Статья посвящена формированию здоровой и психологической безопасной образовательной среды для учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. В данной статье приведены определения эмоциональной безопасности образовательной среды: уменьшение негативных эмоций и увеличение количества положительных эмоций, влияющих на благополучие современного школьника в образовательном процессе.
Ключевые слова: образовательная среда, эмоциональная безопасность, безопасная образовательная среда, образовательный процесс, ученик, психологическая безопасность, физическая культура, здоровый образ жизни.
Физическое и психоэмоциональное состояние здоровья современных российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Сравнивая современного ученика и его сверстников десять и двадцать лет назад, специалисты наглядно убедились в том, что здоровье учеников ухудшается, что является неблагоприятным показателем в образовательном процессе. Всероссийская медицинская диспансеризация показала весомое увеличение заболеваемости детей в разных группах здоровья. Каждый пятый ребёнок имеет хронические заболевания или детскую инвалидность. Именно социальная среда, в которой живёт ребёнок, влияет на его физическое и психологическое развитие и здоровье. Она влияет на формирование организма ребёнка на всю оставшуюся жизнь.
Осуществление здоровьесберегающих технологий в Боброводворской школе реализуется учителями и работниками школы через индивидуально-личностный подход к каждому ученику. Таким образом ученики нашей школы учатся жить вместе и активно жить в окружающем социуме, как лично, так и взаимодействовать с окружающими его людьми. Учителя Боброводворской школы уверены, что здоровьесберегающая работа, правильно используемая ими на уроках, должна способствовать развитию природных данных школьников: умственной способности, чувствительной сфере, активной физической деятельности и т. д.
В Боброводворской школе в образовательном процессе основополагающим направлением деятельности школы и учителей является формирование общепринятой здоровой и безопасной образовательной среды для наших учеников, а также воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни школьников. Главным основополагающим условием современного качественного образования является — здоровье наших учеников. Работа нашей школы в воспитание здорового образа жизни учащихся представлено в виде взаимосвязанных блоков — по здоровьесбережению учащихся, учебно-образовательной и воспитательной деятельности школьников, усовершенствованной работы по формированию спортивной и физической активности школьников, постоянная взаимосвязь образовательного учреждения и родителями. Все эти направления способствуют развитию и формированию у обучающихся представления о ценности и значимости их личного здоровья. Дают учащимся основополагающую цель осмысленно стремиться к сохранению и укреплению своего здоровья.
В нашей Боброводворской школе здоровая и безопасная образовательная среда включает в себя много направлений вот некоторые из них:
— воспитание у учеников понимания ценности своего здоровья, здорового образа жизни, физической культуры способствующих его сохранению;
— сохранение своего здоровья и жизни, понимание вреда алкоголя, наркотиков и психотропных средств, формирование навыков;
— социальная адаптация, знание способов выживания в неблагоприятных условиях, следует повышать интерес к физической культуре и спорту, ведь именно в них — залог здоровья.
В нашей школе был разработан здоровьесберегащий проект, в котором ведётся совместная деятельность всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья, и обеспечения безопасности жизнедеятельности: духовно-нравственное воспитание обучающихся: воспитание у детей чувства сострадания и сопереживания к ближнему и умение оказать посильную помощь себе и окружающим его людям если находишься в неблагоприятных условиях; научить детей контролировать собственные эмоции и эмоции окружающих людей; уважительно относиться к чужому мнению; воспитывать и прививать ученикам правила культурного поведения в своей семье и окружающим их социуме; знакомить с этическими и моральными нормами поведения, учить понимать их актуальность и необходимость и применять в повседневной жизни.
Актуальность проекта, который проводится в Боброводворской школе по созданию и обеспечению здоровьесберегающей среды в необходимости укрепления психического и физического здоровья учащихся, основан на формировании навыков здорового образа жизни у учеников. Создаются все необходимые условия, чтобы вырабатывать у детей привычки: к чистоте, самообслуживанию и аккуратности, прививать стремление к соблюдению режима дня, к необходимости бережного отношения к своему здоровью. Педагогами нашей школы созданы все условия для активного участия детей в оздоровительных и физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в общеобразовательных учреждениях и иных учреждениях дополнительного образования, способствующих укреплению здоровья учащихся.
В целом это создаёт безопасную здоровьесберегающую образовательную среду с точки зрения психологической, личностной защищенности детей и подростков.
Создание психоэмоциональной безопасной для учеников образовательной среде также необходимо для общеобразовательных организаций. Понятие эмоциональная безопасность образовательной среды новое для педагогической науки и педагоги Боброводворской школы активно изучают необходимые материал и активно применят их на практике на уроках и внеурочных занятиях. [1]
При составлении портрета психологически здорового своего ученика мы видим творческую, жизнерадостную, веселую, открытую, познающую самого себя и окружающий мир личность. Она полностью понимает уникальность самой себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих её людей. Ребёнок находится в постоянном развитии и окружающие его педагоги, родители, сверстники активно влияют на его личностный рос и развитие, что способствует тому, что он сам берёт ответственность за свою личную жизнь на себя, учится извлекать уроки из неблагоприятных жизненных ситуаций, делать выводы и самостоятельно находить выход. Жизнь его наполнена смыслом и определённой целью, к которой он начинает стремиться.
Современная образовательной среда должна быть свободной от психологического насилия и составлять психологическую безопасность для подрастающего поколения.
Психологическая безопасность образовательной среды связана с формированием физического и психического здоровья учащихся. Её главная и основная цель — это сохранение здоровья: учеников, педагогов, родителей. Это обусловлено тем, что безопасность человека — это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия. [2]. Все эти группы потребностей человека определяют социальный статус личности подрастающего человека и его дальнейшее поведение в жизни.
Одной из главных ступеней в формировании жизненной среды человека является образовательная среда школы. Школы должны быть местом безопасного жизненного пространства для своих учеников. В изучение психологической безопасности личности в образовательной среде входят не только ученики нашей школы, но педагоги, семьи учеников, что помогает строить свою систему безопасности в учебно-образовательном и воспитательном процессе. [3]
Учителя и педагоги обязаны уделять своё пристальное и постоянное внимание на усиление сплочения детей в коллективе, воспитывать чувства единства, равенства и братства, что так же способствует формированию здорового эмоционального настроя у учащихся. Положительная сторона эмоциональной безопасности (радость, восторг, восхищение), наоборот способствует обеспечению здоровья индивидуальной личности, психического и физического. Важнейшей и приоритетной задачей современных школ и организаций дополнительного образования детей, является создание образовательной среды, комфортной и безопасной для них. Должно особенно уделяться внимание важности сохранения и приумножения психического и физического здоровья школьников. Образовательная среда должна быть наполнена мероприятиями, которые могут вызывать у детей настоящие положительные эмоции. В этом главная задача администрации МБОУ «Боброводворская СОШ», учителей и педагогов, и всех служб, способствующих образовательному процессу.
Литература:
- Баева, И. А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников / И. А. Баева, В. В. Семигин. — Текст: непосредственный // Известия РГПУ им. А. И. Герцена.. — 2005. — № 12. — С. 4–6.
- Березина, Т. Н. Несознательное как образование высшего порядка. / Т. Н. Березина. — Текст: непосредственный // Мир психологии. — 2014. — № 1. — С. 240–253.
- Березина, Т. Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды / Т. Н. Березина. — Текст: непосредственный // Психология и психотехника. — 2013. — № 9. — С. 897–902.