Молодые семьи — это одна из значимых единиц общества, так как играют большую роль в общественном развитии посредством социализации и воспитании подрастающего поколения. Именно в семье формируются такие чувства как «гражданственность» и «патриотизм», традиции и ценности. Создание условий для трансляции и устойчивого формирования данных чувств — это одна из важнейших задач менеджеров социально-культурной деятельности.
Как и в других сферах жизнедеятельности человека, такая категория населения как «молодые семьи» подвержена быстрым изменениям интересов и потребностей во всех сферах, в том числе и в досуговых процессах. Поэтому молодые семьи имеют потребности в инновационных творческих подходах при формировании гражданско-патриотических ориентиров.
Данный факт обусловлен такими аспектами как: снижение уровня посещаемости мероприятий при использовании традиционных досуговых форм, направленных на гражданско-патриотические ориентиры молодых семей, недостаточным развитием уровня духовно-нравственных качеств участников семейных отношений, недостаточным уровнем осведомленности проблемой менеджерами социально-культурной деятельности.
Проблема является актуальной не только на общественном, но и на государственном уровне, о чем свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 2950 «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». В данном законодательном акте сказано: о необходимости внедрения современных программ гражданско-патриотического воспитания, проведении семейных праздников фестивалей, конкурсов, на постоянной основе [1].
Для решения описанной проблемы, мы предлагаем применение культуроохранной технологии в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей. Применение данной технологии в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей позволяет менеджерам социально-культурной деятельности в полной мере соответствовать потребностям молодых семей в различных досуговых и творческих процессах, разрабатывать новые идеи, формы, методы взаимодействия с молодыми семьями [5, с. 158].
При помощи этой социально-культурной технологии, разрабатывается необходимый историко-культурный контекст, при разработке различных программ и проектов, которые реализуются в таких сферах как: образовательная, информационная, природоохранная, а так же художественно-зрелищной. Основное содержание цели в этой деятельности заключается в формировании чувства культурной самобытности у молодых семей.
Именно поэтому, мы считаем, что культуроохранные технологии социально-культурной деятельности являются одним из эффективных инструментов по формированию гражданско-патриотических ориентиров молодых семей, так как они несут в себе функцию сохранения и изучения культурного и исторического наследия.
Опыт применения этой технологии в досуговых учреждениях позволяет нам сделать вывод о том, что эта технология приспосабливается к общественному прогрессу, способна к развитию и преобразованиям [2, с. 173].
В этом и заключаются её отличительные особенности в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей, так как эта технология разнообразна по применению различных сферах жизнедеятельности человека, уровню использования, разнообразна по содержанию и формам, применению субъектов социокультурного пространства.
С целью более детальной характеристики применения культуроохранной технологии рассмотрим мнения исследователей в данной области.
По мнению И. И. Алпацкого и Ю. И. Чухнова, применение рассматриваемой технологии наиболее эффективно в организации краеведческой работы; технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе и историко-промышленных объектов, а также технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности: народных промыслов, ремесел, обрядов и др. [3, с. 172].
На наш взгляд, культуроохранные технологии могу быть направлены на любые формы досуговых процессов, по мнению авторов, эти технологии эффективны в традиционных проявлениях, в таком случае данный факт не в полной мере соответствует действительной ситуации развития, потребностей и интересов общества. Следует подчеркнуть, что значимость данных технологий обуславливается не только реставрационной деятельностью. Дело в том, что «культура» несет в себе как материальную составляющую, так и нематериальную. Необходимо понимать, что духовные ценности, традиции — которые так же нуждаются в сохранении и трансляции.
Ю. С. Моздакова утверждала, что культуроохранные технологии приобретают особый интерес, когда представлены в необычных форматах, таких как: ночь в музее, мастер-классы, фестивали и конкурсы и т. д. [4, с. 142]. В данном случае невозможно не согласиться с автором.
В области нашего исследования применение культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей, в нетрадиционных подходах позволит не только создать условия для формирования гражданско-патриотических ориентиров молодых семей, но и способствовать раскрытию творческого потенциала молодых семей, повышению уровня взаимодействия и коммуникации внутри семьи.
Данный факт в определенной степени влияет на общее решение поставленной проблематики, то есть посещение мероприятий гражданско-патриотической направленности должно стать частью организации совместной деятельности внутри семьи.
Мы считаем, что культуроохранные технологии являются эффективным инструментом по формированию гражданско-патриотических ориентиров молодой семьи, так как несут в себе историко-культурную и духовно-нравственную ценность, а также предоставляют широкий спектр возможностей по организации взаимодействия специалистов социокультурной среды и участников семейных отношений.
С целью более эффективной работы в применении описываемой технологии необходима разработка определенных социально-культурных программ и проектов, направленных на работу с молодыми семьями по формированию гражданско-патриотических ориентиров молодых семей.
Важнейшим условием реализации внедрения культуроохранных технологий в формирование гражданско-патриотических ориентиров молодых семей является:
— применение интегративно-деятельностного подхода как теоретико-методологической основы данных явлений;
— взаимосвязь и взаимодополняемость традиционных и инновационных форм взаимодействия с участниками семейных отношений;
— интегрирование деятельности специалистов в области организации досуговой деятельности. Как утверждает автор Т. Г. Киселева, основное внимание деятельности специалистов социокультурных учреждений необходимо направить на формирование гражданской инициативы и социальной ответственности новых поколений россиян [3, с. 539].
В ходе нашего исследования, мы выделили преимущества внедрения культуроохранных технологий, в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодой семьи заключается в следующем:
- Инновационный подход в работе с молодыми семьями. Деятельность конкретного специалиста зависит от особенностей его личностно-профессиональной культуры, использование им совокупности принципов, методов, способов деятельности определяет ситуативность социокультурных технологий, их уникальность, отдаленность от алгоритмизации и стандартизации.
- Изменения качественных характеристик участников семейных отношений. Позволяет установить необходимый коммуникативный уровень между участниками семейных отношений, повысить интеллектуальный уровень, улучшить эмоциональный фон участников семейных отношений.
- Всестороннее развитие каждого из членов семьи, раскрытию их творческих способностей, ознакомление с системой культурных ценностей. Включенность в активную творческую деятельность оптимизирует общий уровень культуры, повышает мотивацию, способствует социализации личности.
- Создание условий социокультурной среды, в которых органично сочетаются процессы социализации и индивидуализации. Уникальность культуроохранных технологий состоит в том, что они создают условия для достижения целей и развития индивидуальности личности как субъекта, ее творческих качеств [2, с. 170].
Проанализировав теоретическую составляющую описываемой проблемы, мы выделили ряд критериев для внедрения культуроохранных технологий в формирование гражданско-патриотических ориентиров молодых семей необходимо:
- Конкретизировать цели и задачи.
- Определять структуру деятельности.
- Выделять потенциальные ресурсные возможности учреждения.
- Охарактеризовать содержание деятельности в рамках внедрения технологии.
- Проводить анализ внедрения технологии. Выявить положительные моменты, а также возникшие трудности.
Соблюдение перечисленных критериев, позволит менеджерам социально-культурной деятельности прийти к поставленной цели, эффективно внедрить данную технологию на базе культурно-досугового учреждения.
Рассмотрев особенности применения культуроохранной технологии при формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей, мы можем сделать следующие выводы:
- Применение данной технологии является эффективным подходом к решению проблемы, так как её содержательные характеристики несут в себе прямую функцию сохранения и трансляции культурных ценностей.
- Использование этих технологий в нестандартном подходе, будет способствовать качественным преобразованиям участников семейных отношений в формировании гражданско-патриотических ориентиров.
Также следует отметить, что применение этой технологии позволит повысить заинтересованность участников семейных отношений в организации семейного досуга, установить качественный уровень коммуникации между членами семьи, повысить эмоциональный фон.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 2950 «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Алпацкий И. И. Чухнов И. А. Основные подходы к использованию культуроохранных технологий в России [Электронный ресурс]: научная статья // И. И. Алпацкий И. А. Чухнов// Аналитика культурологии. — 2017.- № 2 (6).-С. 170–176. — ISBN-621–7-6524–7629–7. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32311964 (Дата обращения: 11. 11. 2020) Режим доступа: по подписке. — Текст: электронный.
- Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учеб. для студентов вузов по направлению и специальности «Социально-культурная деятельность» / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — Москва.: МГУКИ, 2014. — 539 с. — ISBN 832–1-5823–7958–2. — Текст: непосредственны
- Моздакова Ю. С. Социокультрные технологи: Проблемы и состояние [Электронный ресурс]: научная статья /Ю. С. Моздакова//Сборник научных докладов ежегодной научно-практической конференции.- 2019.- С. 139–143.- ISBN 871–2-6893–5721–9. — Текст: непосредственный.
- Новикова Г. Н. Технологические основы социокультурной деятельности: учебное пособие/ Г. Н. Новикова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: МГУКИ,2010. — 158 с. — ISBN 782–4-6983–9822–3. — Текст: непосредственный.
- Палкина К. И. Кошман Н. В. Организация работы учреждений дополнительного образования с молодой семьей [Электронный ресурс]: научная статья/К. И. Палкина Н. В. Кошман// Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции.- 2010.- С. 163–167. — ISBN 354–6-5843–9673–4. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24201714 (Дата обращения: 06. 12. 2020) Режим доступа: по подписке. — Текст: электронный.