Описаны в статье результаты изучения познавательного интереса у младших школьников. Составители оперируют двумя показателями: уровнем школьной мотивации и уровнем развития познавательного интереса. Предлагается к рассмотрению комплекс мероприятий по формированию и развитию данного вида интереса. Основным средством развития выступают дидактические игры.
Ключевые слова: дидактическая игра, познавательный интерес, игровые технологии, младший школьный возраст.
The article describes the results of primary the level of development school age. The authors operate on two indicators: the level of school motivation and of the study of cognitive interest in children t of cognitive interest. A set of measures for the formation and development of this type of interest is proposed for consideration. The main means of development are didactic games.
Keywords: didactic game, cognitive skills, gaming technologies, primary school students.
Процесс развития познавательного интереса у обучающихся начальной школы, как проблема исследования, интересует научное сообщество и в настоящее время. Особое внимание ей уделяется в актуальных психолого-педагогических работах [1]. От проработанности данной проблемы в значительной мере зависит эффективность учебного процесса, ведь познавательный интерес является важным мотивом учебной деятельности для учеников младшей школы. Предполагаемый вариант формирования познавательного интереса в этой возрастной группе, по мнению многих исследователей, является включение игровых технологий в ход урока [2, 3].
Целью нашего исследования стал познавательный интерес детей младшего школьного возраста и его активизация посредством включения в образовательный процесс дидактических игр. Работа была организована в три этапа и проводилась на базе ГБОУ «Школа № 806» г.Москвы. Всего было задействовано 42 обучающихся начальных классов (21 человек в экспериментальной группе и 21 в контрольной группе) возрастом от 7 до 10 лет. В данной статье рассмотрим результаты диагностики по методам «Активность познавательная младшего школьника» Горчинской А. А. и «Мотивации школьной оценки уровня» Лускановой Н. Г. на констатирующем и контрольном этапах, а также кратко представим разработанный нами комплекс мероприятий по формированию и развитию познавательной активности респондентов.
По методике Н. Г. Лускановой продемонстрируем такие результаты (Рис.1.):
Рис. 1. Итоги уровня школьной мотивации изучения на констатирующем и контрольном этапе исследования (в %)
В ходе констатирующей части исследования мы выяснили, что в контрольной (66,67 %) и экспериментальной (71,43 %) группах у испытуемых в большей степени варьируется уровень школьной мотивации средний. Но мы видим, что детей с высоким уровнем школьной мотивации в контрольной группе (23,81 %) больше, чем в экспериментальной (14,29 %). На последнем этапе исследования в группе экспериментальной наблюдаются существенные изменения: высокий уровень возрос более чем в 2 раза, а низкий — сократился до нуля. В контрольной группе изменения не так явно выражены.
В результате изучения уровня познавательной активности на констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что в контрольной группе только у двух учащихся имеется высокий уровень выраженности познавательной активности, а в экспериментальной — у одного. Низкий уровень же при этом не выявлен ни у кого. Это может быть связано с началом учебного года и периодом адаптации в коллективе и школе. Диагностика на контрольном этапе показала, что в контрольной группе два человека «перешли» со среднего уровня на высокий, в экспериментальной же такой «скачок» произошел у четырёх учеников. Мы обосновываем это действенностью нашего комплекса мероприятий, развитием более выраженного познавательного интереса обучающихся экспериментальной группы.
Собственно на формирующем этапе исследования мы предположили, что активизация познавательной деятельности респондентов посредством использования дидактических игр может выступать, как одно из условий повышения общего уровня познавательного интереса. Для этого нами был разработан комплекс мероприятий с использованием средств дидактических игр. Данный комплекс включает в себя три направления:
1) Дидактические игры, которые можно проводить зависимости от текущего типа деятельности учащихся (урок, перемена и т. д.).
2) Блок занятий, которые объединяет тематическая или логическо-целевая направленность.
3) Разработанный план проведения общих тематических дней в каждый из учебных месяцев, посвященный не только единой тематике, но и максимально наполненный дидактическими играми. Например, в сентябре это «Школьный бал», «День туризма», «В стране грамматике».
Работа по данному комплексу мероприятий проводилась только с экспериментальной группой детей. В контрольной же группе учитель лишь изредка применяла дидактические игры. Часто без конкретной цели или системы. В процессе реализации разработанного комплекса мероприятий, ребята проявляли интерес, с энтузиазмом выполняли задания. Не наблюдалось отказов от деятельности, все были вовлечены в работу. Часто среди детей происходило бурное обсуждение заданий, распределение ролей в группе (сразу выявлялись лидеры и исполнители), дети старались поддерживать и помогать друг друга. На протяжении всего формирующего этапа исследования, у детей прослеживалось возрастание интереса к занятиям.
Таким образом, разработанный нами комплекс показал свою эффективность. Также можно говорить о том, что применение дидактических игр, в ходе организации школьного обучения, будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
Литература:
- Желвакова, Е. С. Методы Использования дидактической игры в начлальной школе / Е. С. Желвакова // Science Time. — 2021. — № 7 (91). — С. 36–40.
- Кускарбекова, Н. А. Дидактические игры как способ формирования интереса школьников к предмету / Н. А. Кускарбекова //Актуальные вопросы техники и технологии. — 2018. — С. 125–127.
- Толкова, Н. М., Патрушева, З. В., Енова, И. В. Игровые тихнологии как средство формирования учебно познавательного интереса младших школьников / Н. М Толкова, З. В. Патрушева, И. В. Енова //Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — №. 71(3). — С. 225–227.