Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 30.10.2021

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Лутошкина, В. С. Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка / В. С. Лутошкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 257-260. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85044/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном процессе. В работе освещены приобретаемые обучающимися качества при выполнении проектов на занятиях по английскому языку. Также в статье выделяются критерии оценивания проектной деятельности учащихся.

Ключевые слова: лингводидактический потенциал, метод проектов, иностранный язык, виды проектов, критерии оценивания ПДУ.

В современном мире в связи с социально-экономическими изменениями возникает потребность в активных людях, которые могут быстро приспособиться к меняющимся трудовым условиям. Среди главных качеств таких людей выделяют активность, критичность мышления, самосовершенствование и поиск нового. Как отмечают ученые-педагоги, этому способствует смена дидактического материала. Обратимся к термину «лингводидактический потенциал». Как отмечается в словаре под ред. Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина, лингводидактический потенциал — это «различные способы и возможности использования аутентичных материалов на изучаемом языке... в процессе преподавания и изучения иностранного языка» [1]. Нужно также менять формы и методы обучения, выделить индивидуализацию обучения. Акцент должен ставиться на самостоятельной работе обучающихся. Благодаря техническому прогрессу сделать это не представляется сложным.

Самостоятельная работа позволяет устранить пробелы материала, углубить его, а также способствует раскрытию потенциала обучающегося и повышению мотивации к изучаемому. Планирование своей деятельность является большим преимуществом самостоятельной работы.

В качестве такого способа изучения мы бы хотели рассмотреть метод проектов, который все больше набирает популярность в наши дни. Дж. Дьюи, основоположник «прагматической педагогики», отмечал, что метод проектов — это сочетание жизненного опыта, активной позиции, творческой деятельности, проектной деятельности и поставленной проблемы [2]. На сегодняшний день метод проектов является важнейшей составляющей реализации компетентностного подхода обучающихся. Во время выполнения проекта ученик ставит цель, планирует свою работу, обсуждает ее этапы, методы и сроки выполнения. Для ученика метод проектов — это, как и отмечалось ранее, планирование своей деятельности, возможность раскрыться творчески, саморазвитие. Полученные знания обучающиеся применяют на практике. Использование личностно-ориентированного подхода, как отмечает Репич Е.Б, «помогает создать положительный настрой к изучения АЯ…» [3]. Метод проектов для учителя означает реализацию компетентностного полхода и формирование личностных, коммуникативных, познавательных и других универсальных учебных действий. Репич выделяет следующие виды проектов:

1) Исследовательские — проекты, которые приближены к научному исследованию. В нем должна быть продумана структура, указаны цели, актуальность, источники и результаты;

2) Творческие — проекты, не имеющие определенной структуры;

3) Ролево-игровые — проекты, в которых обучающиеся принимают на себя роли, «обусловленные содержанием проекта»;

4) Информационные — главной задачей здесь является сбор информации;

5) Практико-ориентированные — проекты, которые ориентированные на социальные интересы обучающихся;

6) Монопроекты — проекты, которые проводятся в рамках одного проекта;

7) Межпредметные — проекты во внеурочное время;

8) Проекты с открытой координацией — координатор руководит работой групп;

9) Проекты со скрытой координацией — координатор не только руководит группой, но и сам является участником проекта;

10) Внутренние (региональные) — проекты организуются в одном учебном заведении в рамках одного предмета, внутри одного региона, страны;

11) Международные — данный вид проектов рассматривает работу участников из разных стран. Их реализация требует работы с информационными технологиями [3].

Рассмотрим реализацию метода проектов Жариковой А. А. с параллелью 6-х классов на уроках английского языка. Раздел «Искусство и культура», представленная в четвертой теме, включает тему «Традиционный фестиваль австралийского искусства» [4]. На первом этапе школьникам был предложен небольшой отрывок в исполнении традиционного австралийского инструмента диджериду для того, чтобы они угадали страну, о которой будет идти речь. С музыкальным отрывком у обучающихся возникли сложности, после чего им были предложены фотографии с достопримечательностями Австралии. После того как ученики угадали страну, их вниманию были представлены утверждения по типу «Верю-не-верю» по всему фестивалю, среди которых были следующие:

1) Юлонгу — это название традиционного музыкального инструмента.

2) Любой желающий может посетить фестиваль и др.

3) Каждый год фестиваль проходит в новом месте и др.

Далее школьники работали с лексическим материалом: работа со словарями, ключевыми словами, предложенными учителем, презентациями. Следующий этап включал работу с учебником «Звездный английский». Учащиеся прочитали и прослушали текст, ответили на вопрос учителя. Школьники делились мнениями, хотели бы они посетить Австралию или нет.

В результате были выбраны две темы. Две группы представили свои работы в виде коллажа на коллективном этапе работы. Одна из групп завершила работы синквейном. На отдельном уроке состоялась защита работ. Заключительная часть проекта состояла в оценке проектов. Жарикова А. А. отмечает, что проект был выполнен традиционным образом, то есть практически без помощи технологий. Однако, как подчеркивает исследователь, в современном мире дети большую часть времени проводят время за компьютерами, поэтому такой опыт, который школьники получили во время выполнения данного проекта, оказался для них полезным.

Существует обширное количество методологического и методического характера в помощь учителю в оценивании проектов. Рассмотрим две таблицы, которые предлагаются в одном из таких пособий:

Оценка ПДУ [5, с.4]

Рис.1. Оценка ПДУ [5, с.4]

Оценка продукта ПДУ [5, с.5]

Рис.2. Оценка продукта ПДУ [5, с.5]

Оценка продукта ПДУ [5, с.7]

Рис.3. Оценка продукта ПДУ [5, с.7]

Таким образом, стоит отметить актуальность метода проектов в учебном процессе. Благодаря научно-техническому процессу такие проекты представляются еще более интересными и познавательными для обучающихся. Метод проектов формирует и развивает у школьников такие качества, как самосовершенствование, планирование деятельности, коммуникативность, отстаивание своей точки зрения умение работать как индивидуально, так и в коллективе. Благодаря различным видам проектов можно скоординировать работу обучающихся по необходимому направлению, не забывая об их интересах. Большое количество методических пособий могут помочь учителю оценить проекты обучающихся на высшем уровне.

Литература:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) — М.: Издательство ИКАР, 2009.
  2. Мазеина Л. Н. История возникновения и развития метода проектов в работе учителей начальных классов. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014–3–16.pdf
  3. Репич Е. Б. Метод проектов на уроках иностранного языка — Краснодарский край: историческая и социально-образовательная мысль, 2015.
  4. Жарикова А. А. Использование проектной методики в преподавании иностранного языка — СПб., 2017.
  5. О критериях деятельности проектной деятельности учащихся. URL: http://sch003.ucoz.ru/17–18/dokument/sistema_ocenivanija_prektnoj_dejatelnosti.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, вид проектов, проект, английский язык, иностранный язык, критерий оценивания, обучающийся, оценка продукта, самостоятельная работа, современный мир.


Похожие статьи

Метод проектов как средство развития творческой самостоятельности студентов технических ВУЗов при обучении иностранному языку

Статья рассматривает метод проектов, как средство развития творческой самостоятельности студентов. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятель...

Специфика реализации проектной деятельности обучающихся начальной школы при обучении математике в условиях информационной среды

В статье раскрываются теоретические аспекты организации проектной деятельности младших школьников. Подчеркивается, что условия современности диктуют необходимость реализации проектной деятельности в условиях информационной среды. Анализируются возмож...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Особенности обучения английскому языку на основе интегрированного подхода CLIL

В статье рассматривается понятие «интегрированное обучение». В работе выделены признаки и принципы интегрированного обучения. Раскрывается сущность подхода CLIL. В статье освещается актуальность применения интегрированного подхода CLIL, преимущества ...

Метод проектов как средство формирования коммуникативной мобильности студентов при обучении иностранному языку

В статье рассматривается коммуникативная мобильность как важная составляющая современного специалиста. Определено понятие «коммуникативная мобильность». Представлена актуальность формирования коммуникативной мобильности, в том числе на иностранном яз...

Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе

В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности. Представлены виды работ, способствующ...

Практическая направленность обучения письменной речи в техническом вузе

В статье анализируется проблема практической направленности обучения письменной речи в техническом вузе. Рассматривается необходимость соответствующей организации материала и методики работы с ним. Анализируется возможность использования специфики пи...

Формирование дискурсивной и стратегической компетенции при обучении монологическому высказыванию в проектной деятельности на материале испанского языка

Данная статья посвящена специфике применения метода проектов в формировании дискурсивной и стратегической компетенции. Статья раскрывает понятия «дискурсивная и стратегическая компетенция», рассмотрен метод проектов как способ обучению монологическом...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Похожие статьи

Метод проектов как средство развития творческой самостоятельности студентов технических ВУЗов при обучении иностранному языку

Статья рассматривает метод проектов, как средство развития творческой самостоятельности студентов. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятель...

Специфика реализации проектной деятельности обучающихся начальной школы при обучении математике в условиях информационной среды

В статье раскрываются теоретические аспекты организации проектной деятельности младших школьников. Подчеркивается, что условия современности диктуют необходимость реализации проектной деятельности в условиях информационной среды. Анализируются возмож...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Особенности обучения английскому языку на основе интегрированного подхода CLIL

В статье рассматривается понятие «интегрированное обучение». В работе выделены признаки и принципы интегрированного обучения. Раскрывается сущность подхода CLIL. В статье освещается актуальность применения интегрированного подхода CLIL, преимущества ...

Метод проектов как средство формирования коммуникативной мобильности студентов при обучении иностранному языку

В статье рассматривается коммуникативная мобильность как важная составляющая современного специалиста. Определено понятие «коммуникативная мобильность». Представлена актуальность формирования коммуникативной мобильности, в том числе на иностранном яз...

Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе

В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности. Представлены виды работ, способствующ...

Практическая направленность обучения письменной речи в техническом вузе

В статье анализируется проблема практической направленности обучения письменной речи в техническом вузе. Рассматривается необходимость соответствующей организации материала и методики работы с ним. Анализируется возможность использования специфики пи...

Формирование дискурсивной и стратегической компетенции при обучении монологическому высказыванию в проектной деятельности на материале испанского языка

Данная статья посвящена специфике применения метода проектов в формировании дискурсивной и стратегической компетенции. Статья раскрывает понятия «дискурсивная и стратегическая компетенция», рассмотрен метод проектов как способ обучению монологическом...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Задать вопрос