Этнос Красноярского края как элемент внешнего воздействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 02.11.2021

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Воронов, С. Е. Этнос Красноярского края как элемент внешнего воздействия / С. Е. Воронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 178-181. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85031/ (дата обращения: 18.12.2024).



Тема актуальна в связи с возможностью рассмотреть население Красноярского края в динамике развития населяющих его народов за предыдущие 400 лет; более отдаленные времена пока для изучения авторам не подвластны.

До прихода русских на эти земли их заселяли определенные племена. Да, у них были свои вожди, ханы, но не всегда даже одно племя объединялось под руководством какого-либо из них. Однако поговорим о народах, заселяющих Красноярский край. Если исходить из отписки Андрея Дубенского в Тобольск [3], в которой он пишет о кыргызских, качинских и аринских татарах, то создается впечатление, что на этих землях проживали только татары. Много позже в документах стали выделять качинцев, аринцев, киргизов, тубинцев, кызылцев, канских, братских, абаканцев и т. д., что ясности не вносит, поскольку часто речь идет о месторасположении племен (на реках Кача, Кан, Туба, Абакан), а не их национальности. И еще через сто пятьдесят лет после появления казаков у Енисея в своих путевых записках П. С. Паллас указывает на ясашное население Енисейского уезда: татар качинских, койбальских, яринских, канских, калачинских (камасинских) и удинских, то есть опять-таки татар. По недавним данным коренными признаны 10 народов края: долганы, эвенки, хакасы, ненцы, якуты, кеты, нганасаны, селькупы, энцы и чулымцы; последние две народности довольно часто относят к ненцам и хакасам [5, c. 17], соответственно. Кто из них в прошлом качинцы, аринцы и т. д. и сохранились ли последние — в этом разобраться мне не удалось.

И вот в эту систему народов с севера (из Енисейска) пришли на кочах казаки за землями и ясаком. Пришли не сами, а по повелению российского царя Михаила Федоровича. Кто такие «казаки», никто точно не знает. Очевидно одно: изначально это были общества, объединяющие в себе тех, кто бежал от несправедливости угнетателей, вне зависимости от национальности (русские, поляки, украинцы, черкесы, татары и многие другие). Тот факт, что они перестали быть свободными и подпали под руку царя, структуру их национального состава не менял. И вот эта разношерстная кампания увеличила собой количество народов на завоеванной приенисейской «землице». Пока в небольшом количестве, всего-то около четырехсот человек, но с серьезными намерениями.

Путь был проторен. И в Красноярский край потянулись люди из европейской части России. В первые сто пятьдесят лет это были в основном те же самые казаки, крестьяне, ремесленники, торговцы, ростовщики, последние чуть позже (к началу XIX века) были представлены евреями — появилась еще одна народность в крае. Казаки же изначально были представлены незначительным числом поляков; по источникам, сам Дубенский был таковым. Однако резкий рост поляков произошел в результате восстаний в Польше против Российского владычества и войны поляков с окружающими странами (Россией и Австрией, Россией, Австрией и Пруссией, Россией и Пруссией). Речь Посполитая конца XVIII века была мощным европейским государством, по количеству населения уступавшая только Франции и России, она простиралась от Балтийского моря до Черного моря, занимая территории нынешних Польши, Литвы, Украины, Беларуси, частей Германии, Австрии, Словакии, Молдовы, Венгрии, Смоленской области России. Серьезная держава. И вдруг под влиянием французской буржуазной революции она рискнула принять Конституцию, направленную на доминирование королевской власти и снижение роли Сейма, которую на дух не приняло польское дворянство, шляхетство. Аристократы Речи Посполитой по решению Тарговицкой конференции обратились к России за помощью по свержению королевской власти. Екатерина II на это согласилась, поскольку поляки слишком доставали с давних времен (вспомним оккупацию ими Москвы и Лжедмитрия) и с этим мощным государством можно покончить, используя внутреннюю смуту. В 1792 году русские войска захватили значительную часть территории Польши; Екатерина II заключила договор с Пруссией (инициатором договора был король Пруссии Фридрих II) о разделе Польши, при этом Россия не получила ни клочка собственно польской территории, из-за чего Екатерина II отказалась от предложения польской шляхты именоваться королевой Польши. Раздел Польши не устроил определенную часть польской шляхты, которая вознамерилась вернуть Польше статус Речи Посполитой с ее границами на 1772 год. Восстание 1794 года возглавил Т. Костюшко; оно начало расширяться, захватывая все новые районы, в том числе, отошедшие к России. Россия заключает договоры с Австрией и Пруссией, вместе оккупируют Польшу, произведя второй ее раздел. Затем последовал третий раздел и постоянные волнения в Польше (восстания 1794, 1830–1831, 1846, 1863–1864 годов). На восстания Россия реагировала жестко, часть восставших (а это не только поляки, но и украинцы, и белорусы) были сосланы в Сибирь: «Людей низшего сословия, кои, участвуя в сих беспокойствах, будут взяты с оружием в руках, к какой бы кто ни принадлежал губернии, отдавать в рекруты и отсылать на службу в сибирские линейные батальоны» [1, c. 140], находящиеся, в том числе, и в Енисейской губернии. Правда, позже Александр II амнистировал девять тысяч польских повстанцев, но они уже не все уехали из Сибирской губернии. Амнистия подтолкнула поляков к новому восстанию, результатом погашения которого стали повешение 128 человек и новые сотни сосланных в Сибирь.

Во второй половине XIX — начале XX веков, особенно в годы столыпинской реформы массы крестьян и не только (мастеровых, ремесленников) хлынули из Польши и других западных областей России в Сибирь, в том числе — в Енисейскую губернию. Способствовало этому и открытое железнодорожное сообщение вплоть до Владивостока, что существенно сокращало время путешествия. Я сам из семьи, предки которой переселились из Кракова в Красноярск в конце XIX века. Девушка старинного обедневшего аристократического рода Броницких тайком от своей матери, которая не позволяла знакомиться с холуями (она громогласно утверждала, что в их роду никогда не было прачек, швачек и цируличек), хотя сама жила в нищете, познакомилась и вышла замуж за мастерового белоруса Голубя и уехала с ним в Красноярск. Здесь он устроился на железную дорогу, выучился на машиниста паровоза, выстроил свой дом в Николаевке. И таких были тысячи. Приенисейский регион начал существенно прирастать людьми из европейской части империи.

В революцию 1917 года и сразу после нее особых изменений в этногенезе приенисейской Сибири не происходило, если не считать того, что по ней прокатился с запада на восток Чешский корпус, который в этногенезе особого следа не оставил. Как не особенно изменили этнический состав Красноярского края и последующие трагические события тридцатых годов XX века, когда сотни тысяч жителей Сибири, в том числе и Красноярского края, были переселены на Амур и Аргунь, чтобы заместить выселяемых оттуда казаков Забайкальского и Амурского казачьих войск, настроенных не очень лояльно к советской власти. В этом был и один положительный момент: семья забайкальского казака встретилась с указанной выше польско-белоруской семьей, создав одну многонациональную. Хотя не следует забывать того факта, что Амурское и Забайкальское казачьи войска в значительной степени состояли из бурятских и тунгузских полков. Соответственно, высылаемые из Забайкалья казаки были в определенной части и бурятами, и тунгусами, что существенно изменило объем этих национальностей в этногенезе Красноярского края, поскольку до того их было здесь незначительное количество, единицы. Некоторые авторы недоумевают: «Лишь к 1939 году произошел резкий малообъяснимый скачок до 1,9 тыс. чел.» [5, c. 151]. Увы, все объясняется просто: репрессии 30-х в Забайкалье коснулись и бурят, которые в большом количестве были переселены подальше от Китая, в том числе, и в Красноярский край.

Это было не последнее насильственное увеличение населения Красноярского края и его качества. Перед началом Великой Отечественной войны в Красноярский край поступили эшелоны с эстонцами, западными украинцами, а также финнами. Все эти народы попали под жернова репрессий только потому, что после реализации пакта Молотова-Риббентропа часть населения этих стран не смирилась с присутствием советских войск и администрации и выступала против, ну и в качестве превентивной меры против возможного сотрудничества в случае войны с Германией. Правда, в эти жернова попадали и невиновные — доносы были в большом ходу. И хотя эти народности уже присутствовали в Красноярском крае, их количество в результате репрессий увеличилось.

Но самым неверным поступком советской власти было выселение с родных мест целых народов: ингушей, крымских татар, немцев Поволжья, калмыков и других. Объяснение было простым: «Учитывая, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупантов организовывали банды и активно противодействовали органам советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершают бандитские налеты на колхозы и терроризируют окружающее население, — Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Всех калмыков, проживающих на территории Калмыцкой АССР, переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать…» [2]. Интересно, а куда нужно было сослать всех русских за борьбу на стороне германских войск Русской Освободительной Армии генерала Власова или освободительной армии Каминского? Интересно, а где не было банд русских, украинцев и других народов, созданных дезертирами, да и противниками советской власти. На операцию по выселению калмыков было выделено не менее 10 тысяч воинского контингента и это на 93 тысячи выселяемых [4, c. 16] женщин, стариков, детей. И это, добавим, на завершающем этапе Сталинградской битвы, когда каждый солдат был нужен. В Красноярский край по разнарядке было направлено 25 тысяч человек (448 мужчин, читай — стариков, поскольку все мужчины либо служили немцам, либо боролись с немцами в рядах Красной армии и последних около 15 тысяч было из армии выведено и направлено в лагеря; 8845 женщин и 11705 детей) [4, c. 58], погибло в пути 434 калмыка. По рассказам моего дедушки — Козлова Анатолия Петровича, в морозный день на станции Камала в Красноярском крае остановился состав, из которого посыпали женщины, дети, старики низкорослые, узкоглазые и скуластые. Это прибыли калмыки в места, где их никто не ждал. Никто не приготовил для них жилье и им пришлось в откосах довольно глубокого оврага метрах в пятистах от шахтоуправления и Новостройки рыть землянки, обивать их сырыми досками, изготавливать примитивные двери. Сколько их замерзло в первую зиму — никто не считал. Замерзло бы больше, если бы ни шахтеры, которые из металлолома изготавливали для них буржуйки, что хоть немного обогревало землянки. Д. Кугультинов по этому поводу написал:

«Я знал, что мой народ в лесах Сибири

Нашел друзей и вновь душой окреп,

Средь лучших русских, средь щедрейших в мире,

Деливших с нами и судьбу, и хлеб».

Долго в Камале они не задержались, оставшихся в живых, кроме нескольких, устроившихся на шахту и получивших новый статус, через пару лет распределили по колхозам и совхозам края. Калмыки лишь не надолго изменили этногенез края, после их реабилитации и возвращению в Калмыкию в крае их осталось лишь несколько сот человек.

И, наконец, резко повлияли под внешним воздействием на этногенез края немцы, которых перед войной было в крае четыре тысячи, в 1959 году 66,7 тысяч человек. Разумеется, речь идет о военнопленных, которые после реабилитации в 1956 году уезжали, но не так активно, поскольку еще в 2002 году их оставалось в крае около 40 тысяч [5, c. 54].

В заключение хочется сказать, что в Красноярском крае проживает 137 национальностей. Да, не все они здесь оказались добровольно, но точно добровольно они здесь остались жить.

Литература:

  1. Указ Николая I Сенату о наказании участников польского восстания 1831 г. // Польша против Российской империи: история противостояния. Минск, 2012.
  2. Указ Президиума Верховного Совета СССР о ликвидации Калмыцкой АССР…подписан Председателем Президиума М. Калининым 27 декабря 1943 года.
  3. Город у Красного яра. Красноярское книжное издательство, 1981.
  4. Убушаев В. Калмыки: выселение и возвращение. Элиста, 1991.
  5. Этноатлас Красноярского края. Красноярск, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): Красноярский край, Россия, Польша, Австрия, быль, Сибирь, советская власть, тысяча, Енисейская губерния, королевская власть.


Задать вопрос