В статье представлен анализ научной литературы, позволивший определить степень изученности данной темы и определить направление для дальнейшего исследования. Описана история и методология развития деловых игр как технологии обучения. Дано определение деловой игры, представлена методика организации деловых игр на уроках английского языка.
Ключевые слова: деловая игра, имитационная модель, деловая учебная игра
В настоящее время развитие методики обучения иностранным языкам отличается расширением общественных запросов, которые связаны с изменением взглядов на владение иностранным языком у разных слоев общества.
Стремительно развивающаяся жизнь ставит педагога в условия поиска разнообразных форм проведения урока, деловая игра становится средством, позволяющим выполнить это условие. Однако, при составлении урока такого типа, учитель должен понимать значимость и необходимость формирования знаний, умений и навыков в области иностранных языков, способствующих развитию личности, расширению профессионального поля деятельности обучающихся, их самосознанию, самосовершенствованию.
Ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания является урок. В большей степени успех зависит от развития теории урока, от разработки и научного обоснования взаимосвязи элементов урока, его структуры, схемы подготовки и т. д. Конечный результат складывается из двух составляющих: деятельности учителя и деятельности обучающихся. Рассматривать первое от второго в отрыве нельзя, так как второе есть результат качества первого.
Важно, чтобы учитель при организации и анализе проведения игры обращал внимание не только на качество исполнения той или иной роли обучающимися, но и на степень включенности их в процесс игры, на освоение и закрепление учебного материала. Деловая игра является условным воспроизведением некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры, где главным условием является максимальное приближение к реальности. В совместной деятельности обучающихся развивается навык сотрудничества, но при этом каждый участник решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Следовательно, суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно выявить проблему и способы ее решения. Продуктивной деятельностью считается наличие конкретного результата совместной деятельности. Результативность может включать в себя выработку документа, создание проекта, проведение исследований, овладение определенными способами деятельности и др.
В современном мире, благодаря деловым играм, школьники учатся преодолевать трудности вербального (словесного) и невербального (языка жестов) характера. Игра — идеальный инструмент для развития продуктивного мышления и человеческих качеств в общем.
В одной из своих работ Л. П. Никулина говорит о том, что одной из основных целей при обучении иностранному языку является развитие иноязычной коммуникации. Направленность обучения должна идти на выбор будущей профессии, но при этом сохранять мотивацию к изучению иностранного языка. При реализации деловой игры каждый обучающийся должен взять на себя роль в реальном, развивающимся сценарии. Играющие должны осознавать, что действия каждого участника имеют прямые, истинные последствия результатом которых является состояние проблем, которые возникают в игре. В деловой игре вместо передачи информации от преподавателя к обучающемуся в совместной деятельности и диалогическом общении ее участников создаются условия для порождения знаний, которых никто в отдельности получить не в состоянии.
На основе работ Г. С. Абрамова и А. А. Вербицкого можно выделить три последующих принципа деловой игры:
- Принцип совместной деятельности. Этот принцип реализуется благодаря вовлечению в игровую деятельность нескольких участников. От разработчика он требует выбора ролей, определения их полномочий и средств деятельности.
- Принцип диалогического общения. В данном принципе заложено необходимое достижение учебных целей.
- Принцип двуплановости. Отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста, только в игровых условиях. Перед обучающимися ставятся цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.
Важный аспект деловой игры — это интеллектуальная конкуренция.
В деловой игре необходимы не только память и быстрота реакции, но и гибкость мышления, логические, творческие, коммуникативные способности. Высокая востребованность в таких способностях обуславливается самим характером заданий, которые предполагают продуктивную и творческую деятельность, проведение исследований, проектирование. В этом случае вероятность успеха велика у любой команды, независимо от академической успеваемости участников.
Деловую игру можно проводить как перед изложением нового учебного материала, так и после. Когда игра проводится перед подачей нового материала, она будет опираться только на личный опыт обучающихся и выявит некоторые пробелы в их знаниях. Если игра проводится после изучения нового материала, то она будет опираться на полученные знания, которые в ходе игры закрепятся у обучающихся и примут более структурированную форму в их сознании.
Особенности деловых игр обусловливают их преимущества в обучении, следовательно, деловая игра: Позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта; дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных задач, используя творческий подход; позволяет формировать у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике; позволяет приобрести социальный опыт коммуникации, принятия решений и т. п.
Также деловая игра обладает индивидуальными, присущими только этому виду учебной работы чертами, без наличия которых игра не может считаться деловой: моделирование; наличие конфликтных ситуаций; поэтапное развитие, где каждое предшествующее действие влияет на последующее; обязательная совместная деятельность участников игры; контроль игрового времени; система оценки хода и результатов игры; правила, регулирующие ход игры; элемент соревнования.
Правильно организованная деловая игра подталкивает и направляет обучающегося к принятию самостоятельных творческих решений.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов:
1. Этап подготовки.
Данный этап начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц. Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей. При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов: Для чего проводится данная деловая игра? Для какой категории обучаемых? Чему именно следует обучать? Какие результаты должны быть достигнуты?
2. Этап объяснения.
Введение в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, обоснование учащимся выбора ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, если таковые имеются. При необходимости участники обращаются за помощью к преподавателю за дополнительными разъяснениями. Преподаватель должен настроить обучающихся на активную игру, напомнить о регламенте и этике поведения.
3. Этап проведения.
Этап проведения — процесс игры. На данном этапе обучающиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.
4. Этап анализа и обобщения.
По окончании игры преподаватель вместе с обучающимися проводит рефлексию, участники обмениваются мнениями.
В заключение преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.
Для успешного проведения игры значимость имеет подготовленность учителя. Здесь стоит отметить, что педагог должен создать обстановку свободную от страха перед высказыванием.
Таким образом, деловые игры приемлемы в качестве дополнительного метода обучения в непосредственной связи с теоретическими занятиями. Их ценность заключается в стимулировании обучающихся в изучении английского языка, в неоднозначности принимаемых решений, в мотивации к творческой деятельности, характер которых определяется в конкретной учебной ситуации. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление учеников к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал.
Деловая игра помогает общению, способствует передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность и наблюдательность.
Литература:
- Абрамова, Г. С. Деловые игры: теория и организация: учеб. — метод. пособие / Г. С. Абрамова, В. А. Степанович. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 192с.
- Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: книга / А. А. Вербицкий. — М.: «Высшая школа», 1991. — 207 с.
- Гуреева, А. В. Деловая игра как способ моделирования общения на занятиях английского языка / А. В. Гуреева // Филологические науки в МГИМО, 2015. № 3. — С. 92–99.
- Никулина, Л. П. Организация деловой игры при обучении иностранному языку / Л. П. Никулина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009, № 97. — С. 171–176.
- Effective Business Simulation Games Teaching Strategies [Электронный ресурс]. / Режим доступа URL: https://www.cesim.com/blog/6-effective-business-simulation-games-teaching-strategies