Современные методы и технологии сопровождения профориентации в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 30.10.2021

Статья просмотрена: 9695 раз

Библиографическое описание:

Швецова, Н. В. Современные методы и технологии сопровождения профориентации в школе / Н. В. Швецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 202-205. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85033/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются современные методы и технологии профориентационной работы, которые могут быть использованы в работе со школьниками. Также в статье приводятся примеры различных цифровых ресурсов, которые созданы для оказания помощи при выборе профессии.

Ключевые слова: профессиональный путь, выбор профессии, профориентационная работа, профессиональная деятельность.

Изменения, происходящие в социально-экономических условиях страны, затрагивают самые разнообразные системы, в том числе и систему образования. Согласно действующему ФГОС основного общего и среднего образования выпускники школ должны быть готовы к осознанному и самостоятельному выбору профессии. При этом современный рынок труда предъявляет достаточно высокие требования к кандидатам, например, сейчас уже недостаточно быть специалистом узкой направленности. Темпы развития экономики и технологий таковы, что приходится постоянно под них подстраиваться, учиться чему-то новому, повышать свою квалификации. В этой связи получила развитие концепция soft skills и hard skills. Soft skills, или «мягкие» навыки-это те навыки, которые не связаны с какой-то конкретной предметной деятельностью, но они отвечают за успешное участие в рабочем процессе. К таким навыкам относятся: критическое мышление, коммуникабельность, лидерские качества, умение работать в команде. Если же говорить о hard skills, или «жестких» навыках, то это те знания и умения, которые необходимы для совершения конкретной профессиональной деятельности. Примечательно, что раньше предполагалось о ведущей роли «жестких» навыков, поэтому все образовательные программы высшего образования строились на развитие этих компетенций. Но затем выяснилось, что профессиональный успех только 15–25 % случаях зависит от hard skills, а в 75–85 %-от soft skills [6]. Изучая российский рынок труда в 2018–2019 г., компания «Head Hunter» обнаружила, что работодатели так же предъявляют к потенциальным кандидатам определённые требования к наличию развитых у них «мягких» поведенческих навыков, помимо стандартных требований к уровню профессиональных знаний [2]. Все эти изменения говорят о том, что и подходы к профориентационной деятельности учащихся надо выстраивать с учётом современных тенденций развития социально-экономических условий.

Когда же начинается профессиональная ориентация? Тогда, когда ребёнок начинает задумываться о своих интересах и склонностях, примеряя их к различным профессиям. При этом у некоторых детей это может происходить гораздо позже 9 класса, ведь именно на этой ступени образования у ребят есть выбор: продолжить обучение дальше в школе или уйти в другое профессиональное учреждение, где их обучат конкретной деятельности. А ведь удачный выбор профессии является одной из ключевых задач на пути к успешности во взрослой жизни. Многие ребята делают свой выбор неосознанно, в силу того, что они не могут оценить свои возможности, спрогнозировать состояние рынка труда и потребности экономики в кадрах из-за нехватки объективной информации.

Для успешного овладения профессией необходимо, чтобы индивидуально-личностные характеристики человека соответствовали предъявляемым требованиям к профессии. Если при выборе профессии не учесть эти требования, то это может привести к снижению качества жизни, нервным перенапряжениям, различным нервно-соматическим расстройствам. Всё это говорит о важности осознанного и вдумчивого выбора своей профессиональной деятельности в подростковом возрасте.

Психологический словарь даёт следующее определение: «профессиональная ориентация (профориентация)»-это система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии [1]. Это те мероприятия, которые направлены на формирование осознанного самоопределения с учётом своих склонностей, интересов и возможностей, а также с учётом требований экономики в специалистах разного профиля.

Выделяют следующие характеристики профориентации:

  1. Профориентация-система государственных мероприятий. Она необходима для оптимального распределения кадров.
  2. Профориентация не является самостоятельной наукой, для решения своих задач она опирается на данные других дисциплин: психологии, педагогики, экономики и др., а также применяет их научные формы и методы.
  3. Для обеспечения своей эффективности профориентация учитывает потребности и мотивацию личности при выборе профессии, личностные характеристики человека и необходимость экономики в соответствующих кадрах [1].

Профориентационная работа предполагает под собой проведение различных мероприятий по установлению профессиональной пригодности обучающегося с использованием различных форм, методов и технологий.

Методы профориентации:

  1. Информационно-справочные. К ним относятся: справочная литература, профессиограммы, экскурсии на предприятия и в учебные заведения, справочная литература, учебные фильмы, специализированные уроки, ярмарки профессий и т. д.
  2. Психодиагностика. К ним относятся: закрытые и открытые беседы-интервью, специализированные опросники: профессиональной мотивации, способностей, личностных особенностей, психофизиологические обследования и т. д.
  3. Методы морально-эмоциональной поддержки. К ним относятся: индивидуальная или групповая психотерапия, тренинги общения, публичные выступления, игры с элементами психотренинга, «праздники труда» и т. д.
  4. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: использование схем альтернативного выбора, построение системы различных вариантов действий клиента для достижения поставленной цели и т. д. [1].

С развитием дистанционного обучения и цифровизации образовании необходимо учитывать и включать в профориентационную работу различные информационно-компьютерные и Интернет-технологии. К таким технологиям могут относиться:

  1. Электронная почта и системы быстрого обмена сообщениями. Передаваемая таким способом информация может быть различного вида: текстовая, графическая, звуковая. Плюсом такого вида коммуникации является ещё и то, что она позволяет поддерживать связь и обмениваться файлами в удобное для каждого участника время. В рамках профориентационной работы данную технологию можно использовать для проведения опросов учащихся и родителей, для диагностики и мониторинга процесса профориентации.
  2. Мультимедиа-средства. С помощью данных средств можно предложить ученикам и родителям различные обучающие видеоматериалы по сопровождению профориентации, создав мультимедиа-коллекцию и выложив её на портал образовательного учреждения или на специализированную страничку в социальных сетях, где есть возможность обсуждения предлагаемых материалов в режиме интернет-форума. Так же можно обмениваться полезными ссылками на страницы в сети Интернет с профориентационной целью.
  3. Видеосвязь (видеоконференции, вебинары). Преимущество данной технологии в том, что у неё есть возможность записи с последующим предоставлением доступа ля тех, кто не смог присутствовать на виртуальном мероприятии. В рамках профориентационной деятельности данную технологию можно использовать для проведения родительских собраний, встреч с представителями различных профессий, обучающих семинаров, групповых тренингов, классных часов.
  4. Web-технологии. Особенностью данной технологии является возможность организации интерактивного режима взаимодействия. Такие технологии обеспечивают учащихся и их родителей интерактивными обучающими и тестирующими программами. Так же, применяя данные технологии, можно проходить профориентационное тестирование и получать обратную связь учащемуся [4].

Как мы видим, современная профориентационная работа не ограничивается стандартным набором диагностических методик и последующими консультациями на основе результатов тестирования. Стоит отметить, что и государство вкладывается в развитие профориентационного направления молодёжи: организуются и проводятся масштабные мероприятия для школьников, создаются Интернет-ресурсы для помощи в ориентации на рынке труда и т. д.

Одним из главных профориентационных мероприятий для школьников является проект «Билет в будущее», который реализуется с 2018 года. Главной целью этого проекта является формирование осознанной способности у обучающихся к выбору профессионального пути. В нём принимают участие учащиеся с шестого по одиннадцатый классы, а также ребята с ОВЗ. В рамках реализации проекта подросткам дают возможность практического погружения в профессию с помощью профессиональных проб, мастер-классов, квестов. Профессиональные пробы — это специально организованная среда, которая предполагает выполнение заданий, связанных с определённой профессией. Всё это способствует достижению главной цели проекта-возможности учащихся познакомиться с миром профессий и сделать свой осознанный и правильный выбор дальнейшего профессионального образования. С практической стороны участники проекта «Билет в будущее» получают рекомендации по выбору своего профессионального пути [3].

Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов создали информационный Интернет-портал «Атлас новых профессий». Авторы ресурса делают акцент на тенденции развития востребованных профессий и отраслей на ближайшие два десятилетия [8].

Ещё одним профориентационным порталом является сайт «Траектория успеха», который был создан с целью оказания содействия молодёжи в поиске вакансий, стажировок и практик, а также для карьерного развития молодых специалистов. В дополнение к вышесказанному «Траектория успеха» является ещё и площадкой для получения обратной связи между работодателями и соискателями [8].

К региональным порталам, оказывающих профориентационную функцию, можно отнести сайт «Мой ориентир» Министерства образования Московской области. Данный ресурс предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья, целью которого является помощь в выборе своего профессионального пути. При этом за помощью могут обратиться не только дети, но и родители, педагоги, психологи и работодатели [8].

На сайте РОСТРУД Федеральной службы по труду и занятости выложены диагностические методики по профориентации, среди которых тест Е. А. Климова «Ориентация», дифференциально-диагностический опросник, опросник профессиональных склонностей и т. д. Всё это находится в открытом доступе, после заполнения тестов появляется результат и список подходящих профессий [5].

На сайте Министерства труда и социальной защиты РФ размещён справочник профессий, который предназначен для получения информации о перспективных и востребованных профессиях. Справочник находится в бесплатном доступе, в котором содержится информация более чем о 1600 профессиях. Описание профессий имеет краткую и расширенную версию из трёх блоков: нормативная информация, характеристика профессии и аналитико-статистическая информация [5].

Ещё одним цифровым инструментом профориентации является площадка «Проектория». С помощью данной платформы школьники могут получить актуальную информацию о рынке труда, завести полезные знакомства, пройти уроки от представителей профессий, а также «примерить» на себя понравившуюся профессию [7].

У Галины Владимировны Резапкиной существует сайт, посвящённый профориентации. На этом ресурсе также представлены различные психодиагностические методики для самодиагностики и другие методические материалы для работы.

Если говорить о коммерческих организациях, то научно-исследовательский проект «Навигатум» создаёт игровые инструменты системной профориентации: тесты и опросники, готовые сценарии уроков, мультфильмы о профессиях и труде, видеофильмы о выборе профессии и своего пути, обучающие настольные и компьютерные игры.

Список цифровых ресурсов, которые предназначены для профориентации молодёжи, гораздо шире. Как мы видим, в настоящее время разрабатываются и внедряются разнообразные технологии и методы с целью содействия осознанного выбора своего профессионального пути у молодёжи.

Таким образом, мы видим, как в настоящее время научно-технический прогресс проникает и в систему образования, дополняя традиционные формы работы с учащимися новыми технологиями, которые призваны помочь нашим детям сориентироваться в многообразии вариантов профессионального развития.

Литература:

  1. Болдина М. А., Деева Е. В. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 1 (165). С. 7–17.
  2. Горьковая О. П., Козловский Н. В., Матыкина В. С., Петров А. В. «Soft skills»: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников // Общество. Среда. Развитие. 2019. № 4. С. 20–25.
  3. Декина Е. В., Шалагинова К. С. Современные методы профориентационной работы как условие формирования у обучающихся способности планировать и реализовывать персональный образовательно-профессиональный маршрут // Концепт. 2020. № 05 (май). С. 42–55.
  4. Загузина Н. Н., Невзоров Б. П., Боков А. В. Возможности психолого-педагогической поддержки и сопровождения профориентации с использованием информационно-компьютерных и дистанционных технологий // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 81–88.
  5. Извекова Е. М. Применение современных цифровых технологий для формирования профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2020. С. 135–139.
  6. Лыскова Ю. С. Традиционные и современные образовательные технологии в контексте hard и soft skills // Матрица научного познания. 2019. № 4. С. 217–225.
  7. Максимова, Л. А., Шайхуллина, С. А. Программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта как основы формирования «мягких» навыков в процессе профессионального самоопределения подростков // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2, № 4. С. 311–320.
  8. Пфетцер А. А. Разработка и применение современных инструментов информационного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 132–138.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профессиональный путь, профориентационная работа, профессия, профессиональная деятельность, обратная связь, профессиональная ориентация, рынок труда, система образования, справочная литература.


Похожие статьи

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Эффективность использования электронных средств при организации учебного процесса

Применение электронных средств обучения привело к появлению новых технологий и форм обучения для обработки и передачи учебных информации. В статье рассматриваются основные вопросы и эффективности применения современных электронных средств в учебном п...

Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения самостоятельной работы у младших школьников

В работе рассмотрены основные аспекты использования онлайн-сервисов в начальной школе для развития навыков самостоятельной работы. Обучение младших школьников с использованием цифровых технологий позволит быстро научиться ориентироваться среди большо...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...

Деятельность педагога-психолога по сопровождению детей в условиях инклюзивного образования

Целью данной работы является анализ направлений деятельности психолога в инклюзивном образовании. В статье рассмотрены дополнительные компетенции педагогов. А также, раскрыты проблемы интеграции детей с ООП в общеобразовательной среде, и ряд основных...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках проектной деятельности (из опыта работы)

В статье рассматриваются возможности применения современных технических средств в исследовательской и проектной деятельности. Приведены примеры использования ИКТ при организации учебной деятельности обучающихся исследовательского характера.

Сравнительный анализ профориентационных методик

В статье представлен сравнительный анализ профессиональных методик, их достоинства и недостатки, и какие существующие методики уже утратили свою актуальность. Рассматривается краткое описание профориентационных методик, которые наиболее подходят для ...

Особенности развития инновационной среды в Израиле

В статье раскрываются основные факторы и причины, способствующие раскрытию инновационного потенциала Израиля. Исследуются международные оценки экспертов уровня развития инновационной среды страны, в которых отражены особенности данного направления. В...

Результаты поисковой работы как конкретизация гипотезы лингвометодического исследования

Данные, приведённые в статье, позволяют обосновать применение фотографии в школьной проектной деятельности по русскому родному языку. Содержание статьи включает результаты, которые были получены в ходе опытно-поисковой работы.

Похожие статьи

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Эффективность использования электронных средств при организации учебного процесса

Применение электронных средств обучения привело к появлению новых технологий и форм обучения для обработки и передачи учебных информации. В статье рассматриваются основные вопросы и эффективности применения современных электронных средств в учебном п...

Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения самостоятельной работы у младших школьников

В работе рассмотрены основные аспекты использования онлайн-сервисов в начальной школе для развития навыков самостоятельной работы. Обучение младших школьников с использованием цифровых технологий позволит быстро научиться ориентироваться среди большо...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...

Деятельность педагога-психолога по сопровождению детей в условиях инклюзивного образования

Целью данной работы является анализ направлений деятельности психолога в инклюзивном образовании. В статье рассмотрены дополнительные компетенции педагогов. А также, раскрыты проблемы интеграции детей с ООП в общеобразовательной среде, и ряд основных...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках проектной деятельности (из опыта работы)

В статье рассматриваются возможности применения современных технических средств в исследовательской и проектной деятельности. Приведены примеры использования ИКТ при организации учебной деятельности обучающихся исследовательского характера.

Сравнительный анализ профориентационных методик

В статье представлен сравнительный анализ профессиональных методик, их достоинства и недостатки, и какие существующие методики уже утратили свою актуальность. Рассматривается краткое описание профориентационных методик, которые наиболее подходят для ...

Особенности развития инновационной среды в Израиле

В статье раскрываются основные факторы и причины, способствующие раскрытию инновационного потенциала Израиля. Исследуются международные оценки экспертов уровня развития инновационной среды страны, в которых отражены особенности данного направления. В...

Результаты поисковой работы как конкретизация гипотезы лингвометодического исследования

Данные, приведённые в статье, позволяют обосновать применение фотографии в школьной проектной деятельности по русскому родному языку. Содержание статьи включает результаты, которые были получены в ходе опытно-поисковой работы.

Задать вопрос