Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 09.11.2021

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Пелипенко, К. А. Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей / К. А. Пелипенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 301-304. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85097/ (дата обращения: 18.12.2024).



Молодые семьи — это одна из значимых единиц общества, так как играют большую роль в общественном развитии посредством социализации и воспитании подрастающего поколения. Именно в семье формируются такие чувства как «гражданственность» и «патриотизм», традиции и ценности. Создание условий для трансляции и устойчивого формирования данных чувств — это одна из важнейших задач менеджеров социально-культурной деятельности.

Как и в других сферах жизнедеятельности человека, такая категория населения как «молодые семьи» подвержена быстрым изменениям интересов и потребностей во всех сферах, в том числе и в досуговых процессах. Поэтому молодые семьи имеют потребности в инновационных творческих подходах при формировании гражданско-патриотических ориентиров.

Данный факт обусловлен такими аспектами как: снижение уровня посещаемости мероприятий при использовании традиционных досуговых форм, направленных на гражданско-патриотические ориентиры молодых семей, недостаточным развитием уровня духовно-нравственных качеств участников семейных отношений, недостаточным уровнем осведомленности проблемой менеджерами социально-культурной деятельности.

Проблема является актуальной не только на общественном, но и на государственном уровне, о чем свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 2950 «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». В данном законодательном акте сказано: о необходимости внедрения современных программ гражданско-патриотического воспитания, проведении семейных праздников фестивалей, конкурсов, на постоянной основе [1].

Для решения описанной проблемы, мы предлагаем применение культуроохранной технологии в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей. Применение данной технологии в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей позволяет менеджерам социально-культурной деятельности в полной мере соответствовать потребностям молодых семей в различных досуговых и творческих процессах, разрабатывать новые идеи, формы, методы взаимодействия с молодыми семьями [5, с. 158].

При помощи этой социально-культурной технологии, разрабатывается необходимый историко-культурный контекст, при разработке различных программ и проектов, которые реализуются в таких сферах как: образовательная, информационная, природоохранная, а так же художественно-зрелищной. Основное содержание цели в этой деятельности заключается в формировании чувства культурной самобытности у молодых семей.

Именно поэтому, мы считаем, что культуроохранные технологии социально-культурной деятельности являются одним из эффективных инструментов по формированию гражданско-патриотических ориентиров молодых семей, так как они несут в себе функцию сохранения и изучения культурного и исторического наследия.

Опыт применения этой технологии в досуговых учреждениях позволяет нам сделать вывод о том, что эта технология приспосабливается к общественному прогрессу, способна к развитию и преобразованиям [2, с. 173].

В этом и заключаются её отличительные особенности в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей, так как эта технология разнообразна по применению различных сферах жизнедеятельности человека, уровню использования, разнообразна по содержанию и формам, применению субъектов социокультурного пространства.

С целью более детальной характеристики применения культуроохранной технологии рассмотрим мнения исследователей в данной области.

По мнению И. И. Алпацкого и Ю. И. Чухнова, применение рассматриваемой технологии наиболее эффективно в организации краеведческой работы; технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе и историко-промышленных объектов, а также технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности: народных промыслов, ремесел, обрядов и др. [3, с. 172].

На наш взгляд, культуроохранные технологии могу быть направлены на любые формы досуговых процессов, по мнению авторов, эти технологии эффективны в традиционных проявлениях, в таком случае данный факт не в полной мере соответствует действительной ситуации развития, потребностей и интересов общества. Следует подчеркнуть, что значимость данных технологий обуславливается не только реставрационной деятельностью. Дело в том, что «культура» несет в себе как материальную составляющую, так и нематериальную. Необходимо понимать, что духовные ценности, традиции — которые так же нуждаются в сохранении и трансляции.

Ю. С. Моздакова утверждала, что культуроохранные технологии приобретают особый интерес, когда представлены в необычных форматах, таких как: ночь в музее, мастер-классы, фестивали и конкурсы и т. д. [4, с. 142]. В данном случае невозможно не согласиться с автором.

В области нашего исследования применение культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей, в нетрадиционных подходах позволит не только создать условия для формирования гражданско-патриотических ориентиров молодых семей, но и способствовать раскрытию творческого потенциала молодых семей, повышению уровня взаимодействия и коммуникации внутри семьи.

Данный факт в определенной степени влияет на общее решение поставленной проблематики, то есть посещение мероприятий гражданско-патриотической направленности должно стать частью организации совместной деятельности внутри семьи.

Мы считаем, что культуроохранные технологии являются эффективным инструментом по формированию гражданско-патриотических ориентиров молодой семьи, так как несут в себе историко-культурную и духовно-нравственную ценность, а также предоставляют широкий спектр возможностей по организации взаимодействия специалистов социокультурной среды и участников семейных отношений.

С целью более эффективной работы в применении описываемой технологии необходима разработка определенных социально-культурных программ и проектов, направленных на работу с молодыми семьями по формированию гражданско-патриотических ориентиров молодых семей.

Важнейшим условием реализации внедрения культуроохранных технологий в формирование гражданско-патриотических ориентиров молодых семей является:

— применение интегративно-деятельностного подхода как теоретико-методологической основы данных явлений;

— взаимосвязь и взаимодополняемость традиционных и инновационных форм взаимодействия с участниками семейных отношений;

— интегрирование деятельности специалистов в области организации досуговой деятельности. Как утверждает автор Т. Г. Киселева, основное внимание деятельности специалистов социокультурных учреждений необходимо направить на формирование гражданской инициативы и социальной ответственности новых поколений россиян [3, с. 539].

В ходе нашего исследования, мы выделили преимущества внедрения культуроохранных технологий, в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодой семьи заключается в следующем:

  1. Инновационный подход в работе с молодыми семьями. Деятельность конкретного специалиста зависит от особенностей его личностно-профессиональной культуры, использование им совокупности принципов, методов, способов деятельности определяет ситуативность социокультурных технологий, их уникальность, отдаленность от алгоритмизации и стандартизации.
  2. Изменения качественных характеристик участников семейных отношений. Позволяет установить необходимый коммуникативный уровень между участниками семейных отношений, повысить интеллектуальный уровень, улучшить эмоциональный фон участников семейных отношений.
  3. Всестороннее развитие каждого из членов семьи, раскрытию их творческих способностей, ознакомление с системой культурных ценностей. Включенность в активную творческую деятельность оптимизирует общий уровень культуры, повышает мотивацию, способствует социализации личности.
  4. Создание условий социокультурной среды, в которых органично сочетаются процессы социализации и индивидуализации. Уникальность культуроохранных технологий состоит в том, что они создают условия для достижения целей и развития индивидуальности личности как субъекта, ее творческих качеств [2, с. 170].

Проанализировав теоретическую составляющую описываемой проблемы, мы выделили ряд критериев для внедрения культуроохранных технологий в формирование гражданско-патриотических ориентиров молодых семей необходимо:

  1. Конкретизировать цели и задачи.
  2. Определять структуру деятельности.
  3. Выделять потенциальные ресурсные возможности учреждения.
  4. Охарактеризовать содержание деятельности в рамках внедрения технологии.
  5. Проводить анализ внедрения технологии. Выявить положительные моменты, а также возникшие трудности.

Соблюдение перечисленных критериев, позволит менеджерам социально-культурной деятельности прийти к поставленной цели, эффективно внедрить данную технологию на базе культурно-досугового учреждения.

Рассмотрев особенности применения культуроохранной технологии при формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Применение данной технологии является эффективным подходом к решению проблемы, так как её содержательные характеристики несут в себе прямую функцию сохранения и трансляции культурных ценностей.
  2. Использование этих технологий в нестандартном подходе, будет способствовать качественным преобразованиям участников семейных отношений в формировании гражданско-патриотических ориентиров.

Также следует отметить, что применение этой технологии позволит повысить заинтересованность участников семейных отношений в организации семейного досуга, установить качественный уровень коммуникации между членами семьи, повысить эмоциональный фон.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 2950 «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».
  2. Алпацкий И. И. Чухнов И. А. Основные подходы к использованию культуроохранных технологий в России [Электронный ресурс]: научная статья // И. И. Алпацкий И. А. Чухнов// Аналитика культурологии. — 2017.- № 2 (6).-С. 170–176. — ISBN-621–7-6524–7629–7. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32311964 (Дата обращения: 11. 11. 2020) Режим доступа: по подписке. — Текст: электронный.
  3. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учеб. для студентов вузов по направлению и специальности «Социально-культурная деятельность» / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — Москва.: МГУКИ, 2014. — 539 с. — ISBN 832–1-5823–7958–2. — Текст: непосредственны
  4. Моздакова Ю. С. Социокультрные технологи: Проблемы и состояние [Электронный ресурс]: научная статья /Ю. С. Моздакова//Сборник научных докладов ежегодной научно-практической конференции.- 2019.- С. 139–143.- ISBN 871–2-6893–5721–9. — Текст: непосредственный.
  5. Новикова Г. Н. Технологические основы социокультурной деятельности: учебное пособие/ Г. Н. Новикова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: МГУКИ,2010. — 158 с. — ISBN 782–4-6983–9822–3. — Текст: непосредственный.
  6. Палкина К. И. Кошман Н. В. Организация работы учреждений дополнительного образования с молодой семьей [Электронный ресурс]: научная статья/К. И. Палкина Н. В. Кошман// Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции.- 2010.- С. 163–167. — ISBN 354–6-5843–9673–4. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24201714 (Дата обращения: 06. 12. 2020) Режим доступа: по подписке. — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданско-патриотический ориентир молодых семей, социально-культурная деятельность, формирование, отношение, семья, гражданско-патриотический ориентир молодой семьи, полная мера, создание условий, социокультурная среда, член семьи.


Похожие статьи

Инновационные формы повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

Формирование семейных традиций как профилактика семейного неблагополучия в рамках курса повышения родительской компетенции

Роль волонтерских движений в пропаганде здорового образа жизни среди молодежи педагогических вузов

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе

Педагогические условия развития патриотизма молодежи посредством культурно-досуговой работы

Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды

Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Похожие статьи

Инновационные формы повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

Формирование семейных традиций как профилактика семейного неблагополучия в рамках курса повышения родительской компетенции

Роль волонтерских движений в пропаганде здорового образа жизни среди молодежи педагогических вузов

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе

Педагогические условия развития патриотизма молодежи посредством культурно-досуговой работы

Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды

Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Задать вопрос