Существенной проблемой, которая мешает эффективному использованию новейших разработок в оборонной отрасли, является проблема ценообразования на продукцию военного назначения, выпускаемой на предприятиях различных форм собственности. Оптимальный механизм ценообразования должен уравновесить два противоречия: стремление государства закупить военную продукцию для армии с минимальными затратами и стремление производителей вооружения и военной техники (ВВТ) обеспечить прибыльность своей деятельности. Целью работы является совершенствование механизмов ценообразования в оборонно-промышленном комплексе.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, вооружение и вооруженная техника, ценообразование, затратный метод, ценность.
Обеспечение защиты Российской Федерации от угроз является одним из приоритетных направлений деятельности государства, которые законодательно определены и закреплены в соответствующих концептуальных документах государственной власти страны в сфере национальной безопасности, планирование и осуществление конкретных мероприятий по противодействию и нейтрализации угроз национальным интересам России. Современная система ценообразования на продукцию военного назначения базируется на применении калькуляционного (затратного) метода, в основе которого лежат данные о трудоемкости и смета расходов по ранее выполненные работы.
Рынок вооружения является сложной системой взаимоотношений между производителями, посредниками и потребителями вооружения, связанных с торговлей продукцией военного назначения внутри государства и на международной арене, основанной на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Можно выделить следующие специфические особенности рынка вооружения, к которым отнесены следующие: ограниченный перечень стран-экспортеров, государственная монополия на осуществление торговли вооружением на основе межгосударственных соглашений, долгосрочная привязка стран покупателей вооружение не только к поставщикам оружия, но и к каналам поставки комплектующих, зависимость от государственных ассигнований.
При этом имеет место конкуренция не только за получение прибыли, но и за налаживание долгосрочных экономических связей со страной — импортером вооружения, которая, покупая технику или оборудование, нуждается в услугах по ремонту и обслуживанию такой техники и оборудования. Существование на отраслевом рынке небольшого количества крупных предприятий со значительными объемами выпуска продукта является самой распространенной рыночной ситуацией в современной рыночной экономике и свидетельствует о наличии признаков несовершенной конкуренции в виде олигополии на рынке вооружения.
Доминирование затратных методов в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) Российской Федерации обусловлено сохранением высокой степени администрирования распределения государственных финансовых ресурсов при осуществлении закупок для государственных нужд. В то же время затратные методы ценообразования на многие виды сложной продукции вызвали ряд негативных тенденций, а именно системы обеспечения безопасности и обороны государства в современных условиях является наращивание технологического потенциала ОПК на инновационной основе.
Анализ внедрения результатов завершенных научно-исследовательских работ в России за последние годы показал крайне низкую эффективность использования научных инноваций в отечественном оборонно-промышленном комплексе вследствие следующих факторов [3]:
— предприятия ОПК не имеют достаточных оборотных средств для внедрения новейших разработок и заключения соответствующих соглашений. Эта ситуация осложняется также из-за отсутствия гарантированного государственного заказа на серийный выпуск продукции оборонного назначения;
— в государственном оборонном заказе отсутствуют заказы на новые опытно-конструкторские работы по разработке современных видов вооружения и военной техники.
Доминирование затратных методов в ОПК РФ обусловлено сохранением высокой степени администрирования распределения государственных финансовых ресурсов при осуществлении закупок для государственных нужд. В то же время затратные методы ценообразования на многие виды сложной продукции вызвали ряд негативных тенденций, а именно [4]:
— у предприятий ОПК нет стимулов для снижения трудоемкости, снижения материальной плотности продукции и улучшения системы организации бизнеса. В результате на отечественных предприятиях и в развитых странах остается значительный разрыв в производительности труда, что приводит к неэффективному использованию рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов;
— жесткая привязка финансовых ресурсов предприятия к статьям калькуляции, согласованной с заказчиком, что не дает возможности осуществлять управление финансовыми ресурсами, перераспределяя их между отдельными статьями расходов, в том числе с целью решения текущих проблем научно-технического и производственно-технологического характера. Это приводит к неэффективному использованию финансовых ресурсов, выражается в необходимости тратить запланированы по отдельным статьям калькуляции бюджетные средства, даже несмотря на результативность этих расходов;
— использование затратного метода ценообразования не стимулирует предприятия ОПК к повышению качества продукции и внедрение инновационных изменений в производстве, а также развития научных и инженерно-технических школ и закреплению на предприятиях ОПК талантливой молодежи и высококвалифицированных кадров.
Следует отметить, что частные предприятия проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по разработке и подготовке производства новых ВВТ за собственные средства, а не финансируются государством, как государственный сектор ОПК. Эти различные подходы к финансированию НИОКР требуют пересмотра методических рекомендаций к ценообразованию на продукцию и услуги оборонного и двойного назначения, когда исполнителем ДОЗ являются частные предприятия оборонной промышленности. Они, как правило, за свой счет проводят опытно-конструкторские работы, закупают необходимое оборудование, комплектующие, материалы и сырье, финансируют экспериментальное производство и испытания опытного образца, содержат квалифицированный персонал, несут риски, связанные с неопределенностью относительно принятия предложенного образца на вооружение, закупки продукции, выплаты роялти и тому подобное.
При этом формирование цен на продукцию частных предприятий остается без должного внимания со стороны государства, хотя сейчас в оборонных программах участвуют несколько десятков частных производителей продукции военного назначения, а в ближайшее время ожидается масштабная корпоратизация с последующей приватизацией государственных оборонных предприятий. Установленный уровень прибыли в ОПК значительно ограничивает возможности для развития продукции оборонного назначения [1]. И хотя среди экспертов нет единого взгляда на отдельные аспекты реформирования системы ценообразования, все согласны с необходимостью совершенствования существующей нормативной и методической базы.
Кроме того, применение государственно-частного партнерства в сфере ОПК приобретать все большую актуальность. Все это неизбежно поставит вопрос о разработке и утверждении методологии ценообразования на оборонную продукцию, которая должна учитывать бюджетные возможности государственного заказчика и финансовые стремление исполнителя-предпринимателя.
Анализ публикаций по проблемам ценообразования на ВВТ свидетельствует, что в научной и практической среде уже длительное время наблюдается поиск новых подходов к преодолению недостатков затратных методов и к разработке новой системы ценообразования на ВВТ, в основу которой должна быть положена концепция зависимости цены продукции от ее качества (ценности для заказчика).
Ценностная концепция ценообразования на продукцию оборонных предприятий предусматривает, что ценность продукции для заказчика определяется ее тактико-техническим характеристикам (качество, эффект от применения как в мирное время, так и в военной период, а также эффект от возможного применения в других не военных сферах деятельности), а для предприятия — существенный финансовый эффект (возможность экономить расходы, увеличить цену на более инновационную продукцию и т. д.) [2].
Следует отметить, что переход на ценностную концепцию ценообразования — это не одноразовый акт, а огромная и постоянная работа, которая в ведущих странах с устоявшейся экономикой (США, Германии, Франции, Японии, Италии и т. д.) продолжается уже в течение 15–20 лет. В Российской Федерации в последние три-пять лет только осознается необходимость ее введения в соответствии с реалиями рыночной уклада национальной экономики и потребностей реформирования и технического переоснащения Вооруженных Сил РФ.
Для устранения конфликта интересов между заказчиком и исполнителем в области согласования цены на продукцию военного назначения и использования прав на интеллектуальную собственность необходим такой формат сотрудничества между заинтересованными субъектами, который позволил бы [5]:
— обеспечить максимальную реализацию научного потенциала научных учреждений Российской академии наук, Министерства обороны РФ и Вооруженных Сил РФ, а также потенциала отечественной промышленности, в том числе ее частной составляющей, для производства высокотехнологичных образцов вооружения и военной техники. Нужно объединить ресурсы (кадры, материалы, оборудование и информационные ресурсы) и эффективно их использовать для проведения совместных научных исследований и технических разработок;
— рационально использовать финансовые ресурсы, выделяемые Государственным бюджетом РФ на развитие вооружения и военной техники;
— ускорить процесс создания и организации серийного производства нового вооружения и военной техники.
Закрепление за государством прав на объекты интеллектуальной собственности, полученные в результате выполнения задач по созданию за бюджетные средства новейших образцов вооружения и военной техники, а также их дальнейшее коммерческое использование должны проходить отдельно по каждому проекту или НИОКР, учитывая реальную ценность созданной при этом интеллектуальной собственности, определение потребности патентования изобретений в зарубежных странах.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2015 года № 407 «О порядке определения начальной цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу».
- Распоряжение Правительства РФ от 14.06.2013 г. № 976-р «Об утверждении перечня продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен».
- Алексеев А. В., Егоров П. В., Курбанов Т. Х. Государственно-частное партнёрство в военной сфере// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2018. № 5. С. 4–9.
- Бабкин Г. В., Косенко А. А., Стифеев А. Л. К вопросу о направлениях совершенствования механизма программно-целевого планирования развития российского оборонно-промышленного комплекса на современном этапе // Инновации. — 2013. — № 8 (178). — С. 23–30.
- Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Методология оценки оборонного и военно-экономического потенциала государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — № 29 (218). — С. 2–11.