Данная статья посвящена рассмотрению процесса развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается, что важным аспектом процесса речевого развития является социальная среда, в которой находятся и развиваются дети, и вовлечение взрослых в этот процесс остается не менее важным.
Ключевые слова: развитие речи, мотивация, активность, дошкольный возраст.
Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. Язык, как продукт этой деятельности, отражает ее условия, содержание, результат. Развитие речи не происходит само по себе, только в благоприятных условиях речь будет развиваться правильно и активно.
Что это за среда и как сделать ее благоприятной? Такой простой и в то же время сложный вопрос... На самом деле все довольно просто: речь ребенка не будет активно развиваться, а словарный запас пополнится, если взрослые не примут в этом активного участия. Кроме того, очень важно помочь вашему ребенку овладеть правильным произношением звуков. Именно взрослые, те, кто близок ребенку, помогут в решении этой непростой задачи. Но развитие речи не должно быть принудительным. [1]
Произнесение звуков при активном обращении особенно важно для развития вербального общения: иначе как ребенок поймет, что его внимание сосредоточено на нем или на другом человеке. Именно это стимулирует малыша подражать звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, способствует формированию речевого слуха, формированию произвольности в произношении, а без этого невозможно подражание целым словам, которые ребенок впоследствии позаимствует из речи окружающих взрослых.
Сенситивные периоды не следует недооценивать: не следует думать, что можно начать работать с ребенком на год или два позже, посвящать ему время, когда это удобно взрослым. Очень важно понимать, что именно сейчас, когда ребенок начинает произносить первые слова, нужно уделять ему время и активно участвовать в его развитии: разговаривать с ним, читать сказки и стихи, петь песни, играть в пальчиковые игры, а главное, слушать ребенка! Не нужно произносить и заканчивать слова за него. Действительно, в этом случае отпадает необходимость произносить сложные слова и новые звуки.
Ребенок овладевает речью путем подражания, повторяя то, что слышит от взрослых. Поэтому очень важно следить за своим произношением, говорить медленно, произносить все звуки и слова четко и правильно, исключать из своей речи слова-паразиты. Как правило, слова, произнесенные громко, эмоционально, с интонацией, привлекают больше внимания.
Часто причиной неправильного произношения является подражание ребенком неправильной речи взрослых, старших сестер, братьев, сверстников, с которыми малыш часто общается в детском саду и на прогулках. Также частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных его пониманию или сложных по звуко-слоговому составу, не способствует развитию речи ребенка. Если вашему ребенку трудно произносить какие-либо звуки или слова, вы не должны воспринимать это негативно и показывать такую реакцию ребенку. Или, наоборот, хвалите его и повторяйте за ним. Вы должны произносить эти слова чаще, произнося их правильно и четко. [2]
В некоторых случаях необходимо провести коррекцию. Нарушения речи у детей могут быть исправлены с помощью специалистов, логопедов и дефектологов. Но ряд недостатков можно исправить самостоятельно в домашних условиях.
К исправлению речевых ошибок нужно подходить очень осторожно. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленно исправить правильное повторение трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Если вашему ребенку трудно произносить какие-либо звуки или слова, вы не должны воспринимать это негативно и показывать такую реакцию ребенку. Или, наоборот, хвалите его и повторяйте за ним.
Исправлять ошибки нужно осторожно: тактично, в доброжелательном тоне. Вы не должны повторять слово, неправильно произнесенное ребенком. Эти слова следует произносить чаще, произнося их правильно и четко. Есть много стихотворений и песен, в которых часто повторяются слова и их сочетания, что вызывает трудности у детей. Не забывайте, что ведущим занятием детей является игра! Именно в игровой форме детям легче усваивать новую информацию, тогда она становится для них простой и интересной, во время таких “игр” ребенок меньше устает и добивается больших успехов в любой образовательной сфере. [3]
Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом.
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в овладении его звуковой стороной, словарным запасом, грамматическим строем. Это, однако, не означает, что развить связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо овладел звуковыми, лексическими и грамматическими аспектами языка. Формирование связной речи начинается раньше.
Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда бывает трудно сразу найти на них правильный ответ. Но вы не должны отмахиваться от вопросов ребенка. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать. [4]
Примером создания такой обстановки может послужить полный или хотя бы частичный отказ от просмотра телефильмов и телепередач в присутствии ребенка. И как замечают сами родители, общение с ребенком становится более длительным, осознанным и наполненным развивающими играми, занятиями, совместным творчеством. Рисуя вместе, нужно проговаривать структуру рисунка. Ребенку, в отличие от взрослого, проще представить какой-то сюжет, проговорив вслух, описав цвета и настроение. Здесь следует подыграть малышу, вместе с ним описать цвета и формы будущего рисунка. И это значительно упростит творческое задание.
Подводя итог стоит отметить, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у ребенка проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.
Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять заучивать сложные слова и словосочетания, повторять непонятные ему по содержанию слова и объемные стихотворения, читать художественные произведения, предназначенные для детей более старшего возраста.
Помощь взрослых необходима дошкольнику в речевом развитии, для этого существует множество методик, которые успешно применяются на практике и активно стимулируют речевые центры.
Литература:
- Мухина В. С. Детская психология. — М.: Апрель-пресс, 2004.
- Нищева Н. В. Учебно-методическое пособие- конспект. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002.
- Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 2000.
- Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2001.