Говоря о гендерном подходе в воспитании дошкольников, не все понимают, о чем идет речь. Давайте рассмотрим понятие «гендер». «Гендер» с английского языка переводится как «пол», «род», где слово «пол» выступает не в значении биологической принадлежности, а соотносится с культурно и социально обусловленными половыми ролями.
Гендерная принадлежность мальчика и девочки начинает формироваться с раннего возраста под воздействием окружающей среды (семья, педагоги детского сада, сверстники). В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) большинство детей уже знают свой пол и понимают биологическую разницу между мальчиком и девочкой. К 4 годам появляется восприятие себя как носителя определенного «гендера», ребенок понимает, почему он не может носить юбку, почему он предпочитает играть машинкой, а не куклой и т. д. В 7 лет ребенок имеет устойчивые представления о гендерных различиях между мальчиками и девочками. Правильное понимание своей гендерной принадлежности позволит ребенку (мальчику и девочке) в будущем выбрать такой стиль общения и взаимодействия с окружающим миром, который поможет ему самореализовываться и быть успешным.
Гендерное воспитание в семье основывается на традиционном воспитании мужчины и женщины. Если в семье терпеливые, любящие и уважающие друг друга родители, умеющие договариваться и решать проблемы сообща, проявлять заботу о каждом члене семьи, то в данном случае гендерный подход в воспитании — это пример родителей. Но, к сожалению, не все родители являются примером для своих детей. Хорошо, если в этом случае находятся рядом бабушки и дедушки или другие близкие взрослые, которые могут стать примером для подражания. А если нет, тогда роль единственного воспитателя берет на себя образовательная организация, которую посещает ребенок.
Вопрос гендерного подхода в воспитании дошкольников неоднократно освещался в педагогике и психологии, но, к сожалению, не имеет достойного отражения в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений. Содержание воспитания ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, но никак не на мальчиков и девочек определенного возраста, которые различаются в физическом и интеллектуальном развитии, социальным поведением и многим другим. А четкое представление о том, какие различия несет гендерная принадлежность, поможет взрослым воспитать мальчика ответственным и заботливым мужчиной, а девочку нежной и любящей женщиной.
Таблица 1
Проявление психических процессов мальчиков и девочек
Психические процессы |
Мальчики |
Девочки |
Восприятие |
Острота слуха в среднем выше, чем у девочек. Для них важна перспектива пространства. Восприятие пространства. Воспринимают информацию, ее содержание, новизну и тип изложения. |
Более чувствительны к шуму. Опираются на ближнее зрение, для них комфортно ограниченное пространство. Восприятие символов. Восприятие эмоциональных отношений. |
Способ обработки информации |
В системе поиска и исследования |
По шаблону, стандарту, оперативно |
Память |
Запоминаю все, что сами «открыли» и исследовали |
Опираются на механическое запоминание. Имеют несколько больший объем памяти |
Выполняемые операции |
Мысленные манипуляции с геометрическими формами |
Счет, манипуляции с цифрами и формулами |
Мышление |
Мышление более творческое, с поисковой активностью. Мышление направлено на выявление закономерностей и нестандартные решения. В 6 лет сформировано пространственное мышление |
Мышление более прагматично и конкретно. Мышление ориентировано на получение необходимого результата. К 13 годам формируется пространственное мышление |
Эмоции |
Эмоции сильные, но короткие, переживаемые во внутренней структуре, без внешнего проявления — отреагировали и действуют |
Эмоции направлены во внешний план, проговариваются, проживаются неоднократно с включением близких, доверенных лиц, в продолжение длительного времени, за которое происходит адаптация к негативу |
Цели, методы и подходы воспитания и образования мальчиков и девочек должны быть различными. Любая деятельность дошкольников должна организовываться с учетом индивидуальных и гендерных особенностей и предпочтений детей. Такой подход позволяет каждому ребенку поверить в свои способности, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и правильно оценивать их чувства, эмоции, поступки.
Таблица 2
Гендерные различия в разных видах деятельности
Виды деятельности |
Мальчики |
Девочки |
Игровая |
Игры-экспериментирования Конструктивно-строительные Подвижные |
Сюжетно-ролевые Театрализованные Режиссерские Игра-драматизация |
Коммуникативная |
Речь краткая, напористая, точная с выводами. Оперируют небольшим словарным запасом. |
Речь развита, тактичная, уверенная. Преобладают предметно — оценочные слова |
Познавательно-исследовательская |
Экспериментирование с различными материалами и веществами |
Эксперименты с водой и песком |
Восприятие художественной литературы |
«Иван — крестьянский сын и Чудо — Юдо» , «Царевна — лягушка» , «Рассказы о Суворове и русских солдатах» С. Алексеева, «Вертолетчики» Б. Бахаревкого, «Сквозь буран» И. Винокурова, «Почта» , «На льдине» Б. Житкова, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, стихотворения «Сам» К. Мурзалиев, «Вот когда я взрослым стану» В. Прихотько, «Я один у мамы сын» А. Усанова, «Серёжа и гвозди» В. Берестов, «Мастер» Б. Заходер. |
«Крошечка — Хаврошечка» , «Морозко» , «Как аукнется, так и откликнется» , «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Дикие лебеди» , «Мальчик потерялся» З. Александровой, «Младший брат» А. Барто, «Научу братца обуваться» Е. Благининой, «Воскресение» В. Бахтевой, «Мы друзья» Б. Заходера, «Подружка» А. Кузнецовой. |
Самообслуживание |
Навыки самообслуживания развиты в соответствии с возрастом |
Даже при развитых навыках самообслуживания будет ждать помощи со стороны. |
Конструирование |
Проявляют изобретательность. Уделяют больше внимания самой конструкции |
Действуют по образцу. Наполняют конструкцию мелочами (мебель, предметы быта и т. д.) |
Изобразительная деятельность |
Изображают предметы в движении. Предпочитают изображать технику. Используют небольшой набор цветов |
Изображают предметы в статике. Любят рисовать человека и окружающую среду. Цветовой ряд более широкий |
Музыкальная деятельность |
Танцевальные движения для мальчиков резкие, четкие, динамичные. Игра на музыкальных инструментах: ложки, барабаны, коробочки. |
Танцевальные движения для девочек более плавные, спокойные. Музыкальные инструменты: бубны, колокольчики, треугольники. |
Двигательная деятельность |
Движения резкие, угловатые, атлетические. Быстро ориентируются в новой обстановке, не всегда соблюдают правила. Большая скорость, выносливость, высокий результат в метании. Любят бегать, лазать, метать, бороться, спортивные игры, |
Движения плавные, пластичные. Соблюдают правила, планируют свои действия. Высокий результат на ловкость, гибкость, прыжках с места. Предпочитают игры с мячом, лентой, скакалкой. |
Гендерный подход в воспитательно-образовательном процессе — это создание ситуации успеха, при которой дошкольник приобретает уверенность в собственных силах.
Литература:
1. Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева «Формирование гендерной идентичности» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.
2. Интернет ресурс https://www.center-sozvezdie.ru/journal/razvitie-malchikov-i-devochek-shodstva-i-otlichiya.html
- Интернет ресурс https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/gendernoe-vospitanie-doshkolnikov-v-usloviyah-detskogo-sada.html
- Интернет ресурс https://www.maam.ru/detskijsad/-gendernyi-podhod-v-muzykalnom-vospitani-detei-doshkolnogo-vozrasta.html