова, Т. А. / Т. А. Макарова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: (дата обращения: 26.10.2021).
- Актуальные аспекты организации воспитательного процесса в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. — Текст: электронный // Камчатский институт развития образования: офиц. сайт: [сайт]. — URL: (дата обращения: 26.10.2021).