В статье рассмотрены организационно-педагогические условия оценивания педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: педагог, дошкольное образовательное учреждение, деятельность педагога.
The article examines the organizational and pedagogical conditions for assessing pedagogical activity in a preschool educational institution.
Key words: teacher, preschool educational institution, teacher's activities.
Социально-экономические изменения в России потребовали модернизации системы образования. Новые задачи, стоящие перед образованием сегодня, сформулированы и представлены в Законе «Об образовании Российской Федерации» и Образовательном стандарте нового поколения — профессиональном стандарте учителей.
В структуре Стандарта раздел «Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования» определен как основной [3, с. 19].
Подбор персонала имеет большое значение для реализации ФГОС дошкольного образования.
Современный образовательный процесс — это специально организованное взаимодействие учителя и ученика (педагогическое взаимодействие). От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития дошкольника. Главный герой, способный выполнять поставленные учебно-воспитательные задачи, — педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности [5, с. 6].
В связи с этим особенно важны следующие профессиональные качества педагога дошкольного образования:
— видение современных задач дошкольного образования;
— наличие педагогической позиции человека по отношению к ребенку, культуре, творчеству;
— умение заботиться об экологии детства, сохраняя духовное и физическое здоровье детей;
— проявлять заботу о развитии индивидуальности каждого ребенка;
— способность создавать и обогащать культурную, информативную и дисциплинарную образовательную среду;
— умение работать с учебным содержанием и обучающими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;
— умение проводить экспериментальную деятельность, внедрять современные подходы и технологии, оценивать их эффективность;
— способность учиться новому.
Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность [2, с. 72]. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
В последнее время достаточно часто упоминается и активно обсуждается понятие «качество образования». Что же это такое?
Качество образования — это совокупность свойств и характеристик, определяющих соответствие системы образования общепризнанным требованиям, социальным нормам и государственным образовательным стандартам. При этом термин «качество образовательного процесса» трактуется по-разному с точки зрения отдельных участников [1, с. 4].
Для детей это интересное обучение.
Для родителей это действенный урок от детей:
— обучение без усталости;
— поддержание психического и физического здоровья детей;
— успешность обучения;
— сохранение воли к обучению;
Для воспитателей это положительная оценка своей успешности руководителями дошкольного образовательного учреждения, родителями:
— успешная реализация ими всех образовательных программ;
— оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
— поддерживать интерес детей к учебному процессу;
— успешное развитие детей в процессе обучения;
— сохранить психическое и физическое здоровье детей;
— рациональное использование детского школьного времени и рабочего времени воспитателя;
— предоставить педагогическому процессу все необходимые вспомогательные средства и оборудование.
Таким образом, вывод очевиден: качество — это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (включая организацию учебного процесса) и охватывающее все учебные дисциплины (дети, родители, учителя).
Предметная компетентность учителя характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания и умения [2, с. 15].
В соответствии с определением термина «профессиональная компетентность» предлагается оценивать профессиональную компетентность учителей по трем критериям:
— Владение современными образовательными технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
— Готовность решать технические вопросы.
— Возможность контролировать свою деятельность в соответствии с признанными правилами и положениями.
Одна из важнейших составляющих профессиональной компетентности — умение самостоятельно приобретать новые знания и навыки, а также применять их на практике. Ключом к профессиональному росту учителя является постоянное стремление к повышению квалификации. Спрос на обучение на протяжении всей жизни не новость для педагогов. Однако сегодня он получил новое звучание. На смену старому образу жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый уровень жизни: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которая проявляется в стремлении к росту и совершенствованию.
Итак, вот модель педагога XXI века:
— Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенствованию;
— Кто умеет подбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
— Умение организовать рефлексивную деятельность;
— Обладая высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и навыки, заниматься самообразованием, иметь разносторонние интересы.
Профессиональная компетентность — это способность учителя решать профессиональные задачи, задачи в контексте профессиональной деятельности.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога дошкольного образования можно отнести:
Интеллектуально-педагогическая компетентность — способность применять полученные знания, опыт профессиональной деятельности для эффективного преподавания и обучения, способность учителя к инновациям;
Коммуникативная компетентность — важное профессиональное качество, включая навыки разговорной речи и аудирования [6, с. 42].
Информационная компетентность — это объем информации, который есть у учителя о себе, учениках, родителях и сверстниках.
Нормативная компетентность — это способность учителя управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность размышлять, противостоять стрессу.
В качестве организационно-педагогических условий оценивания педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации считаем необходимым выделить следующие условия:
- Вовлечение педагогов в процесс разработки и корректировки критериев, показателей и методов оценивания;
- Участие всех субъектов образовательных отношений в продукте оценивания; (педагоги, руководители, родители).
Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, творческие, ориентированные на успех личности способны самостоятельно достичь высокого уровня профессионализма. Однако для большинства учителей необходимо создавать особые условия. Не каждый педагог может достичь вершины инноваций. Но каждый может присоединиться к творческому поиску лучших средств, способов, методов обучения и воспитания своих детей.
Таким образом, в дошкольном образовании нет единого подхода к оценке качества профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.
Эта тема будет оставаться проблемной до тех пор, пока:
— разработаны единые показатели и критерии оценки;
— определены современные требования, которые могут применяться повсеместно для оценки качества работы различных категорий дошкольных воспитателей.
И на данный момент основными и главными критериями качественной деятельности дошкольного воспитателя являются следующие критерии:
Ребенок с радостью ходит утром в садик, вечером неохотно уходит из него.
Педагог постоянно находится в творческом поиске, растет как профессионал.
Родитель считает нас союзниками, активно участвует в образовательном процессе.
Литература:
- Бондаренко А., Позняк Л., Шкатула В. Заведующий ДОУ. — М., 2009. — 144 с.
- Васильева А. И. Старший воспитатель детского сада. — М., Просвещение, 2011. — 143 с.
- Демурова Е. Ю., Островская Л. Ф. О руководстве детским садом. — М., 2010. — 151 с.
- Крыжко В. В., Павлютенков Е. М. Психология в практике менеджера образования. — СПБ.: КАРО, 2010. — 176 с.
- Никишина И. В. Методическая работа в ДОУ: организация, управление. — Волгоград, 2010. — С. 65–77.
- Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. // Педагогический поиск, 2012. — № 2. — С. 13–16