В статье рассматривается новая модель педпрактики в педагогических учреждениях Китая, определяется замена моделей как эффективное средство повышения качества подготовки будущих учителей.
Ключевые слова: педагогическая практика, педпрактика по замене учителей, подготовка педагога, грамотность студентов педвуза, высшее профессиональное педагогическое образование.
Педагогическая практика бакалавра является важным звеном в процессе подготовки учителей и необходимым средством при переходе от статуса «выпускник вуза» к статусу «учитель» и при формировании профессиональной идентичности будущих педагогов. По ряду причин в системе профессионального высшего образования всегда встают вопросы обеспечения необходимого качества проведения практики в школах, не имеющих потенциала; отсутствия мотивации детского сада и школы при заключении договора о проведении практики с вузом и так далее [1]. Способом решения этих вопросов становится изучение новой модели педпрактики. Особый вид педагогической практики представляет собой модель по замене учителей сельских школ выпускниками педвузов (далее — замена моделей в педпрактике): студенты педагогических вузов проходят практику, заменяя учителей в школах; при этом учителя, которых заменяют студенты, направляются в педвузы для переподготовки и повышения. Данная модель может помочь повысить эффективность практики и окажет активное влияние на качество подготовки учителей.
Замена моделей в педпрактике впервые начала проводиться в 1970-х годах. В то время студентов старших курсов педагогических направлений подготовки математического факультета Сипинского педагогического колледжа (с 2002 года — Цзилиньский педагогический университет) направили на уроки в сельские школы с целью прохождения практики и замещения преподавательского состава местных школ. В 1988 году в Юньнаньском педагогическом университете проходил эксперимент с заменой местных учителей. Студенты-практиканты были направлены в общеобразовательные организации, находящиеся в поселке, а местные учителя проходили переподготовку в данном вузе. Синьянский педагогический колледж (ныне Синьянский педагогический университет), Нанкинский педагогический колледж Сяочжуан (ныне Нанкинский университет Сяочжуан) и ряд других учреждений того времени внедрили данную модель образовательной практики. Например, введение «Проекта 411» в Ичжоуском педагогическом колледже оказало положительное влияние на проведение практики студентов старших курсов и поддержало сельское образование. В пятом семестре студенты отправились на стажировку в школы неблагополучных районов, чтобы облегчить проблему дефицита учительских кадров и получить педагогический опыт в реальной образовательной среде. Таким образом, эта модель практики призвана решить проблему нехватку мест для практики в сельском образовании, что постепенно принимается многими педагогическими заведениями.
Замена моделей в педпрактике тесно взаимосвязано с реализацией программы по улучшению школьного образования и повышению квалификации учителя в экономически отсталых регионах. В период с 2000 по 2002 год профессор Чжан Шия из Юго-Западного университета предложил программу по созданию проекта обновления содержания профессиональной деятельности учителя базового образования в неблагополучных районах, аргументируя ее внедрение необходимостью формирования долгосрочной и институционализированной системы стажировок на высшем уровне, что способствовало изменению сегодняшнего состояния образовательных стажировок и изучению путей решения проблемы нехватки кадров (учителей) в сельских школах. Его программа была одобрена и внедряется Министерством образования Китая.
В 2006 году Министерство образования КНР опубликовало «Мнения по активной поддержке сельских учителей городскими учителями»; в 2007 году издало «Мнения по активному продвижению стажировки и участию в программе по улучшению школьного образования в экономически отсталых регионах», которые четко требуют от высших педагогических учреждений организовывать прохождение практики в начальных и средних школах студентами старших курсов педагогических направлений подготовки как минимум в течение одного семестра. Это свидетельствует о том, что замена моделей в педпрактике была утверждена на национальном уровне. В упомянутом выше национальном документе 2006 года прямо указано: «Студентам, которые участвовали в стажировках в сельских школах, будут предоставлены рекомендации для трудоустройства и приоритет при приеме на работу» [2]. Очевидно, что данные меры действительно повысят мотивацию студентов педагогических вузов при выполнении главной задачи.
Количество педагогических колледжей и университетов, предлагающих замену моделей в педпрактике, значительно увеличилось, и практика организуется совместно различными высшими педагогическими учебными заведениями. Более того, замена моделей стала основной формой образовательной практики для студентов, получающих бесплатное образование в педвузах. В 2010 году началась реализация государственной программы переподготовки учителей начальной и средней школы, включающая в себя проект подготовки педагогического состава в деревнях западного и центрального регионов страны. Замена моделей получает широкое развитие по всей стране: студенты педвузов старших курсов занимаются преподавательской и воспитательской деятельностью на должностях учителей в сельской местной школе в течение одного семестра, и в то же время университет проводит программу переподготовки и повышения квалификации замененных учителей.
Существуют некоторые различия между заменой моделей и традиционной стажировкой (таблица 1) [3].
Таблица 1
Различия между заменой моделей и традиционной стажировкой
Категории |
Традиционная стажировка |
Замена модели в педпрактике |
Главная задача практики |
Подготовка студентов вуза |
Подготовка студентов вуза и переподготовка сельских учителей |
Организатор и администрация практики |
Университет принимает на себя основную ответственность за управление практикой |
Орган местного управления образования, школа и университет осуществляют совместное управление |
Расходы на практику покрывают |
Вузы |
Вузы и орган местного управления |
Задачи студента-практиканта |
В основном выполнить преподавательскую работу по предмету, приобрести навыки, практический опыт в школе |
Взять на себя полную ответственность за исполнение обязанностей учителя, которого заменяет в школе |
Для выпускника бакалавриата замена моделей не только является педагогической практикой, но и дает право работать учителем в школе. Благодаря большей продолжительности и самостоятельности при данной модели студент-практикант приобретает всестороннюю и достаточную подготовку. Исследования ученых показали [4; 5; 6], что данная модель:
— способствует формированию профессиональной компетенции, повышает уровень педагогических знаний, умений и навыков;
— стимулирует студентов к реализации функций учителя, формирует мотивацию к воспитательной и преподавательской деятельности в сельских школах;
— помогает студентам заложить основу профессионального развития.
Кроме того, замена моделей позволяет студентам получить глубокое понимание особенностей профессии педагога, повысить значимость развития системы базового образования в условиях сельской школы.
Замена моделей также оказывает непосредственное влияние на сельскую школу и является двусторонним обучением и для студентов, и для учителей [7; 8]: пополняет ряды учителей в сельской местности, изменяет распределение долей учителей разных дисциплин и в определенной степени совершенствует структуру состава педагогических кадров; содействует внедрению качественного обучения в сельских школах, обеспечивает развитие личности обучающихся; обновляет концепции обучения и повышает интерес учеников к учебе. Местные профессиональные учителя получают возможность переподготовки в педвузе, что способствует профессиональному росту.
Реализация замены моделей может продемонстрировать многочисленные преимущества системы высшего образования и, что немаловажно, способствовать обновлению образовательной программы, приведению ее в соответствие с реальными ситуациями в школах. Безусловно, такая модель стажировки может создать образовательное пространство, которое характеризует взаимодействие между вузом и школой в современных условиях, помогая совершенствованию непрерывной образовательной системы.
Одним словом, замена моделей в педпрактике означает интеграцию профессионального развития педагогического состава сельских школ с процессом подготовки педагогических кадров, позволяет достичь беспроигрышной ситуации как для высших учебных заведений, так и для сельских школ.
Литература:
- Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина и др. Проблемы педагогической практики и пути их решения. Вестник ВГУ. 2016. № 3. С. 75–81.
- Министерство образования КНР. Мнение по активной поддержки сельских учителей городскими учителями. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A10/s7058/200602/t20060226_81598.html (дата обращения: 23.09.2021).
- Юй Дэхуа. Мысли о стажировке и замещающем обучении педагогических студентов. Вестник Хайнаньского педагогического университета (социальные науки). 2012. № 7. С. 120–123.
- Лю Е. Анализ эффективности и методические рекомендации по прохождению практики педагогических университетов. Гуанчжоуский университет. 2015. С. 65. URL: https://gb.global.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CMFD&dbname=CMFD201601&filename=1015648427.nh&v=MDAwNDFyQ1VSN3VmYnVScUZ5emxVcnJOVkYyNkc3VzhGdFhPcUpFYlBJUjhlWDFMdXhZUzdEaDFUM3FUcldNMUY= (дата обращения: 23.09.2021).
- Лю Цзе, Ху Лина. Исследование развития профессионального качества практики замены студентов педагогического образования. Ежемесячник исследований в области образования. 2018. № 12. C. 82–91.
- Тан Сяохэн, Тан Хэнцзюнь и др. Эмпирическое исследование развития профессиональных качеств педагогических студентов в замене моделей. Вестник Юго-Западного университета (версия социальных наукиздание). 2013. № 1. С. 63–69.
- Ван Юйньяань. Роль замены моделей в построении интегрированного педагогического образования. Хэбейский педагогический университет. 2010. С.92. URL: https://gb.global.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CMFD&dbname=CMFD2011&filename=2010161856.nh&v=MDkwMjdTN0RoMVQzcVRyV00xRnJDVVI3dWZidVJxRnl6bFVMek9WMTI2SHJLK0g5bkpxWkViUElSOGVYMUx1eFk= (дата обращения: 23.09.2021).
- Су Йон. Замена моделей — создание единого нового тип моделей учебной полевой работы педагогических студентов и переподготовки учителей сельских средних школ. Исследование в области образования. 2009. № 8. C. 104–107.