Поправки и изменения в Конституцию РФ: безопасность государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.10.2021

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Гнездилов, А. И. Поправки и изменения в Конституцию РФ: безопасность государства / А. И. Гнездилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85003/ (дата обращения: 16.11.2024).



Внесение поправок в основной закон государства — Конституцию Российской Федерации — на данный момент является наиболее ярким и значимым политическим событием для всех граждан страны без исключения.

Конституция России, действующая на данный момент, была принята на всенародном голосовании 12 декабря далекого 1993 года. С тех пор и условия жизни в стране, и мир в целом успели измениться настолько, что обойтись без поправок не представлялось возможным. Так, например, за время действия принятой конституции было реализовано несколько изменений. Наиболее заметными стали поправки, выдвинутые в президентском послании 2008 года об увеличении президентских сроков с 4 до 6 лет. Также, в качестве видных изменений, можно выделить следующие: поправка об объединении Верховного и Арбитражного судов и поправка о назначении представителей президента в состав Совета Федерации [2].

Однако, существенных изменений в жизни страны за прошедшие годы накопилось значительно больше, вследствие чего возникла необходимость проведения масштабной реформы основного закона с внесением в него поправок по многим направлениям государственного управления, начиная от собственно властных структур и внесение корректировок в полномочия основных политических институтов страны, и заканчивая социальной политикой.

Тем не менее, для любого государства, в том числе и для Российской Федерации, одной из основных проблем первостепенной важности является обеспечение безопасности страны, ее граждан, государственных границ, культурного наследия и т. д. В связи с этим ряд поправок, предлагаемых к внесению в новый проект Конституции, направлен на решение данной проблемы. В нашем исследовании мы хотели бы рассмотреть те статьи и поправки, которые связаны с обозначенной проблематикой, и охарактеризовать их цели и задачи.

Первая важная поправка, затрагивающая интересующую нас тему, появляется в главе 3. «Федеративное устройство». В статье 67 предлагается дополнить текст таким образом. К уже имеющемуся: «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними» добавляется продолжение: «На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом» [3].

Данная поправка, на наш взгляд, направлена на урегулирование безопасности внутри страны, а также защиту ее оборонных и культурно-экологических интересов. Здесь речь идет о территориях, где находятся военные и стратегические объекты, заповедники и другие особые зоны.

«К их числу, например, относятся закрытые административно-территориальные образования, особо охраняемые природные территории, Арктическая зона. Это обусловлено повышенными требованиями к обеспечению безопасности, защиты и охраны окружающей среды (например, озера Байкал, Кавказских Минеральных Вод) или же к созданию условий по повышению инвестиционной привлекательности», — рассказал господин Клишас «РИА Новости». Он добавил, что система управления на этих территориях «требует специального регулирования» [4].

Таким образом можно сделать вывод, что данная поправка в первую очередь нацелена на упрощение федерального регулирования наиболее значимыми территориями страны, в первую очередь для обеспечения запросов обороны и безопасности.

Еще одной значимой проблемой для обеспечения безопасности страны является ее внутренняя целостность и гармоничное сосуществование ее субъектов, а также отсутствие посягательств на границу. Этому вопросу посвящен пункт 2.1. той же 67 статьи.

«Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются» [3].

Прежде всего, это можно соотнести с внешнеполитической ситуацией и стремлениями отдельных лиц к дестабилизации целостности Российской Федерации. Подобная поправка позволит на федеральном уровне обезопасить с точки зрения законодательства любые процессы, связанные с сепаратистскими настроениями.

Если предыдущие пункты указанной статьи были дополнены и доработаны, то также появляются и совершенно новые посылы, которые можно увидеть в статье 67.1.

«1. Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации» [7].

«2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» [7].

«3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается» [7].

«4. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения» [7].

Рассмотрим данные поправки по порядку. Первым пунктом идет признание России как правопреемницы Советского Союза, с закреплением за ней всех международных договоров и обязательств, перешедших нашей молодой стране по наследству. С точки зрения безопасности данная поправка помогает обеспечить Российской Федерации защиту на международной арене статусом сильного игрока, с чьим мнением следует считаться, и готовым в полной мере нести ответственность из своего прошлого. Эта поправка также важна и для обеспечения единства внутри страны, так как официально подтверждает обязательства государства перед его жителями.

Второй пункт здесь выступает продолжением идеи из статьи 67, еще раз подчеркивая значение сохранения единой территории страны, чьи границы имеют исторически сложившийся характер.

Пункт 3 мы можем рассмотреть как с точки зрения социальной политики, так и с точки зрения обеспечения внутренней и внешней безопасности, ведь только признание исторического подвига и защита его правильной интерпретации может помочь сохранить единодушие нации в точке зрения на важность защиты Родины.

Четвертый же пункт интересен нам с точки зрения строк «воспитанию в них патриотизма, гражданственности», так как это напрямую декларирует намерение государства в обеспечении собственной безопасности путем воспитания подрастающих поколений.

Еще один важный пункт объединения внутри страны представляет поправка в статью 68 пункт 1:«Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации» [5].

Данная мера направлена на большую централизацию и предотвращение сепаратистских течений в отдельных регионах.

В статье 71, где речь ведется о том, что в ведении Российской Федерации находятся, наиболее важен для нас пункт «м», где предлагается следующая редакция: «оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных» [6].

Стоит отметить, что пункт о ведении обороной и безопасности был в данной статье изначально, однако строка о «обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных» предлагается только в новой редакции. Данный пример наиболее ярко иллюстрирует скорость изменений, происходящих в мире, и острую необходимость поправок и корректировок, которые позволили бы обеспечить безопасность и оборону страны на всех уровнях, тогда как средства для полномасштабных информационных атак успели появиться совершенно новые.

Последнее, на чем необходимо сконцентрировать внимание в рамках обозначенной проблематики, это появление в статье 79 подпункта 79.1, который гласит: «Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства» [8].

Данный пункт еще раз заявляет о том, что международная безопасность и всеобщий мир являются главными приоритетами Российской Федерации в рамках обеспечения обороны и безопасности внутри страны, а также еще раз заявляет и подчеркивает суверенитет государство и недопустимость вмешиваться в его границы.

Таким образом, исходя из проанализированных статей и правок мы можем сделать вывод, что цели и задачи в рамках обеспечения государственной безопасности выражаются в следующем:

– укрепление единства внутри страны и борьба с сепаратизмом;

– поддержание авторитета государства в мировом сообществе;

– защита суверенитета и государственных границ;

– прямой контроль государства над особо важными территориями;

– обеспечение безопасности государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных;

Для реализации обозначенных целей необходимо принять те поправки в конституцию, которые предложены в последней редакции обозначенных статей.

Литература:

  1. Полный текст поправок к Конституции: что меняется? [Электронный ресурс] // Государственная Дума. URL: http://duma.gov.ru/news/48045/
  2. Как менялась действующая Конституция России? / Тасс, 15.01.2020 (https://tass.ru/info/7527629)
  3. Поправки в конституцию. Глава 3, Статья 67 - http://duma.gov.ru/news/48045/
  4. В Конституции может появиться понятие «федеральные территории» / Коммерсант, 6.02.2020 (https://www.kommersant.ru/doc/4243970)
  5. Поправки в конституцию. Глава 3, Статья 68, Пункт 1 - http://duma.gov.ru/news/48045/
  6. Поправки в конституцию. Глава 3, Статья 71, Пункт «м» - http://duma.gov.ru/news/48045/
  7. Поправки в конституцию. Глава 3, Статья 67.1 - http://duma.gov.ru/news/48045/
  8. Поправки в конституцию. Глава 3, Статья 79.1 - http://duma.gov.ru/news/48045/
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, поправка, территория, государство, пункт, безопасность, обеспечение безопасности личности, обеспечение безопасности страны, обозначенная проблематика, социальная политика.


Задать вопрос